Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПРИМЕР 3. Вспомним задачу о вычислении пути по формуле S=V•T




Вспомним задачу о вычислении пути по формуле S=V•T. Алгоритм для решения этой задачи мы писали ранее. Теперь составим программу.

Решение

Сначала запишем схему. В схемах арифметические выражения будем записывать по тем же правилам, что и в текстах программ.

 
 

 


Для решения нашей задачи надо знать значения V и T, при которых мы хотим получить результат. Они нам не известны. А все, что нам не известно, но должно быть известно для решения задачи, мы вводим. Наша программа будет работать для различных исходных данных.

 

Выведем вместе с результатами и исходные данные: V и T.

 

Pис. 20

Структурная схема к примеру 3

По схеме напишем программу.

Сначала прокомментируем назначение этой программы. Комментарии заключаются либо в фигурные скобки, либо в качестве ограничителей комментария используют пару символов:

(* - слева от комментария и

*) - справа от него.

Наш комментарий будет иметь вид:

{ Программа вычисления пройденного пути по формуле S=V*T }

Любая программа начинается с описания переменных. Все переменные программы должны быть описаны. В нашей программе будут три переменные: V, T, S. В тексте программы, написанной на языке PASCAL, имена переменных можно записывать как большими, так и маленькими буквами, причем это будут одни и те же переменные, конечно, если большие и маленькие буквы одни и те же. Например, t и T - это одна и та же переменная для данной программы.

Переменные V и T (скорость и время) могут принимать вещественные значения, следовательно, переменная S тоже может принимать вещественные значения. Значит, в нашей программе переменные V, T, S должны быть описаны как вещественные. Опишем их:

Var

S,V,T:real;

Далее идет выполняемая часть программы. Она начинается со слова Begin («начало»). Операторы друг от друга отделяются точкой с запятой «. Итак, далее в программе будет написано:

{ Выполняемая часть программы }

Begin

Выполняемую часть программы мы будем писать согласно структурной схеме (см. рис. 20).

Блок 1. Ему соответствует процедура ввода:

Read(v,t);

Блок 2. Ему соответствует оператор присваивания:

S:=v*t;

Блок 3. Ему соответствует процедура вывода. Поставим перед этим оператором следующий комментарий:

{ Вывод результатов }

Write(v,t,S)

Это последний выполняемый блок в схеме. Далее идет блок «КОНЕЦ». Ему соответствует конец программы:

End.

В конце программы после слова END всегда ставится точка.

И еще одно правило.

Перед словом END (а их в программе может быть несколько) точку с запятой можно не ставить. Если Вы ее поставите, то напишите лишний пустой оператор. Синтаксической ошибкой это не будет.

Итак, получим следующую программу. Программу запишем «лесенкой» по правилам структурного программирования:

{ Программа вычисления пройденного пути по формуле S=V*T }

Var

S,V,T:real;

{ Выполняемая часть программы }

Begin

Read(v,t);

S:=v*t;

{ Вывод результатов }

Write(v,t,S)

End.

С точки зрения правил структурного программирования описательную и выполняемую части программы надо писать друг под другом (Begin - под словом VAR; End - под словом Begin), а содержимое этих разделов - с новой строки и немного правее указанных слов (также друг под другом), как показано выше.

Комментарии могут стоять в любом месте программы. При необходимости можно комментировать каждый оператор. Комментарии мы пишем для себя.

ЗАДАНИЯ

№3. Напишите структурную схему и программу с комментариями для вычисления суммы и произведения двух данных чисел.

№4. Напишите структурную схему и программу с комментариями для вычисления среднего арифметического трех чисел a, b, c.

№5. Напишите программу для вычисления значений

3+3х2+10x+6 и -5x3+3x2-10x+6.

Позаботьтесь об экономии операций.

Вспомним опять задачу о вычислении пути. Мы получили такую программу:

{ Программа вычисления пройденного пути по формуле S=V*T }

Var

S,V,T:real;

{ Выполняемая часть программы }

Begin

Read(v,t);

S:=v*t;

{ Вывод результатов }

Write(v,t,S)

End.

Как же наша программа будет работать? Что же будет на экране при запуске программы на выполнение? После запуска программы выполняемая часть программы начнет выполняться пооператорно сверху вниз (после первого оператора будет выполняться второй и т.д.). Запишем, какая информация будет отображаться на экране и в каком виде (т.е. экран ввода/вывода информации). Курсор на экране обозначает место ввода или вывода информации: где он в данный момент находится, в том месте информация и будет выводиться на экран или вводиться. Примем условно, что экран к первому моменту запуска программы пустой (чистый), а курсор находится в первой строке экрана в первой позиции (на экране 25 строк, в каждой строке - 80 позиций; за начало отсчета принят верхний левый угол экрана).

Итак, первый выполняемый оператор программы:

read(v,t) - ввод исходных данных,

т.е. ЭВМ будет ждать, пока Вы их не введете.

Исходные данные вводятся через пробел, либо через<Enter> (через <Enter> - каждое исходное данное будет вводиться с новой строки).

Итак, на экране появится курсор, и ЭВМ будет ожидать ввода данных.

ЭКРАН

 
 
_

 


Возьмем для примера следующие данные: v=85,5; t=2. Т.к. в списке вводимых переменных сначала записано v, потом t, то в таком же порядке мы их будем и вводить:

ЭКРАН

 
 
85.5V2_

 


После набора данных их надо ввести в ЭВМ посредством нажатия клавиши <Enter>. После ввода курсор окажется на следующей строке в первой позиции.

ЭКРАН

 
 
85.5V2 _

 

 


Следующий оператор выполняемой части программы:

S:=v*t.

Значения переменных v и t уже известны, т.к. мы их ввели. Эти значения подставятся в этот оператор присваивания и вычислится значение S. На экране это никак не отобразится, т.к. на нем отображаются результаты работы только процедур ввода/вывода и управления курсором.

Следующий оператор - процедура вывода




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.