Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статьи расходов




Ответьте на вопросы (цена ответа 8 баллов)

Выберите правильный ответ (цена ответа 4 балла)

Ответьте на вопросы (цена ответа 8 баллов)

Выберите правильный ответ (цена ответа 4 балла)

Тесты

Ответы

Ответьте коротко на вопросы повышенной сложности

3.1. Перечислите основные экономические реформы в России

от Петра I до Б. Н. Ельцина и назовите экономические доктрины,

под влиянием которых эти реформы осуществлялись.

3.2. Изложите историю Нобелевской премии по экономике.

а) Чем она отличается от других Нобелевских премий и почему?

б) Перечислите не менее 5 выдающихся экономистов XX века,

которые по объективным причинам не стали лауреатами Нобелевской

премии, и сформулируйте, за какие заслуги они могли бы на

нее претендовать.

3.3. Однажды Герцен беседовал с известным социалистом Луи

Бланом. "Жизнь человека — великий социальный долг. Человек должен

приносить себя в жертву обществу!" — утверждал Блан. "Зачем?"

— спросил Герцен. "Как зачем? Главная цель жизни человека

— благосостояние общества". Какую логическую ошибку совершил

Луи Блан? Догадайтесь, как Герцен эффектно опроверг оппонента.

3.4. Советский период истории России (1917—1991 гг.) иногда

называют "великим экономическим экспериментом", который доказал

ошибочность социалистической идеи. Согласны ли вы с этой

точкой зрения или нет и почему?

3.1. Можно выделить следующие экономические реформы:

1-я четверть XVIII в. — реформы Петра I под влиянием меркантилистских

идей (стимулирование развития мануфактурного

производства и торговли);

Примеры решения задач 37

60-е гг. XIX в. — реформы Александра II под влиянием идей

классической политэкономии (общая либерализация, стимулирование

промышленности);

90-е гг. XIX в. — реформы С. Ю. Витте под влиянием неоклассических

идей (переход к золотомонетному обращению);

начало XX в. — реформы П. А. Столыпина под влиянием либерального

"здравого смысла" ("разобщинивание" крестьян);

1917—1921 гг. — "военный коммунизм" большевиков, попытка

прямой реализации доктрины марксизма путем натурализации хозяйства;

1920-е гг. — нэп, разработанный В. И. Лениным на основе развитой

им концепции переходной экономики;

1928—1933 гг. — "великий перелом" И. В. Сталина под влиянием

утрированных и догматизированных идей марксизма;

1953—1956 гг. — реформы Н. С. Хрущева под влиянием идей

"возвращения к истинному марксизму-ленинизму";

1965—1966 гг. — реформы Л. И. Брежнева под влиянием советских

экономистов-"рыночников" ("либерманизация");

1987—1991 гг. — реформы М. С. Горбачева под влиянием советских

экономистов-"рыночников" и социал-демократических идей;

с 1992 г. — "шокотерапия" Е. Гайдара, реформы В. Черномырдина

— смесь социал-демократических идей и идей неоклассических

(монетаристских) с преобладанием последних.

3.2. а) Среди основанных в начале XX в. А. Нобелем премий не

было премии по экономике. Основателем Нобелевской премии по экономике

(точное название — "Премия по экономике имени А. Нобеля")

в 1968 г. стал Шведский банк. Это объясняется, видимо, тем, что

в послевоенные годы сильно возрос, в сравнении с началом века,

авторитет экономической науки, в ее инструментарии стали преобладать

математические методы, допускающие (в отличие от чиста

логических конструкций) однозначную интерпретацию результатов.

б) Если бы Нобелевские премии по экономике стали присуждать

одновременно с другими Нобелевскими премиями, то их, весьма

вероятно, получили бы:

1. А. Маршалл — за вклад в создание целостной теории

Economics'a путем объединения теорий предельной полезности и

предельной производительности.

2. В. Парето — за эконометрический анализ условий экономической

оптимальности и равновесия.

3. Й. А. Шумпетер и Н. Д. Кондратьев — за развитие теории

экономических циклов.

4. Дж. М. Кейнс — за анализ "провалов" рынка и методов макроэкономического

(государственного) регулирования рыночного хозяйства.

5. В. Ойкен — за разработку основ теории ордолиберализма.

(Этот вопрос может использоваться как своеобразный тест для

анализа ценностных симпатий слушателей.)

