Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Родительская семья созависимых




Созависимые происходят из семей, в которых имели место либо химическая зависимость, либо жестокое обращение (физическая, сек­суальная или эмоциональная агрессия), а естественное выражение чувств запрещалось ("не реви", "что-то ты развеселился очень, как бы плакать не пришлось", "мальчикам плакать нельзя"). Такие семьи носят название дисфункциональных.

Семья — это главная система, к которой принадлежит каждый из нас. Система — это группа людей, взаимодействующих как одно це­лое. Поскольку все части этой системы находятся в тесном контакте то и улучшение (ухудшение) состояния одного из членов семьи неиз­бежно отражается на самочувствии других. Чтобы вся семья могла лучше функционировать, необязательно ждать, когда больной химической зависимостью обратится за лечением. Жизнь семьи может существенно улучшиться, если хотя бы один из созависимых членов начнет выздоравливать от созависимости.

Наивысшая цель семейной психотерапии — помощь в превращении дисфункциональной семьи в функциональную.

2.3. Признаки дисфункциональной семьи:

1. Отрицание проблем и поддержание иллюзий

2. Вакуум интимности

3. Замороженность правил и ролей

4. Конфликтность во взаимоотношениях

5. Недифференцированность "я" каждого члена ("Если мама сер­дится, то сердятся все")

6. Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены не­видимой стеной

7. Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдобла­гополучия

8. Склонность к полярности чувств и суждений

9. Закрытость системы. Абсолютизирование воли, контроля.

Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определен­ным правилам. Вот некоторые из них: взрослые — хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно; родите­ли держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.

 

2.4. Признаки функциональной семьи:

1. Проблемы признаются и решаются

2. Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсужде­ния, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества)

3. Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, разли­чия между членами семьи высоко ценятся

4. Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности

5. Родители делают то, что говорят

6. Ролевые функции выбираются, а не навязываются

7. В семье есть место развлечениям

8. Ошибки прощаются, на них учатся

9. Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их об­суждения.

Любой из признаков функциональной семьи может стать целью одного из занятий по групповой психотерапии. Сравнительные харак­теристики функциональных и дисфункциональных семей в сжатом виде можно представить следующим образом.

 

Таблица 1. Сравнение функциональных и дисфункциональных семей

 

Дисфункциональные семьи Функциональные семьи
Негибкость ролей функции ригидны Гибкость ролей, взаимозаменяемость функций
Правила негуманны, им невозможно следовать Правила гуманны и способствуют гармонии, поощряется честность
Границы либо отсутствуют, либо непроницаемы (молчание, отгороженность) Границы признаются и уважаются.
Коммуникации непрямые и скрытые. Коммуникации прямые
Чувства не ценятся. Чувства открыты
Запрет на выражение некоторых чувств Свобода говорить
Поощряется либо бунтарство, либо зависимость и покорность. Поощряется рост и независимость
Индивиды не способны разрешать конфликты. Индивиды способны видеть конфликты.
Исход: неприемлемый и деструктивный Исход: приемлемый и конструктивный

 

Воспитание в дисфункциональной семье формирует те психоло­гические особенности, которые составляют почву созависимости. Рас­сматривать созависимость только как ответную реакцию на стресс в семье в виде химической зависимости у одного из членов было бы неверно. Стресс выступает как триггер, пусковой механизм, чтобы имевшаяся почва пришла в движение. Здесь уместно напомнить об ассортативности браков больных алкоголизмом. Ассортативность бра­ков — это отклонение от панмиксии при выборе брачного партнера. Иными словами, ассортативность — это не случайный выбор супру­га, а выбор по наличию определенных признаков. Как правило, по­добный выбор делается неосознанно. Ассортативность браков при химической зависимости подтверждается тем, что супруги больных чаще подвержены аналогичному заболеванию, чем представители об­щей популяции. Второе доказательство заключается в том, что семьи супругов отягощены случаями зависимости не менее часто, чем се­мьи самих больных с зависимостью. Известно, что дочери больных алкоголизмом отцов выходят замуж за тех мужчин, которые уже боль­ны алкоголизмом или могут заболеть в будущем. Ассортативностью объясняется также и то, что повторный брак часто оказывается таким же "алкогольным", как и первый.

Из практики групповой психотерапии жен больных химичес­кой зависимостью следует, что в группе из 12 женщин обычно 9-10 человек являются дочерями больных алкоголизмом отцов или ма­терей [26].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.