Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовная жизнь общества




ИСТИНА

Знания, полученные в процессе познания, должны соответ­ствовать окружающей действительности. Только в этом случае эти знания будут полезны человеку. Таки&соответствующие действи­тельности знания называют истиной. лЧтобы сравнить два предме­та, иногда достаточно просто расположить их рядом. Часто это сделать сложно из-за величины, неподъемности предметов или потому, что они находятся на весьма удаленном расстоянии друг от друга. В этом случае мы сравниваем их образы, сохраненные в памяти, или используем их изображения — фотографии, рисун­ки, макеты и т.д.

Сложнее установить соответствие действительности знаний, выраженных в знаковой форме, например в виде математической формулы. В этом случае надо произвести вычисления или провес­ти опыт.

В окружающем мире определенные процессы происходят не­зависимо от воли человека и от человечества в целом. Знание о таких процессах получило название объективной истины. Действи­тельно, человечество долгое время не знало законов физики, химии, астрономии, но они, тем не менее, существовали и дей­ствовали. С другой стороны, истине присуща и субъективность — в том смысле, что полученные знания становятся достоянием конкретного человека и общества в целом. Несомненно, чувствен­ное познание и воспринятые в его результате образы субъективны. Они зависят от индивида, состояния его нервной системы, усло­вий наблюдения, степени подготовки и т.д. Истинность знания должна быть осознана человеком. Кроме того, истина конкретна, так как полученное в результате познания знание отражает опре­деленный объект действительности. Абстрактных истин, не при­вязанных к предмету познания, не бывает.

Критерием истины выступает практика. Она рассматривается как основа формирования знаний и одновременно как средство проверки их истинности, т.е. выявления меры соответствия зна­ний объективной действительности.

В широком понимании практика включает все виды деятельно­сти человека. Практика подвижна, изменчива и находится в по­стоянном развитии. Меняются виды деятельности, оставшиеся наполняются новым содержанием.

В то же время практика неоднозначна и внутренне противоре­чива. Противопоставляя одни факторы практики другим, можно сделать односторонние, неверные выводы. Ежедневные наблюде­ния за небесными светилами приводят к выводу о том, что Солн­це и Луна вращаются вокруг Земли, что, как известно, не верно. Для доказательства обратного нужно совершить более сложные практические действия и провести расчеты.

Практика выступает основой сознания и вместе с тем включа­ет в себя сознательную деятельность. Осознав ограниченность прак­тики данного периода времени и ее несоответствие интересам большинства народа и целям исторического прогресса, люди в состоянии изменить ее, перейти к практике позитивной, про­грессивной. Только в этом случае изменяющаяся практика может быть основой и критерием развивающегося истинного знания.

Объективная истина не представляет собой нечто застывшее, а выступает как объективное содержание наших знаний, соответ­ствие которых объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической деятельности.

Философская теория познания выдвигает следующие тезисы.

1. Объективный мир, отражаемый в знании, постоянно изме няется и развивается.

2. Практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются.

3. Знания, полученные на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно, в про цессе постоянных изменений и развития находится и объектив ная истина.

Таким образом, задача теории познания состоит в изучении того, как развивающееся познание отражает развивающийся мир, соответствует ему и воздействует на него.

Истинное знание, как и сам объективный мир, имеет свой­ство развиваться. В древности люди считали, что Солнце и плане­ты вращаются вокруг Земли. Это утверждение не было истинным знанием, но объективной истиной в этом утверждении было то, что светила движутся. С течением времени астрономические зна­ния расширялись, и на сегодняшний день ученые с максималь­ной точностью вычислили траектории движения планет. Таким образом, каждое новое открытие пополняет объективную истину.

В зависимости от полноты истинных знаний различают отно­сительную и абсолютную истину/Относительная истина — это неполное, неточное знание. Она зависит от конкретных истори­ческих условий, уровня развития науки. В процессе познания от­носительная истина может меняться и дополняться. На разных этапах развития человечества одна относительная истина может сменяться другой, которая более полно выражает объективную истину. Таким образом, исторический процесс познания пред­ставляет собой все более полное и точное познание объективной истины.

