Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обоснование программы




Программа профилактики злоупотребления наркотическими и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи

Разработчики программы: Доцент кафедры прикладной психологии ПГПУ им.В.Г.Белинского, к.пс.н. Психотерапевт Единого Реестра профессиональных психотерапевтов Европы (ESP RU №116) Тарасов С.В.

 

Очевидным является тот факт, что молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых происходит хаотично, бессистемно и лавинообразно. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль.

Современная социальная ситуация неизбежно привела молодое поколение к необходимости взятия ответственности за свое будущее на себя, самостоятельного выбора и контроля своего поведения. В то же время совершенно очевидно, что подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Прогрессивно нарастающие требования социальной среды вызвали появление массовых состояний психоэмоционального напряжения, лавинообразное увеличение форм саморазрушающего поведения, на первое место из которых вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотребления психоактивными веществами.

Отсутствие знаний, навыков и современных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения - родителей, педагогов, - не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Подростки оказались одиноки и психологически беспомощны в связи с утраченными связями со старшим поколением. Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками - учителя, школьные психологи, инспектора ИДН и т. д., также нуждаются в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию со своими подопечными. Для того, чтобы обучить их новым формам поведения, сформировать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, требуется, во-первых, самим обладать необходимым для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками, в во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения.

Все эти экстремальные, в социально-психологическом смысле, условия приводят к необходимости разработки нового, специфического для данной конкретной ситуации, подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами, одним из которых является разработка и внедрение концептуально обоснованных профилактических программ нового поколения.

Цели программы:

1.Развитие концептуально обоснованного системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди подростков и молодежи.

2.Разработка и апробация концептуальной модели профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков.

3.Разработка и внедрение комплекса обучающих программ профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков.

4.Развитие сети специалистов и лидеров в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами из числа вречей, психологов, учителей средних школ, инспекторов по делам несовершеннолетних, подростков и их родителей.

5.Разработка механизмов развития социальной системы профилактического антинаркоманического воздействия. Подготовка групп специалистов и волонтеров, организующих и проводящих работу по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в регионе.

 

 

Задачи программы:

 

1.Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими и другими психоактивными веществами.

2.Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.

3.Информирование о действиях и последствиях злоупотребления наркотическими и психоактивными веществами, причинах и формах заболеваний, связанных с ними, путях к выздоровлению, связи злоупотребления наркотиками и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, социальными сетями, стрессом и путями его преодоления.

4.Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:

n Я-концепция (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);

n собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;

n умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;

n осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим.

 

5.Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:

- формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям совершать ошибки, но и исправлять их;

n формирования умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;

n формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их;

n формирование умения контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;

n формирование умения осознавать, что со мной происходит и почему, анализировать собственное состояние;

n формирование умения сопереживать окружающим и понимать их, понимать мотивы и перспективы их поведения (формирмирование навыков эмпатии, аффилиации, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений);

n формирования умения принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.

 

6.Развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами:

n навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем;

n навыков воспитания, использования и оказания психологической и социальной поддержки;

n навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;

n навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;

n навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;

n навыков избегания ситуаций, связанных с употреблением наркотиков, других психоактивных веществ и другими формами саморазрушающего поведения;

n навыков и умений использовать альтернативные психоактивным веществам способы получения радости и удовольствия;

n навыков бесконфликтного и эффективного общения.

 

Структура программы:

Программа предполагает работу с подростками старшего (15-17 лет) и среднего (12-14 лет) школьного возраста.

 

Программа состоит из четырех разделов:

1.Информациооный раздел;

2.Когнитивное развитие;

3.Развитие личностных ресурсов;

4.Развитие стратегий высокофункционального поведения и навыков.

 

В процессе проведения программы проводится работа как с самими подростками, так и с учителями, а также с родителями.

Выделяются группы волонтеров для проведения дальнейшей профилактической активности: группа лидеров - подростков; группа лидеров - учителей и группа лидеров - родителей. Эти группы в дальнейшем проходят специальную подготовку.

Первым этапом развития программы является работа с лидерами - учителями школ, призванных в дальнейшем активно сотрудничать и содействовать в проведении программы.

Предусматривается также проведение “круглых столов” для администрации региона и комиссий по делам несовершеннолетних.

 

Этапы работы:

Используются как долговременные так и краткосрочные формы проведения программы.

1 этап - подготовка субспециалистов из числа школьных психологов учителей. С этой целью проводится интенсивная программа (15 часовой цикл занятий).

II этап - работа со школьниками - подростками (долгосрочная программа в течение года 36 часовой цикл 2 раза в неделю).

III этап - работа с родителями в течение года (15 часовой цикл занятий 1-2 раза в месяц).

В начале и в конце программы предусматривается проведение межведомственных “круглых столов” для анализа и подведения итогов работы.

 

 

Методы работы:

n Групповая работа;

n Тренинг поведения;

n Когнитивная модификация и терапия;

n Личностный тренинг;

n Дискуссии;

n Мозговые штурмы;

n Беседы;

n Лекции;

n Ролевые игры;

n Психогимнастика;

n Психодрамма;

n Элементы индивидуальной и групповой психотерапии;

n Круглые столы;

n Совещания;

n Супервизия;

n Проведение методических занятий с супервизорами.

 

Предполагаемые результаты:

1.Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди подростков.

2.Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков.

3.Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.

4.Обработка концептуальной модели региональной профилактической программы.

5.Развитие профессиональной и общественной сети профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

 

Критерии эффективности:

Уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами:

- усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;

n наличие навыков противодействия наркотизирующейся среде, решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения;

n развитие стратегий проблем - преодолевающего поведения и избегания ситуаций, связанных с риском наркотизации.

 

До и после программы предполагается проведение экспериментально - психологического обследования ее участников по вышеназванным критериям. Проводится также отсроченное тестирование, спустя 6 - 8 месяцев после проведения программы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.