Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цена(Р)




Спроса

цену, а другой — высокую, то их выручки будут сильно отличаться

друг от друга — 18 млн. и 6 млн. долл. В данном случае пассивная

политика высоких цен предпочтительнее, чем конкурентная политика

низких цен.

В условиях высокой степени неопределенности

олигополисты ведут себя по-разному. Одни пытаются

игнорировать конкурентов и действовать,

как будто в отрасли господствует совершенная конкуренция. Другие,

наоборот, пытаются предвидеть поведение соперников и внимательно

следят за каждым их шагом. Наконец, некоторые из них считают

наиболее выгодным тайный сговор с фирмами-противниками.

В реальной действительности могут одновременно встречаться

все эти три варианта рыночного поведения. Поскольку руководство

фирмы должно постоянно принимать множество решений, оно практически

не в состоянии предсказывать реакцию конкурентов на каждое

свое действие. Поэтому по многим тактическим вопросам, касающимся

второстепенных аспектов, решения принимаются вполне самостоятельно.

С другой стороны, при выработке стратегических решений

фирма ведет работу по оптимизации взаимоотношений с соперниками.

Задача экономической теории — изучить правила рационального

выбора, привлекая аппарат теории игр. Каждый "игрок"

ищет такой ход, чтобы максимизировать свою выгоду и одновременно

ограничить свободу выбора у конкурента. В поисках наиболее

"простого" пути фирмы-соперники могут вступить в прямой сговор,

договариваясь о единой политике цен, о разделе рынков сбыта и т. д.

Последний случай наиболее опасен для общества и, как правило,

запрещается нормами антимонопольного законодательства.

Первый вариант сводится к совершенной конкуренции, третий

— в предельном случае — к чистой монополии. Он может быть

изучен как с учетом теории игр, так и без нее. Обычно изучение

олигополистического ценообразования начинают с анализа ломаной

кривой спроса.

Конкуренты не следую г

ja фирмой (в случае

повышения цен)

MR,

Q

а)

Конкуренты следуют

j<i фирмой (в случае

понижения цен)

Q»»MR, Q

б)

Рис. 8—7. Ломаная кривая спроса

8 1. Олигополия 257

Допустим, на отраслевом рынке конкурируют три (I, II и III) фирмы.

Рассмотрим реакцию фирм II и III на поведение фирмы I. Возможны

две ситуации: когда она повышает цены и когда она их понижает. В

случае, если фирма I повышает цены выше Р0 (рис. 8—7а), ее спрос

изображается кривой D: выше линии РаА Конкуренты (фирмы II и

III) не будут за ней следовать, и их цены либо останутся неизменными,

либо вырастут в гораздо меньшей пропорции, как показывает

кривая D выше линии Р0А. При понижении фирмой I цены ниже Р0

фирмы II и III будут следовать за ней, что показывает кривая D:

ниже линии Р„А. В результате возникает ломаная кривая спроса

D2AD,, высокоэластичная выше уровня текущей цены Р0 и малоэластичная

ниже нее (рис. 8—76). Кривая предельного дохода при

этом не является непрерывной и состоит как бы из двух участков —

MR2 выше точки В и MRj ниже точки С.

Предложенная модель объясняет относительную негибкость цен

при олигополии. Дело в том, что в известных пределах любое повышение

цен ухудшает ситуацию. Повышение цены одной фирмой

таит опасность захвата рынка конкурентами, которые могут переманить

прежних покупателей фирмы, сохраняя низкие цены. Понижение

цен в условиях олигополии также может не привести к желаемому

росту объема продаж, так как конкуренты, точно так же понизив

цены, сохранят свои квоты на рынке. В результате фирма-лидер

не сможет увеличить число покупателей за счет других фирм. К

тому же понижение цены чревато демпинговой ценовой войной.

Предложенная модель хорошо объясняет лишь негибкость цен,

но не позволяет определить первоначальный уровень цен и механизм

их роста. Последнее легче объяснить сговором олигополистов.

Кап ль Стремление олигополистов к кооперативномуповедению

способствует образованию картелей. Картельэто объединение

фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов

продукции так, как если бы они слились в чистую монополию.

Образование картеля требует выработки совместной стратегии

(по поводу цен, объемов производства), установления квот для

каждого участника и создания механизма контроля за выполнением

принятых решений. Установление единых монопольных цен повышает

выручку всех участников, но рост цен достигается путем

обязательного снижения объема продаж. В результате у каждого

участника возникает соблазн получить двойной выигрыш, продавать

свою продукцию по высокой картельной цене, но с превышением

низких картельных квот. Если подобного рода оппортунистическое

поведение станет всеобщим, то картель развалится.