3.3. "Доказательство" Луи Блана — это софизм тождесловия

(idem per idem), когда в виде довода приводится тот же исходный

38 Глава 1. Предмети метод экономической теории

тезис, только в другой форме. Герцен опроверг Луи Блана, заметив:

"Благосостояние общества никогда и не достигнется, если все

будут жертвовать и никто не будет наслаждаться".

3.4. Историю Советской России нельзя назвать в строгом смысле

слова "экономическим экспериментом", поскольку: 1) целью реформ

большевиков было отнюдь не "практическое изучение" эффективности

коммунистической доктрины, а скорее желание "доказать" ее любой

ценой, 2) Россию нельзя было считать местом "наиболее благоприятных

условий" для проверки идей К. Маркса. Кроме того, опыт Советской

России не может служить убедительным доказательством ложности

социалистической идеи, т. к. такой вывод делается методом неполной

индукции (ошибка "поспешного обобщения").

Вариант А

1. Верны ли следующие утверждения (цена ответа 2 балла)?

1.1. Так как абстрактная модель учитывает заведомо не все

факты, существующие в действительности, то она не применима

для решения проблем, возникающих в реальной жизни.

Да Нет

1.2. Некоторые недоказанные утверждения могут быть истинными.

Да Нет

1.3. Экономическая наука постепенно становится естественнонаучной

дисциплиной, так как в ней все шире и шире применяются

точные математические методы.

Да Нет

1.4. Основоположником классической политической экономии

в Англии был Адам Смит.

Да Нет

1.5. Модель "экономического человека", описывающая поведение

индивида в экономике, впервые была предложена представителями

школы предельной полезности.

Да Нет

1.6. По мнению М. Фридмена, предпосылки экономической теории

могут быть заведомо нереалистическими.

Да Нет

1.7. Современную экономическую теорию можно определить как

науку о распределении ограниченных ресурсов.

Да Нет

1.8. Формально-логическая операция, раскрывающая объем

понятия, называется определением.

Да Нет

Тесты 39

1.9. Если два события рассмотрены "при прочих равных условиях",

то одно из них обязательно является причиной, а другое —

следствием.

Да Нет

1.10. Среди лауреатов Нобелевской премии по экономике нет

ни одного представителя институционализма.

Да Нет

2.1. Термин "экономике" получил всеобщее признание после

того, как был употреблен в заглавии труда:

а) Жана-Батиста Сэя, в) Альфреда Маршалла, -

б) Джона Стюарта Милля, г) Джона Мейнарда Кейнса.

2.2. Макроэкономика определяется как область экономической

теории, изучающая:

а) роль государства в экономике,

б) глобальные тенденции экономического развития человечества,

в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой

в целом,.

г) те же проблемы, что и политическая экономия в первоначальном

понимании этого термина.

2.3. Н. Д. Кондратьев не стал лауреатом Нобелевской премии

по экономике, потому что:

а) Нобелевские премии посмертно не присуждают,

б) экономисты Запада считают концепцию "длинных волн"

ошибочной,

в) Нобелевские премии дают только за эконометрические труды,

г) советские экономисты не выдвигали его в число соискателей

Нобелевской премии, поскольку он был репрессирован.

2.4. Замечено, что наиболее крупные экономисты делали свои

открытия, опираясь на материал той страны, в которой они жили.

Это объясняется, в первую очередь, тем, что:

а) каждый крупный ученый, как правило, патриот своей

страны,

б) в те времена средства сообщения между странами были недостаточно

развиты,

в) в данных странах было больше проблем, которые требовалось

решать,

г) в своей стране экономист сталкивался со всем множеством

фактов реальной жизни и мог выбрать из них существенные для

своего открытия..

2.5. Что из приведенного списка не является моделью:

а) торговля на Нью-Йоркской фондовой бирже,

б) иерархия потребностей,

в) концепция экономического человека,

г) валовой внутренний продукт?*

40 Глава 1. Предмет и метод экономической теории

2.6. Понятие метода науки включает в себя:

а) способы оптимального применения всей совокупности познавательных

средств,

б) структуру предмета,

в) набор фактических данных,

г) мировоззренческие установки ученого.

2.7. "Шокотерапия" Е. Гайдара опиралась на теорию:

а) кейнсианства, в) рациональных ожиданий,

б) общественного выбора, г) монетаризма.

