Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идея правовой государственности в истории политико-правовой мысли




Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять высший закон для государства. При этом практика обычно останавливалась на более низких устремлениях – выгоде для государства, отдельных слоев, облеченных публичной властью.

Любая власть, и главным образом государственная, не знает собственных границ, всегда стремится к неограниченному расширению властного пространства, что ведет традиционно к ущемлению интересов личности.

1) Одни мыслители считают, что в принципе ничего нельзя противопоставить такой страсти.

2) Другие ученые основываются на том, что государственную власть вообще не надо ограничивать («этатизм» – от французского «государство»), которые всячески возвышают государство над правом.

3) Стремление к максимальному ограничению государственной власти, а затем и к ее полному устранению с политической сцены, видя в оной власти главную угрозу для свободы личности («анархизм» – от греческого «безвластие»)

4) Мнение четвертой группы мыслителей не столь категорично: с одной стороны, против ликвидации государственной власти, так как без нее пока просто не обойтись, а с другой стороны, не могут согласиться и с теми идеологами, которые данную власть абсолютизируют, выводят ее из-под социально-правового контроля.

Именно через право (а точнее, через такую его форму, как закон) предоставлялось больше всего возможностей выразить и осуществить общественные интересы. Именно право, в отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций, религиозных норм и т.п.), носило формально определенный (письменный) характер и могло детально регламентировать компетенцию органов государства, что облегчало контроль со стороны общества за деятельностью чиновников.

Уже в древности начались поиски принципов, форм и конструкций для установления взаимных связей, зависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В общем ключе углублявшихся представлений о праве и государстве сравнительно рано сформировалась идея о разумности и справедливости организации такой политической формы общественной жизни людей, при которой право, благодаря признанию и поддержке власти, становится властной силой (то есть общеобязательным законом), а публично-властная сила (с ее возможностями насилия и т.д.), признающая право, упорядоченная, а следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно, – справедливой государственной властью. Такое понимание государства как правовой организации публично-властной силы будет основной идеей правовой государственности.

Платон видел близкую гибель того гос-ва, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью.Аналогичные взгляды развивались Аристотелем. Он утверждал, что где нет закона, нет формы государственного строя. Согласно Цицерону, государство есть дело народа как соединение «многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Право же будет, по его мнению, необходимым конституирующим источником государственности вообще.

Идеи древнегреческих и древнеримских мыслителей, воплощавшиеся в характерных для той эпохи понятиях, не имели еще логически завершенной формы, поэтому «говорить о становлении концепции правового государства во времена античности – значит делать очень большое допущение...». При этом в условиях рабовладельческого, а затем и феодального строя они не имели шансов получить последовательного обоснования. Существовавшая в те времена действительность не могла еще дать необходимой информации.

В теоретически развитом и развернутом виде учения о правовом государстве были оформлены гораздо позже – в условиях борьбы против феодального произвола и абсолютистского деспотизма, в период буржуазных революций и утверждения нового строя. Базируясь во многом на античных источниках, такие мыслители, как Ш. Монтескье, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.Ж Руссо, А.Н. Радищев и другие, вывели проблему соотношения государства и права на светский уровень, освободили ее в значительной части от религиозного мировоззрения.

В их трудах проявились стремления ввести государственное властвование в правовые границы и прозвучало отрицательное отношение к абсолютизму государственной власти. Соответственно радикальные изменения претерпела и трактовка государства. Поскольку праву отводилась роль ведущей нормативной системы, постольку государство предстает в теоретическом понимании в виде организации власти, призванной гарантировать собственность и права индивидов, а также разрешать возникающие между ними споры в законном порядке. Государство оказывалось средством утверждения правопорядка как равновесия между частной собственностью и общим благом.

Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом, который рассматривал государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам», и считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: «Чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа».

18. Правовое государство: понятие и принципы.

Правовое государство – это тип государства, деятельность которого реально ограничена правом, имеют место реальное разделение властей, гарантии свободы личности и контроль над властью со стороны общества.

Главная цель – обеспечить гарантии прав и свобод граждан во всех сферах.

Принципы ПГ: верховенство права и закона, обеспечение гарантий прав и свобод граждан, высокий уровень защищенности личности, взаимная ответственность гражданина и гос-ва, разделение властей, равенство всех перед законом и судом, самостоятельность, независимость суда, подчиненного только закону.

Признаки:

Верховенство закона во всех сферах жизни общества; деятельность государственных органов базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; реальность прав и свобод человека гражданина, их правовая и социальная защищенность; взаимная ответственность личности и государства; политический и идеологический плюрализм, заключавшийся в свободном функционировании различных партий, течений, организаций, объединений, действующих в рамках Конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

Задачи ПГ представляют собой основные цели и положение общества, в рамках достижения которого строится ПГ.

Основными задачами ПГ являются:

1. Реальное обеспечение и соблюдение прав и свобод личности.

2. Ограничение государственной власти путем развития правовых и общественных институтов. Инструменты построения правового государства представляют собой систему мер, правовых, общественных и государственных институтов, направленных на достижения задач правового государства в рамках реализации его принципов.

К инструментам ПГ можно отнести:

Систему разделения властей; Гражданское общество; Общественные институты контроля; Нормативное закрепление принципов правового государства; Развитие демократических институтов; Развитие правовой сознательности.

19. Правовой статус личности: понятие и классификация.

Правовой статус личности – юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Правовой статус личности представляет собой часть общественного статуса и относится к качеству человека и гражданина.

