Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие №2. Тема:Конституционно-правовые основы российского федерализма




Тема: Конституционно-правовые основы российского федерализма.

Цель: Изучить понятие и структуру конституционных основ российского федерализма.

Вопросы: 1. Особенности российской модели федерализма. 2. Понятие и структура конституционных основ российского федерализма. 3. Государственно-правовые признаки РФ. 4. Конституционные принципы российского федерализма:

- государственный суверенитет РФ;

- равноправие субъектов РФ;

- равноправие и самоопределение народов РФ;

- единство системы государственной власти в РФ.

Составные элементы: теоретическая часть, разбор проблем или дискуссии на тему: «Роль федеративного договора в становлении российского федерализма».

Цель дискуссии: Закрепление теоретического материала, определение значения теории российского федерализма путём анализа различных аспектов. Выработка навыков участия в дискуссии.

Понятийный аппарат: Известно, что при составлении Федеративного договора 1992 г. начались споры между несколькими группами: первая группа утверждала, что Федеративный договор надо подписывать с государственными образованиями, а таковыми в России были только республики; вторая группа доказывала необходимость образования Русской республики из областей, краев и даже автономий, и она должна подписывать договор и учреждать федерацию с существующими республиками; третья группа считала, что надо иметь только губернии и нет необходимости в республиках в федеративном государстве. В результате рабочая группа по разработке Федеративного договора пришла к выводу, что важно, чтобы все республики, края, области и автономии были равноправными субъектами Федерации, и они подписывают договор не об учреждении Российской Федерации, а о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Сохраняется существующее государство, но путём разграничения предметов ведения и полномочий ему придаётся федеративный характер.

Программа: Студентам группы предлагается разбиться на три команды, в зависимости от поддержки соответствующего варианта, описанного выше. В ходе дискуссии они должны привести свои обоснования и аргументы в поддержку того или иного варианта. При этом не допускается ограничиваться формальными признакам и необходимо вникнуть в суть федеративных отношений с учётом особенностей Российского государства.

Примерные тезисы дискуссии (вариант 1):

1. Понятие и виды субъектов Российской Федерации.

2. Правовое положение субъектов РФ по Конституции РФ и Конституции Республик и Уставов иных субъектов РФ (общая характеристика).

3. Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации.

4. Статус и характеристика краев, областей и городов федерального значения.

5. «Сложноустроенные» субъекты. Взаимоотношения органов государственной власти внутри «сложноустроенных субъектов Российской Федерации.

6. Изменение конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.

7. Принятие в состав Российской Федерации и образование в ее составе нового субъекта.

8. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

9. Разногласия в законодательстве субъектов федерации и пути их преодоления.

10. Федеральные округа и их место в федеративных отношениях.

11. Международная деятельность субъектов Российской Федерации.

Примерная схема деловой игры «Дебаты» (вариант 2): В рамках данного практического занятия можно провести дебаты (в форме политических дебатов, по формату, выбранному преподавателем). Тезис, предлагаемый для участников дебатов: «Укрупнение субъектов Российской Федерации: «за» и «против». Студентам заранее можно дать задание, чтобы они смогли подготовить необходимую информацию. Группа студентов делится на две команды: «3а» и «Против». Можно выделить третью небольшую группу, которая будет рецензировать выступления сторон. Каждая группа должна выбрать своего спикера, который оказывает поддержку своей группе, распределяет порядок выступления студентов своей группы с тезисами в поддержку «3а» и «Против». Для каждого выступления отводится определённое время, соблюдение которой является обязательным условием игры. Спикер третьей группы в конце дебатов подводит итоги, называет группу, аргументы которой являются более убедительными.

Примерные тезисы при проведении игры «Дебаты» (вариант 2):

1. Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.

2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов.

3. Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

4. Предметы ведения Российской Федерации.

5. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

6. Проблемы и перспективы совершенствования конституционного регулирования предметов ведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.