2.8. Разделить политическую экономию на четыре раздела —

исследование сфер производства, распределение, обмен и потребление

— предложил:

а) Давид Рикардо, в) Джеймс Милль,

б) Карл Маркс, г) Джон Стюарт Милль.

2.9. Термин "политическая экономия" появился в:

а) 1615 г., в) 1867 г.,

б) 1776 г., г) 1890 г.

2.10. Потребление нефти в США с 1970 по 1974 г., в период

"нефтяного шока", выросло с 14,7 млн. баррелей почти в 2 раза.

Следовательно, существует положительная связь между ценой нефти

и ее потреблением. Какая логическая ошибка допущена в этом

утверждении:

а) нет ошибки, в) при прочих равных условиях,

б) причины и следствия, г) композиции?

3.1. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные известные

вам современные школы и направления в экономической науке.

Покажите особенности предмета и метода каждой из них.

3.2. Теории "человеческого капитала" Г. Беккера, прав собственности

Р. Коуза и общественного выбора Д. Бьюкенена называют

неоинституциональными. Перечислите черты сходства и различия

неойнституционализма в сравнении с классическими институциональными

теориями.

3.3. "Для свободной конкуренции характерны наличие неограниченного

числа участников, полная свобода входа на рынок и выхода

с него, однородность товаров и услуг, абсолютная полнота информации

и неспособность ни одного агента рынка1 влиять на цену".

Является ли это высказывание позитивным или нормативным?

Обоснуйте ответ.

3.4. Известный отечественный историк-востоковед И. М. Дьяконов

в книге "Пути истории" (М., 1994) пишет: "... Из закона сохранения

следует, что всякое одностороннее прибавление оплачивается

потерями с другой стороны, т. е. всякий прогресс есть тем самым

и регресс: нет прогресса без потерь, и чем больше прогресс, тем

больше потери. Абсолютно гармоничное будущее... невозможно по

законам физики". Какой методологический прием здесь используется

и насколько корректно?

Тесты 41

3.5. Предположим, что мы формализовали условия равновесия

на каждом из п индивидуальных товарных рынков. Определим равновесие

национальной экономики в целом как ситуацию одновременного

равновесия п товарных рынков. Будет ли теория, исследующая

условия такого равновесия, относиться к микро- или к

макроэкономике?

Вариант Б

1. Верны ли следующие утверждения (цена ответа 2 балла)?

1.1. Модель является абстракцией реального явления.

Да Нет

1.2. Я. Корнай получил Нобелевскуюпремию по экономике за

разработку теории социалистической "экономики дефицита".

Да Нет

1.3. Экономическая наука отличается от естественных наук невозможностью

постановки полностью контролируемого эксперимента.

Да Нет

1.4. Джон Мейнард Кейнс был выдающимся представителем

неоклассического направления в экономической науке.

Да Нет

1.5. Первая экономическая макромодель была разработана в

трудах Франсуа Кенэ.

Да Нет

1.6. Статистика — единственный источник фактов для экономиста.

Да Нет

1.7. Экономическая теория не является наукой об управлении

предприятием.

Да Нет

1.8. Чем шире объем понятия, тем больше его содержание.

Да Нет

1.9. Если одно событие предшествует другому, это означает,

что первое является причиной второго.

Да Нет

1.10. Анализ относится к формам умозаключения.

Да Нет

2.1. Что из приведенного списка нельзя отнести к институтам:

а) обычай дарообмена, в) МГУ,

б) кооперативные предприятия, г) министерство финансов?

42 Глава 1 Предмет и метод экономической теории

2.2. Какое из утверждений не истинно применительно к модели:

а) модель состоит из нескольких реалистичных предположений,

б) модель строится на основе абстракции,

в) на основе модели возможно дать представление будущего,

г) модель полезна тогда, когда ее переменные поддаются прямому

измерению?

2.3. Главной задачей экономической науки является установление

законов, которые управляют распределением общественного

богатства, считал:

а) Карл Маркс, в) Давид Рикардо,

б) Джон Стюарт Милль, г) Альфред Маршалл.

2.4. К посткейнсианской школе можно отнести такую плеяду

ученых, как:

а) Харрод, Домар, Хансен; в) Фридмен, Хайек, Мельтцер;

б) Робинсон, Сраффа, Калдор; г) Веблен, Митчелл, Коммонс.