Абсолютной истиной называется совершенно полное, точное, (всестороннее, исчерпывающее) знание о каком-либо явлении. Абсолютная истина практически недостижима. Она служит дви­жущей силой познания. Вопрос о возможности достижения абсо­лютной истины с давних времен был предметом философского спора. Ряд философов отрицательно отвечают на этот вопрос. В доказательство они ссылаются на то, что в процессе познания мы имеем дело лишь с относительными истинами. Каждая из них оказывается со временем не вполне точной и полной. Следова­тельно, полное, исчерпывающее знание недостижимо. И чем слож­нее то или иное явление, тем труднее достичь абсолютной исти­ны, т.е. полного, исчерпывающего знания о нем. И тем не менее, абсолютная истина существует. Ее надо понимать как цель, к ко­торой стремится человеческое познание. Каждая относительная истина — это ступенька, шаг, приближающий нас к этой цели.

Таким образом, относительная и абсолютная истины — это лишь разные уровни, или формы, объективной истины. Наше зна­ние всегда относительно, так как зависит от уровня развития об­щества, техники, состояния науки и т.д. Чем выше уровень наше­го познания, тем больше мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс этот может длиться бесконечно, ибо на каждом этапе исторического развития мы открываем новые стороны и свойства окружающего нас мира и создаем о нем все более полные и точ­ные знания. Это — постоянный процесс перехода от одних отно­сительных форм объективной истины к другим. Таким образом, каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот, абсолютная истина — это «предел» бесконечной по­следовательности относительных истин.

Противоположность истины представляет заблуждение — не­соответствие знания объективной реальности. Источниками за­блуждения могут быть низкие познавательные способности инди­вида, плохое знание предмета познания, отсутствие специальной подготовки и, как следствие, скоропалительные выводы, отсут­ствие специальных средств познания, а также предубеждения, стереотипы и др. Заблуждения возникают по объективным причи­нам. Так, до момента создания мощного микроскопа невозможно было провести анализ мельчайших частиц.

В то же время ошибочные выводы могут стать следствием и субъективных факторов. Так, неверное истолкование процесса, неправильное практическое действие приводят к ошибкам, т.е. к неистинным выводам. Но субъект познания может по какой-либо причине намеренно искажать действительность, делать заведомо неверные выводы. В этом случае имеет место ложь.

Истина, с одной стороны, и заблуждения, ошибки, ложь — с другой — это те оценки, с помощью которых мы отделяем зна­ния, соответствующие объективной реальности, от знаний, про­тиворечащих ей.

Но эти критерии не являются единственными. Можно выде­лить знания полезные и бесполезные. Причем не всегда полезность и истинность совпадают. Например, если человек знает, что избы­точная радиация опасна для здоровья, и он оказался в зоне ра­диоактивного заражения, ему не нужны знания о свойствах ради­ации, достаточно знания о том, что она несет вред. Истинные знания о поломке прибора не будут нужны, если отсутствуют за­пасные части.

Таким образом, достижение истины — процесс сложный, но интересный и необходимый. Стремясь к истине, человечество по­знает новое, и это способствует его движению по пути социаль­ного прогресса.

Вопросы и задания

1. Что такое истина? Объясните понятие «объективная истина».

2. Охарактеризуйте практику как критерий истины.

3. В чем состоит различие относительной и абсолютной истины?

4. Что такое заблуждение? Почему оно возникает?

5. В чем состоит соотношение полезности и истинности знания? При ведите конкретные примеры знаний полезных и бесполезных.

6. Объясните слова Аристотеля: «Платон мне друг, но истина доро же».

7. «Слово "истина" в собственном своем смысле означает соответ ствие мысли предмету», — писал французский философ Р.Декарт. Как его слова объясняют сущность истины?

8. Ж. А. Пункаре писал: «Основные положения геометрии Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны».

Какой вид истины имеет в виду автор?

9. Прочитайте следующие высказывания. Сделайте на их основе вывод о соотношении истины и заблуждения.

A. Смит: «Заблуждения, включающие в себя некоторую долю прав­ды, самые опасные».

И.В.Гёте: «Нет ничего опасней для новой истины, чем старые за­блуждения».