Виды правового статуса

Классификация 1:

общий или конституционный статус человека и гражданина РФ;

специальный или родовой статус определенной категории граждан;

индивидуальный статус, который характеризует правовое положение определенной категории граждан в зависимости от пола, возраста и т.д.;

Классификация 2:

статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством; отраслевые правовые статусы; статус физического лица.

Структура конституционного статуса личности:

гражданство;правосубъектность - способность иметь и осуществлять своими действиями гражданские права и обязанности (элементы - правоспособность и дееспособность);основные права, свободы, законные интересы и обязанности;правовые принципы;

гарантии правового статуса, в числе которых особое значение имеет юридическая ответственность.

Основа правового статуса личности:

Основу ПСЛ составляют ее права, свободы, интересы, обязанности в единстве. Свобода личности является и ее правом.

ПСЛ закреплен в Конституции и основан на новой концепции прав человека. Он базируется в международно-правовых документах, которые устанавливают общие правовые стандарты прав и свобод личности, определяют тот уровень, ниже которого государство не может опускаться.

Конституционное выражение получили следующие принципы ПСЛ: равноправие;неотчуждаемость прав и свобод;непосредственное действие прав и свобод;гарантированность прав и свобод;признание общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров;запрещение злоупотребления правами и обязанностями;запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод.

20. Гарантии прав личности: понятие и классификация.

Гарантии – ϶ᴛᴏ система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления ϲʙᴏих прав, ϲʙᴏбод и интересов.

Принципы: гуманизм, справедливость, законность, целесообразность, равноправие и др. По ϲʙᴏей сущности гарантии есть система условий, обеспечивающих удовлетворение интересов человека. Их основной функцией будет исполнение обязательств государством и другими субъектами в сфере реализации прав личности.

Объектом гарантий выступают общественные отношения, связанные с охраной и защитой прав человека, удовлетворением имущественных и неимущественных интересов граждан.

В гражданском обществе отношения между гражданином и государством кардинальным образом меняются. В их основе лежат принципы социального согласия и равенства возможностей. Государство признает за всеми гражданами право на труд и поощряет условия, которые делают право реальным.

Гарантии: общие; юридические организационные.

 

 

Общие гарантии:

Материальные гарантии - единство экономического пространства, ϲʙᴏбодное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, ϲʙᴏбода экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности, социальное партнерство между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.

Политические гарантии – систему народовластия, возможности личности принимать участие в управлении делами государства и общества. В РФ признаются и гарантируются местное самоуправление, политическое многообразие, право народа России на сохранение и развитие родного языка, а также возможности пользоваться правами человека и основными ϲʙᴏбодами, защищать ϲʙᴏи интересы.

Духовные гарантии – система культурных ценностей, основанных на любви и уважении к Отечеству, вере в добро и справедливость; ϶ᴛᴏ общественная сознательность и образованность человека. К числу духовных гарантий ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: идеологическое многообразие, запреты на монополизацию идеологии, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования, ϲʙᴏбода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Юридические гарантии представляют собой систему юридических средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина. Прежде всего, речь идет об обязанности государства обеспечить личности право на судебную защиту, а также право на получение квалифицированной юридической помощи, в т.ч. бесплатной, на доступ к правосудию и на компенсацию причиненного ущерба.

Виды юридических гарантий:

Гарантии реализации - пределы прав и свобод их конкретизация в текущем законодательстве; юридические факты, с которыми связывается их обладание и непосредственное пользование; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации

Гарантии охраны - конституционный контроль и надзор; меры защиты и меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности; процессуальные формы осуществления контроля и надзора; средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности и другие правовые средства.

По сфере действия гарантии можно классифицировать на:

Внутригосударственные гарантии – ϶ᴛᴏ система социально-экономических, политических, нравственных и правовых средств и условий, обеспечивающих непосредственную защиту прав человека и гражданина.

Международные механизмы ГПЛ – ϶ᴛᴏ коллективные меры мирового сообщества экономического, политического, идеологического, организационного характера, обеспечивающие охрану и защиту прав человека и гражданина.

Действующая Конституция России рассматривает права человека и гражданина с позиции правового статуса личности. В ϶ᴛᴏй связи виды гарантий можно классифицировать по основанию правового положения личности на:

Общие гарантии – система экономических, политических, духовных и иных отношений, условий, факторов, декларируемых Конституцией, без которых требования личности к обществу носили бы чисто формальный характер.

Специальные гарантии – система социально-экономических, политических и юридических факторов и условий, способствующих охране и защите определенных категорий граждан, иных субъектов правовых отношений: депутатов, сотрудников силовых структур, военнослужащих, вузовских работников и т.д.

Индивидуальные гарантии – ϶ᴛᴏ меры и условия организационного, процедурного, материального, правового и иного характера, обеспечивающие личности реализацию нрава в конкретных жизненных обстоятельствах па основе закона.

Организационные гарантии – ϶ᴛᴏ деятельность государства, его органов, должностных лиц, общественных организаций о сфере правотворчества, правоприменения, осуществления мер процедурного, режимного, контрольного и иного характера. По содержанию ОГ можно классифицировать на:

Контрольные гарантии обеспечения прав граждан – ϶ᴛᴏ система организационных предпосылок и условий, основанная на принципах постоянства, последовательности, объективности, демократичности и действенности; Процедурные гарантии обеспечения прав личности – ϶ᴛᴏ порядок, способы, условия повышения эффективности социальных норм в общественных отношениях, которым соответϲᴛʙующая процедура служит; Организационно-технические гарантии прав человека и гражданина представляют собой комплекс мер, связанных с применением средств техники и связи, в т.ч. учетных, контрольных и выполняющих некоторые другие организационные функции.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.