Картель — классический пример кооперативной игры с п участниками,

где п может быть равно 2, 3 и т д Обязательное условие

картельного соглашения заключается в том, чтобы каждый его участник

получил не меньше того, на что он мог бы рассчитывать при

объединении против него всех других олигополистов Часто картельное

соглашение предусматривает создание коллективного фонда

("общака"), из которого осуществляются "побочные платежи" тем,

кто пострадал от сокращения квот. Эти выплаты играют роль уравнивающих

платежей.

258 Глава 8 Типы рыночных структур: несовершенная конкуренция

Потенциальную угрозу картелю несет объединение аутсайдеров

в контркартель. Если суммарный доход участников отрасли

постоянен и равняется максимальной величине, то перед нами —

игра двух участников (коалиций) с нулевой суммой, частным случаем

которой является модель дуополии по Курно.

О Q„ Q

Рис. 8—8. Максимизация прибыли при тайном сговоре

Теория игр на ее современном уровне недостаточно учитывает

институциональные аспекты цроцесса возникновения, расцвета и

упадка картельных союзов. В настоящее время явные соглашения

картельного типа встречаются редко. Гораздо чаще можно наблюдать

неявные (скрытые) соглашения, тайный сговор.

Тайный сговорэто негласное соглашение о ценах, разделении

рынков и других способах ограничения конкуренции,которые

преследуются законом.

Если между участниками сговора (всеми продавцами соответствующего

рынка) достигнута твердая договоренность, то олигополия

вырождается в чистую монополию и все кривые спроса сливаются

в одну. Объем продаж определяется точкой В, где MR = МС.

Проекция этой точки на кривую D, т. е. точка А (рис. 8—8), позволяет

определить монопольную цену Р0 и экономическую прибыль

(площадь P0ACN).

Однако тайный сговор не может быть прочным длительное

время. Высокий уровень прибыли и монопольная цена привлекают

в эту отрасль новых производителей, что обостряет конкуренцию.

Чем больше число участников, тем труднее им договориться между

собой. (В "Золотом теленке" И. Ильфа и Е. Петрова описана именно

такая ситуация, когда "Сухаревская конвенция" жуликов была подорвана

действиями Паниковского, вторгшегося на монопольные

участки других членов соглашения о разделе Союза.) По мере развития

производства и насыщения рынка все сильнее сказываются

различия в спросе и в издержках производства участников сговора.

Те, кому удалось понизить издержки и повысить спрос, вызывают

8.1. Олигополия 259

зависть конкурентов, которым кажется, что их обошли нечестным

путем. К объективной дифференциации производителей добавляется

субъективный фактор — мошенничество, которое становится

заразительным. В обход соглашения осуществляются тайные продажи

на льготных условиях. Все эти явления особенно дают о себе

знать в условиях спада производства, когда каждый хочет выжить

за счет других. Фактором, препятствующим тайному сговору, становится

также антитрестовское законодательство.

Поэтому в современном мире чаще всего встречаются не оформленные

соглашения (типа картеля), а молчаливая договоренность

(типа лидерства в ценах). Так, в 80-е гг., по оценкам экономистов,

лидерство в ценах наблюдалась в таких отраслях экономики США,

как выплавка стали, производство бензина, автомобилей, минеральных

удобрений и др. Обычно движение цен происходит при этом

ступенями, причем лидер отрасли (самая крупная или самая технически

оснащенная фирма) заблаговременно информирует других

производителей (например, через отраслевой журнал) о предстоящем

повышении цен Принимая решение, лидер стремится сделать

его общеприемлемым, поэтому в отраслях, действующих по этой

модели, норма прибыли не максимальна, хотя и выше средней.

Ценообразование Олигополистическое ценообразование часто осу-

^ ществляется по принципу издержки плюс.

,, Сначала рассчитывается средний уровень издержек.

При их планировании обязательно

предполагается неполная загрузка мощностей (на уровне 75—80%),

чтобы иметь возможность амортизировать перепады конъюнктуры.

Наибольший удельный вес имеют, как правило, переменные издержки.

К их средней величине прибавляется определенный процент,

который включает средние постоянные издержки и нормальную

прибыль (рис. 8—9).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.