B. Г.Белинский: «Самая горькая истина лучше самого приятного за­блуждения».

Ф. Шиллер: «От светлых лучей истины не всегда исходит тепло. Бла­женны те, кто не заплатил за благо знания своим сердцем».

Ж. Ж. Руссо: «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине — только один».

3.3. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Научное познание — это объективное изучение мира, незави­симое от взглядов и убеждений человека. Научное познание воз­никло на основе обыденного познания. Однако между ними име­ются существенные различия.

Во-первых, наука имеет дело с особым набором объектов реаль­ности, не сводимых к объектам обыденного опыта. Для изучения объектов науки нужны специальные средства и орудия, которые не применяются в обыденном познании. Наука использует специ­альную аппаратуру, измерительные инструменты, позволяющие экспериментально изучать новые типы объектов.

Во-вторых, наука использует специальный язык. В науке имеет место и язык обыденной речи, но она не может только на его основе описывать объекты изучения. Обыденный язык приспо­соблен для описания объектов повседневной практики человека, наука же выходит за рамки такой практики. Понятия обыденного языка часто бывают нечеткими, многозначными. Точный их смысл можно понять только в процессе общения. Наука же стремится как можно более четко сформулировать свои понятия.

В процессе накопления научных знаний язык науки постоянно развивается, появляются новые понятия, часть которых может постепенно входить в повседневную речь. Например, такие ранее специальные научные термины, как «электричество», «компью­тер» и другие, стали привычными всем словами.

Научная аппаратура и язык науки — это результаты уже полу­ченных знаний, но в то же время они используются для дальней­шего исследования.

К особенностям научного познания относится и специфика на­учных знаний. Их не всегда можно проверить опытным путем и применить на практике. Наука вынуждена приводить доказатель­ства новых знаний на основе тех, истинность которых уже доказа­на. В связи с этим важными отличиями научного познания от обы­денного выступают взаимосвязь и системность научных знаний.

В период зарождения науки научное познание было связано с отражением только тех явлений, которые постоянно имели место в процессе жизнедеятельности человека. Анализ этих явлений при­водил к определенным теоретическим выводам. В ходе развития научного познания методика исследования изменилась. Ученые стали сначала создавать идеальные объекты в данной научной об­ласти, а затем переносить их на практику. Таким образом, появи­лись гипотезы — научные предположения, истинность которых требует доказательств. Благодаря выдвижению гипотез научное познание получает возможность прогнозирования развития тех или иных явлений в будущем. Так выдвигаются'теории — особые типы знаний, которые объединяют совокупность понятий и выводов по какому-либо вопросу в единую систему. Теории — это уже доказан­ные научные положения. Их можно назвать доказанными гипоте­зами. Тем не менее при применении теории в каждом конкретном случае новые данные должны быть включены в контекст доказа­тельств.

Научное познание отличается от обыденного еще и методами познавательной деятельности. Обыденное познание основано на чувственном восприятии и рациональном осмыслении уже суще­ствующего объекта. В научном познании нередко необходимо сна­чала обнаружить сам объект познания, например небесное тело — в астрономии, атом — в физике и т.д. Изучаемый объект выделя­ется из совокупности других элементов природы и исследуется с помощью специальных приемов и методов. Методом называется способ решения познавательных зада%Л1 рименение к предмету ис­следования конкретных приемов и методов научного познания назы­вается методологией. Этим термином также определяется наука, изучающая методы нЗучного познания.

Научное познание в отличие от обыденного предъявляет опре­деленные требования и к субъектам познавательной деятельности. Для занятия наукой необходимы специальная подготовка, нали­чие базовых знаний и навыков, владение специальными средствами исследования. Чтобы заниматься какой-либо наукой, необходимо получить соответствующее образование в высшем учебном заве­дении. Субъект научного познания должен четко понимать, что он исследует, как это сделать и для чего это нужно, т.е. он должен осознавать цели своей деятельности и знать средства их достиже­ния. Целью любого ученого, в какой бы области науки он ни про­водил исследования, служит поиск объективной истины и полу­чение нового знания. Процесс познания может быть плодотвор­ным только тогда, когда он осуществляется на основе объективных законов развития предмета исследования. В связи с этим основной задачей науки становится выявление таких законов.