2.5. Микроэкономика может быть определена как область экономической

науки, которая изучает:

а) экономическое поведение отдельных групп потребителей,

фирм и собственников ресурсов,

б) экономическое поведение отдельных фирм,

в) отношения между отдельными представителями разных

классов,

г) то, как экономисту использовать микрокомпьютеры.

2.6. Дж. М. Кейнс не был удостоен Нобелевской премии по экономике,

потому что:

а) теория Дж. М. Кейнса приобрела популярность только после

его смерти,

б) Нобелевские премии по экономике стали присуждать уже

после смерти Кейнса;

в) Нобелевские премии присуждают только за микроэкономические

исследования,

г) Дж. М. Кейнс был богат, и потому он отказался от денежной

премии.

2.7. Основное значение экономической науки сегодня в том, что она:

а) помогает предпринимателям вести успешный бизнес,

б) дает ученым возможность реализовать свои способности,

в) показывает пути наилучшей организации общественного

устройства с точки зрения удовлетворения потребностей людей,

г) раскрывает человеку истинные мотивы его поведения.

2.8. "Все богатые и развитые страны Запада в 80—90-е гг. используют

в экономической политике рекомендации неоклассической

экономической теории. Россия стремится стать богатой и развитой

страной. Поэтому для подъема экономики надо использовать

неоклассические методы". Это высказывание:

а) истинно,

б) ложно, так как используется неполная индукция;

в) ложно, так как сделана подмена тезиса,

г) ложно, так как в качестве аргумента используется положение,

само нуждающееся в доказательстве.

Тесты 43

2.9. Какая из перечисленных задач является основной для экономической

системы:

а) определить технические условия производства,

б) ликвидировать инфляцию и безработицу,

в) установить справедливое общественное устройство,

г) скоординировать действия отдельных экономических субъектов?

2.10. Качество экономической модели определяется главным

образом тем, насколько:

а) точен прогноз, составленный на ее основе,

б) много реалистических предпосылок в ней содержится,

в) легко ее верифицировать (проверить),

г) много уравнений она содержит.

3.1. год хорошего урожая фермер может получить большую

выручку от продажи пшеницы. Следовательно, доходы фермеров

Ирландии в урожайный год увеличиваются". Справедливо ли это

обобщение?

3.2. Исследование трудоустройства и уровня жизни выпускников

московских школ 70—80-х гг., проведенное в 1990—1992 гг.,

показало, что доходы тех, кто раньше учился на тройки, в среднем

в полтора-два раза превышают доходы бывших отличников. Можно

ли сделать вывод, что повышение уровня знаний служит причиной

снижения доходов?

3.3 Изобразите в двухмерной системе координат, как менялась

во второй половине XX в. конфигурация зоны доминирующих

экономических теорий.

3.4. Можно ли считать моделью концепцию "экономического

человека" Адама Смита? Почему?

3.5. Охарактеризуйте разницу между концепцией человека как

субъекта экономики в марксистской и неоклассической теориях.

Глава 2. Базовые экономические понятия

2.1. Потребности, ресурсы, выбор

Экономическая наука прежде всего изучает экономические

потребности и способы их удовлетворения.

Экономические ^ зависимости от того, являетесь ли вы песси-

потоебности мистом или оптимистом, можно выбрать одно из

двух определений экономических потребностей.

С точки зрения пессимиста, под экономическими потребностями

(economic needs) обычно понимается недостаток чего-либо необходимого

для поддержания жизнедеятельности и развития личности,

фирмы и общества в целом. Оптимисты предпочитают определять

экономические потребности как внутренние мотивы, побуждающие

к экономической деятельности.

Именно экономические потребности выступают как внутренний

побудитель активной деятельности человека. Потребности подразделяются

на первичные, удовлетворяющие жизненно важные

потребности человека (пища, одежда и др.), и вторичные, к которым

относятся все остальные потребности (например, потребности

досуга: кино, театр, спорт и т.д.). Первичные потребности не могут

быть заменены одна другой, вторичные — могут. Деление экономических

потребностей на первичные и вторичные исторически условно,

соотношение между ними с развитием общества изменяется.

Таблица 2—1

Минимальная потребительская "корзина"

в России в 1991—1995 гг.*

Питание

Одежда, обувь

Культбыт

Услуги

Налоги

Прочие расходы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.158 сек.