, Следует отличать научное познание от различных форм внена- учного познания. К ним относятся:

1) мифология — донаучное познание, ставшее предпосылкой возникновения науки;

2) лженаучное познание, использующее в познавательной дея тельности домыслы и предрассудки;

3) антинаучное познание, намеренно искажающее действитель ность;

4) обыденное познание, включающее повседневный практичес кий опыт человека.

Результаты научтюго познания — научные знания — в боль­шинстве случаев используются на практике. То же можно сказать и о других видах познания. Однако в основе мифологического мышления лежит вымысел, ориентирующий человека на.покор - ность силам природы. Лженаучное и антинаучное познание не в силах способствовать достижению положительных результатов практической деятельности в силу неистинности. Наконец, зна­ния, полученные в результате обыденного познания, находят во­площение в практической деятельности конкретных людей или их групп, в отличие от результатов научного познания, которые имеют огромное практическое значение для всего человечества. Кроме того, научное познание не персонифицировано. По его ре­зультатам нельзя охарактеризовать личность исследователя, в от­личие от результатов обыденного познания или художественного творчества.

В то же время на процесс и результаты научного познания оказывают влияние мировоззрение, политические, религиозные взгляды ученого, его ценностные ориентации, а также факторы внешней социокультурной среды. Так, от позиции исследователя зависит трактовка явлений в исторической, политологической, философской и других гуманитарных науках. Кроме того, оценка явлений зависит от общественного строя, политики государства, уровня развития знаний в данную эпоху. Так, гипотезы, по- новому рассматривавшие строение Вселенной, встречали не­гативную реакцию церкви, так как расходились с ее доктриной.

Анализ исторического развития науки показывает, что она ча­сто опережает время, и результаты научного познания находят применение только в будущем. Это еще раз доказывает значение науки и ее роль в развитии научно-технического и социального прогресса.

В структуре научного познания выделяют два уровня — эмпи­рический и теоретический. Эмпирический уровень связан с чувствен­ным познанием, задача которого заключается в получении зна­ний на основе чувственного опыта. В отличие от стихийного чув­ственного познания эмпирическое является целенаправленным восприятием окружающего мира (например, целенаправленный выбор объекта исследования). На теоретическом уровне формули­руются принципы, законы, создаются теории, в которых заклю­чается сущность познаваемых объектов. Каждый из этих уровней содержит набор методов познания.

Любому виду человеческого познания свойственны такие ме­тоды, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирова­ние и обобщение и т.д. За ними закрепилось название общелоги­ческих методов познания.

t/Анализ — это метод исследования целостного предмета путем рассмотрения его составляющих частей (сторон, признаков, свойств или отношений) с целью их всестороннего изучения.

Синтез — это обобщение, сведение в единое целое данных, полученных путем анализа ранее выделенных частей (сторон, при­знаков, свойств или отношений) предмета.

Анализ и синтез — это наиболее простые и в то же время наи­более универсальные приемы познания.

В процессе исследования ученому часто приходится делать вы­воды об изучаемом объекте на основе сведений об уже известных объектах. При этом выводы об отдельных явлениях могут стро­иться на основе общих принципов и наоборот. Такие умозаклю­чения называются индукцией и дедукцией. Индукция — это та­кой метод исследования, при котором общий вывод делается на основе частных посылок (от частного к общему). Дедукция — это метод исследования, посредством которого из общих посылок следует заключение частного характера (от общего к частному).

Одним из общелогических методов познания служит абстраги­рование. Оно заключается в отвлечении от ряда свойств изучаемо­го явления с одновременным выделением интересующих иссле­дователя свойств. В результате можно сопоставить внешне несопо­ставимые явления, в связи с чем создается основа для объединения их в единый вид (например, класс животных, породы минералов и др.). Такое объединение происходит с учетом общих признаков. В этом случае используется метод обобщения, т.е. выделение об­щих признаков и свойств.

В ходе процесса познания может выясниться, что свойства изу­чаемого объекта совпадают со свойствами уже изученного. В ре­зультате можно сделать вывод о сходстве самих объектов. Такой метод исследования называется аналогией.

Близким по смыслу к аналогии выступает метод моделирова­ния, т.е. создание копии изучаемого объекта для изучения ориги­нала с одной из сторон. Модель может отличаться от оригинала размером, формой и т.д., но должна повторять те свойства объек - та, которые подлежат изучению. Важное свойство модели — это ее удобство для исследования, особенно в том случае, когда изу­чение оригинала по каким-либо причинам затруднительно. Иног­да изучение объекта по его модели диктуется экономическими соображениями (она дешевле оригинала). Модели могут быть ма­териальными и идеальными. Первые — это реальные объекты, а вторые — строятся в сознании исследователя и изображаются в знаковой форме, например в виде математических формул. В на­стоящее время все большее распространение получает компью­терное моделирование, основанное на использовании специаль­ных программ.

К методам эмпирического научного познания относится наблюде­ние — целенаправленное восприятие изучаемых объектов. Это не пассивное созерцание, а активная деятельность, включающая ра­циональные факторы. Элементами эмпирического познания слу­жат сам наблюдатель, объект наблюдения и средства наблюдения (приборы, технические средства и т.д.). Наблюдение никогда не бывает стихийным. Оно всегда основано на научной идее, гипоте­зе, предположении.

Наблюдение связано с описанием, которое закрепляет и пере­дает результаты наблюдения с помощью определенных знаковых средств (схем, рисунков, графиков и цифр). Описание может быть количественным и качественным. Количественное описание за - крепляет данные измерений, т.е. цифровые данные, с помощью которых осуществляется сравнение объектов. При этом необходи­мо, чтобы единицы измерения совпадали или могли быть перево­димы одна в другую. Качественное описание фиксирует сущность объектов, их качественные характеристики (упругость материа­лов, теплопроводность и т.д.).

С наблюдением и сравнением связан метод эксперимента. В этом случае исследователь активно влияет на изучаемый объект, созда­вая специфические условия с целью получения определенных ре­зультатов. Особенность эксперимента состоит в том, что иссле­дователь может многократно повторять воздействие на предмет. Однако он не может создавать свойства предмета, он может их только выявлять. Кроме того, в процессе эксперимента часто воз­никают новые проблемы, которые становятся стимулом для даль­нейшего исследования.

К теоретическим научным методам познания относится метод формализации, заключающийся в построении абстрактных моде­лей, раскрывающих сущность явлений. При этом информация об объекте исследования фиксируется знаками, формулами и т.д.

Следующий метод — аксиоматический. Он состоит в выдвиже­нии исходных положений, не требующих доказательств, на осно­ве которых строится определенная система выводов. Утверждение, доказательства истинности которого не требуется, называется ак­сиомой. Такой метод чаще всего применяется в математических науках.

\ Задача научного познания состоит в том, чтобы дать целост­ный образ исследуемого явления. Любое явление действительно­сти можно представить как конкретное переплетение самых раз­личных связей. Теоретическое исследование выделяет эти связи и отражает их с помощью определенных научных абстракций. Но простой набор таких абстракций еще не дает представления о при­роде явления, о процессах его функционирования и развития. Для того чтобы создать такое представление, необходимо мысленно воспроизвести объект во всей полноте и сложности его связей и отношений. Такой прием исследования называется методом вос­хождения от абстрактного к конкретному. Применяя его, иссле­дователь вначале находит главную связь изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таким путем отображает во всей полноте сущ­ность изучаемого объекта.

Особые приемы исследования применяются при построении теоретических знаний о сложных, исторически развивающихся объектах. Такие объекты чаще всего не могут быть воспроизведе­ны в опыте. Например, невозможно в опыте воспроизвести исто­рию возникновения человека, историю какого-либо народа и т.д. Научные знания о таких объектах получают посредством истори­ческого и логического методов исследования.

В основе исторического метода лежат изучение реальной исто­рии в ее конкретном многообразии, выявление исторических фак­тов и на этой основе — такое мыслительное воссоздание истори­ческого процесса, при котором раскрывается логика, закономер­ность его развития. Логический метод раскрывает объективную логику истории путем изучения исторического процесса на выс­ших стадиях его развития. Такой подход возможен потому, что на высших стадиях развития история сжато воспроизводит основные черты своей предшествующей эволюции. И в историческом, и в логическом методе предполагается исследование эмпирической базы — реальных исторических фактов. На этой основе выдвига­ются гипотезы, которые трансформируются в теоретическое зна­ние о закономерностях исторического процесса.

Все методы научного познания всегда используются в комп­лексе. Их конкретная комбинация определяется особенностями изучаемого объекта, спецификой исследования. С развитием на­уки развивается и система ее методов, формируются новые при­емы и методы исследовательской деятельности. С развитием ком­пьютеризации заговорили о методах компьютерного анализа, по­строении виртуальных моделей. В связи с этим задача методологии состоит не только в констатации уже известных методов иссле­довательской деятельности, но и в выяснении перспектив их раз­вития.


Вопросы и задания

1. Чго такое научное познание? Чем оно отличается от обыденного познания?

2. Объясните понятия гипотезы, теории, аксиомы.

3. Что понимается под терминами «метод» и «методология»?

4. Дайте характеристику субъекта научного познания.

5. Чем научное познание отличается от вненаучного познания?

6. Охарактеризуйте уровни научного познания.

7. Какие общелогические методы познания существуют? Дайте им характеристику.

8. Охарактеризуйте методы эмпирического научного познания.

9. Какие бывают методы теоретического научного познания?

10. Ф.Энгельс писал: «Индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться применять каждую на своем месте, а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга». В чем проявляется взаимосвязь индук тивных и дедуктивных методов познания?


ГЛАВА 4

4.1. КУЛЬТУРА

Как уже отмечалось, в Древнем Риме под словом «культура» (cultura) понимали возделывание почвы, ее обработку, а позже — все изменения в природе, происходящие под воздействием чело­века. В дальнейшем этим термином обозначали все созданное че­ловеком. Культура стала пониматься как созданная человеком «вто­рая природа», надстроенная над первой, естественной, природой, как весь созданный человеком мир. Она охватывает всю совокуп­ность достижений общества в материальной и духовной жизни. 1у Культура — это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах ма­териального и духовного труда, в системе социальных норм и уч­реждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе! В этом понятии фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологи - ческих форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох.

Выделяют два основных вида культуры — материальную и ду­ховную. Материальная культура представлена материальными пред­метами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и т.д. Духовная куль­тура включает в себя знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характе­ризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Не всякие материальные или духовные продукты, созданные людьми, становятся частью культуры, а только те, которые при­няты членами общества или его частью и закреплены, укоренены в их сознании посредством записи на бумаге, других носителях информации, в виде навыков, знаний, обычаев, обрядов и т.д. Закрепленный таким образом продукт может быть передан дру­гим людям, последующим поколениям как культурное наследие.

Разделение культуры на материальную и духовную соответствует Двум основным видам производства: материальному и духовному.

Классификация культуры может проводиться и по особенностям поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная куль­тура, политическая культура), по способу жизнедеятельности от­дельного индивида (личная культура), социальной группы (куль­тура класса) и т.д.

Культура воплощается в практической деятельности людей — производственной, бытовой, политической, художественной, научной, учебной и т.д., поэтому культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной социальной деятель - ности человека. Это многообразие проявлений культуры обус­ловливает многозначность ее определений. Понятие культуры употребляется в значении исторических эпох (например, антич­ная или средневековая культура), разных этнических общностей (культура древних греков, русская культура и т.д.), специфиче­ских сфер жизни или деятельности (культура труда, политическая культура).

Основными элементами культуры служат язык, ценности, нор­мы. Язык — это понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов. Благодаря языку человек структурирует и вос - принимает окружающий мир. Язык обеспечивает взаимопонима­ние людей и служит важнейшим средством общения, хранения и передачи информации из поколения в поколение. Тем самым об­щий язык поддерживает сплоченность общества.

Ценности — одобряемые и разделяемые большинством обще­ства убеждения относительно поставленных перед человеком це­лей и основных средств их достижения. Ценности определяют смысл деятельности человека и общества в целом. В процессе вза­имодействия между собой люди оценивают предметы и явления с точки зрения их соответствия своим потребностям, с точки зре­ния их полезности и допустимости. Совокупность принимаемых личностью ценностей называется ценностной ориентацией. Разли­чают ценности всего общества в целом и ценности отдельных со­циальных общностей, классов, групп. Система ценностей может складываться стихийно, а может представлять собой теоретичес­ки сформулированную систему взглядов. В последнем случае гово­рят об идеологии.

Культура играет большую роль в жизни общества. Она выступа­ет средством сосредоточения, хранения и передачи человеческого опыта. В связи с этим выделяется несколько функций культуры. Во- первых — это регулятивная функция. Формируя систему ценно­стей, культура регулирует характер поведения людей. Например, человек, разделяя ту или иную ценность, будет стремиться к ре­ализации ценностных установок и установлению связи с теми, кто разделяет его ценностную ориентацию. Таким образом, цен­ностное содержание культуры выступает в качестве регулятора человеческого поведения.

Развиваясь в рамках общества, индивид усваивает общеприня­тые правила и культурные ценности, включаясь в комплекс меж­человеческого общения, — тем самым формируется его личность. Таким образом, культура способствует становлению личности, выполняя образовательную и воспитательную функции.

Культурные нормы не являются достоянием только одного че­ловека. Они разделяются многими людьми, а иногда и всем обще­ством в целом. В этом случае культура выполняет объединяющую (интегративную) функцию, обеспечивая единство общества.

В культуре сосредоточен богатый исторический опыт общества (группы, класса, народа). В связи с этим она выполняет ретранс­лирующую функцию — передачу этого опыта последующим поко­лениям.

Культура общества в целом — многоплановое явление, состо­ящее из множества ее разновидностей. Общество неоднородно, входящие в него группы имеют свой набор ценностей и норм. Поэтому выделяют несколько разновидностей культуры.

Различают народную, элитарную и массовую формы культуры. Народная культура развивается как коллективное творчество на­рода на основе преемственности и традиции. Она представляет собой синтез материальных и духовных ценностей. Образцами на­родной культуры служат сказки, песни, былины, одежда, обря­ды, орудия труда и быта и т.д. Авторы произведений народного творчества неизвестны. Передаваясь из поколения в поколение, произведения народной культуры могут дополняться, видоизме­няться, но в то же время сохраняют присущий каждому народу особый колорит, те характерные черты, по которым можно оп­ределить, какой народ создал данное произведение. В науке со­вокупность проявлений народного творчества называется фольк­лором (от англ. folklore — народная мудрость). Фольклор принято делить на устно-поэтическое творчество, комплекс музыкаль­ных, игровых и хореографических видов творчества и изобрази­тельное и декоративно-прикладное искусство. Фольклор каждого народа отличается самобытностью, ярко выраженным этничес­ким своеобразием, особенностями региональных и стилевых про­явлений.

Элитарная культура рассчитана на ее восприятие ограничен­ным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью. Эта часть общества оценивается как элита (от франц. elite — лучшее, отборное).

Элитарная, или салонная, культура была в прежние времена Уделом высших слоев общества, например дворянства. В настоя­щее время элитарной культурой называют сложные для понима - ния широких слоев населения произведения музыки, драматур­гии, литературы, кинематографа. Создание произведений в рам­ках элитарной культуры часто служит средством самоутверждения их авторов. Результаты такого творчества становятся предметом оживленной полемики критиков и искусствоведов, но не всегда востребованы как объект массового духовного потребления. Од­нако в истории есть немало примеров, когда то явление культу­ры, которое получало название элитарного, оказывалось вре­менной формой самоутверждения отдельных социальных групп, быстро становилось модным и превращалось в объект культур­ного освоения широкими слоями населения, т.е. объект массо­вой культуры.

Массовая культура — наиболее типичный способ существова­ния культуры в условиях современного общества. В отличие от элитарной массовая культура сознательно ориентирует распро­страняемые ею ценности на усредненный уровень развития по­требителей ее произведений. Средствами распространения массо­вой культуры служат книги, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т.е. те объекты, которые могут многократ­но тиражироваться с помощью современных технических средств. Запросы потребителей массовой культуры складываются стихий­но и способствуют конкуренции в сфере «индустрии развлече­ний». Она, будучи прибыльным делом, стала своеобразным сек­тором экономики, называемым в обиходе шоу-бизнесом. Мас­совая культура характеризуется общедоступностью и легкостью усвоения создаваемых ею ценностей, не требующих особо раз­витого эстетического вкуса, и рассчитана в большинстве случа­ев на проведение досуга. Она таит в себе возможности мощного средства воздействия на общественное сознание для нивелиро­вания взглядов и идеализации существующих общественных ин­ститутов.

По большей части нравственная неразборчивость массовой куль­туры, ставка на зрелищность и привлечение аудитории любой ценой способствуют культивированию сцен насилия, низменных инстинктов, популяризируют представителей криминального мира, абсолютизируют западный образ жизни.

Многоплановость социальных связей и групп, специфика ис­торических эпох обусловили обширное видовое разнообразие куль­тур. Например, выделяют светскую и религиозную, национальную и интернациональную, политическую, экономическую, эстети­ческую, художественную, нравственную, научную, правовую и другие виды культуры.

Все достижения общества в материальной и духовной сферах можно охарактеризовать как общую культуру. В то же время об­щество состоит из множества социальных групп, у каждой из которых существует своя система культурных ценностей. Такая система ценностей, установок, способов поведения и жизнен­ных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но связанная с ней, назы­вается субкультурой. Так, различают городскую и деревенскую, молодежную и национальную, криминальную и профессиональ­ную субкультуры и т.д. Они отличаются от доминирующей и друг от друга ценностями, нормами поведения, стилем жизни и даже языком.

Особую разновидностью субкультуры представляет контркуль­тура, которая не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте. Если представи­тели субкультур, хотя специфично и неполностью, но все же воспринимают базисные ценности и нормы общества, то пред­ставители контркультур отказываются от этих ценностей и проти­вопоставляют себя обществу. Например, криминальная контркуль­тура, контркультура неформальных молодежных группировок (пан­ков, хиппи) и др.

Культура не есть нечто застывшее, неизменное. Она динамич­на, постоянно развивается, пополняясь новыми элементами. В то же время сохраняется преемственность между историческими эта­пами развития культуры, что позволяет говорить об особенностях национальных культур. В некоторых случаях изменения могут ка­саться художественного стиля, производственных технологий, правил поведения и т.д., но при этом сущность культуры в целом остается неизменной.

Изменения в культуре могут происходить как в процессе целе­направленной деятельности людей (в литературе, науке, искусст­ве), так и в результате стихийного заимствования культурных цен­ностей. Взаимное проникновение элементов культуры из одного общества в другое при их соприкосновении называется диффузией. Такое проникновение может быть двусторонним, когда оба наро­да приобретают достижения культуры каждого из них, и односто­ронним, когда культурное влияние одного народа преобладает над влиянием другого. Новые образцы культуры могут насаждаться принудительно в результате порабощения одного народа другим или насаждаться победившей в политической борьбе социальной группой.

Процесс эволюционного развития культуры, включающий ее преемственность, изменение и развитие, называется культурным воспроизводством. Культура есть способ существования общества. Невозможно правильно понять процесс общественного развития, его динамику, если не вникнуть в сущность ценностно-культур­ных идеалов людей, определяющих содержание и смысл их по­ступков. С другой стороны, общество само выступает источником Развития культуры. Все это означает неразрывную взаимосвязь культуры и общества. Нет общества без культуры, так же как нет и культуры без общества.

Вопросы и задания

1. Объясните понятие «культура».

2. Какие виды культуры вы знаете? В чем состоит их отличие друг от друга?

3. Охарактеризуйте основные элементы культуры.

4. Какие функции выполняет культура?

5. Какие виды культуры существуют? В чем состоят критерии их выде ления?

6. Заполните таблицу:

Виды культуры Характерные черты
Народная  
Элитарная  
Массовая  

 

7. Дайте определение понятиям «субкультура» и «контркультура». При ведите примеры их проявления.

8. Что такое диффузия культуры? Приведите примеры взаимовлияния культур.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 5033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.