Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность платежеспособности и кредитоспособности предприятия. 1 страница




 

Цели и задачи анализа кредитоспособности заключается в определении способности заемщика своевременно и в полном объеме погашать задолженность по займу, степень риска, которой банк готов взять на себя. Понятие «кредитоспособность» взаимосвязано с понятием «платежеспособность», однако в зависимости от целей анализа они могут рассматриваться по-разному. В одном случае платежеспособность заемщика рассматривается как более широкое (общее) понятие по сравнению с его кредитоспособностью, выступающей в роли ее элемента. В другом случае платежеспособность сводится к ликвидности баланса, которая является одним из показателей, характеризующим качество кредитоспособности заемщика. Кредитоспособность предприятия - это правовая и финансовая возможность заемщика привлекать заемные средства, а также его желание и способность в условиях неопределенности возвратить полученный кредит с процентами в срок, установленный договором. Таким образом, под кредитоспособностью заемщика (клиента) коммерческого банка принято понимать его способность полностью и в срок (определенный в кредитном договоре) рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам) перед банком. Информация о ней имеет важное значение и для кредитора, и для заемщика. Для первого она означает уменьшение риска потерь из-за вероятности возникновения финансовых затруднений у предприятия, срывов договоров и неплатежей, для второго - знание его платежеспособности и долговременной финансовой устойчивости, чтобы выработать тактические и стратегические решения по обеспечению финансовыми ресурсами дальнейшего развития предприятия. Понятие кредитоспособности включает в себя два принципиальных момента: во-первых, прогноз платежеспособности данного клиента по обязательствам данного кредитного договора на ближайшую перспективу, и, во-вторых, степень индивидуального риска банка, связанного с возможным невозвратом конкретной ссуды конкретным клиентом в сроки, указанные в кредитном договоре. Эти моменты, являясь базой для ранжирования заемщиков (клиентов) по их надежности, существенным образом определяют ключевые параметры кредитного договора (размеры кредита, ссудного процента, сроки платежей). Таким образом, понятие кредитоспособности является комплексной характеристикой, которая используется для описания взаимодействия заемщика и банка в рамках кредитного договора. Выделяют следующие критерии кредитоспособности компании:
  • характер контрагента; способность заимствовать средства;
  • способность заработать средства в ходе текущей деятельности для погашения долга;
  • собственный капитал, обеспечение кредита;
  • условия, в которых совершается кредитная сделка, контроль (соответствие характера операции стандартам кредитора, действующим правовым нормам).
Указанные критерии кредитоспособности организации определяют содержание следующих способов оценки кредитоспособности: оценку делового риска предприятия, оценку финансового состояния предприятия на основе системы финансовых коэффициентов и экономико-статистических моделей; анализ денежных потоков предприятия; сбор информации о предприятии; наблюдение за работой компании на месте. Анализ кредитоспособности компании проводят в следующей последовательности: На первом этапе перед рассмотрением вопроса о кредитовании необходимо сформировать общее представление о компании, о ее репутации. Если предприятие ранее не было известно, то необходимо убедиться в том, что его менеджмент разбирается в финансовых вопросах и может дать гарантии своевременного погашения кредита. Банку необходимо выявить и оценить все условия, которые могут повлиять на возврат займа. Их можно условно подразделить на внешние (не зависящие от заемщика) и внутренние (непосредственно связанные с заемщиком). На втором этапе проводится анализ финансового состояния, который включает несколько шагов: 1. Осуществляется анализ структуры стоимости имущества и средств, вложенных в предприятие. 2. Анализ имущества с позиции его ликвидности. 3. Определяется степень финансовой устойчивости по таким критериям, как его обеспеченность собственными оборотными средствами, финансовая независимость, рациональность использования чистой прибыли и амортизации. 4. Оценка эффективности использования имущества, определяется влияние основных факторов на ее изменение в отчетном периоде в сравнении с предшествующим периодом, выявляются резервы. 5. Обоснование целесообразности разработки и реализации управленческих решений, направленных на улучшение финансового состояния компании и обеспечение его инвестиционной привлекательности. Третьим этапом оценки кредитоспособности является анализ финансовых результатов, который делится на внешний и внутренний. Четвертым этапом оценки кредитоспособности является оценка кредитного риска. Заключительным этапом оценки кредитоспособности является определение рейтинга заемщика или его класса Рыночные условия хозяйствования обязывают предприятие в любой период времени суметь рассчитаться по внешним обязательствам (т.е. быть платежеспособным) или по краткосрочным обязательствам (т.е. быть ликвидным). Предприятие считается платежеспособным, если его общие активы больше, чем долгосрочные и краткосрочные обязательства. Предприятие считается ликвидным, если его текущие активы больше, чем краткосрочные обязательства. Кроме того, для успешного управления финансовой деятельностью наличные (денежные средства) для предприятия более важны, чем прибыль, поскольку их отсутствие на счетах в банке в определенный момент может привести к кризисному финансовому состоянию. Предварительная оценка финансового положения предприятия осуществляется на основании данных бухгалтерского баланса, а также Приложения к балансу предприятия. На данной стадии анализа формируется первоначальное представление о деятельности предприятия, выявляются изменения в составе имущества предприятия и их источниках, устанавливаются взаимосвязи между показателями. Для удобства проведения такого анализа целесообразно использовать так называемый уплотненный аналитический баланс - нетто, формирующийся путем сложения однородных по своему составу элементов балансовых статей в необходимых аналитических разрезах (недвижимое имущество, текущие активы и т. д.). Одним из важнейших критериев финансового положения предприятия является оценка его платежеспособности, под которой принято понимать способность предприятия рассчитываться по своим долгосрочным обязательствам. Следовательно, платежеспособным является то предприятие, у которого активы больше, чем внешние обязательства. Способность предприятия платить по своим краткосрочным обязательствам называется ликвидностью. Иначе говоря, предприятие считается ликвидным, если оно в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства, реализуя текущие активы. Финансовое положение предприятия считается устойчивым, если оно покрывает собственными средствами не менее 50% ресурсов необходимых для осуществления нормальной хозяйственной деятельности, эффективно использует финансовые средства, соблюдает финансовую кредитную и расчетную дисциплину, иными словами является платежеспособным. Финансовое положение определяется на основе анализа ликвидности и платежеспособности, а также оценки финансовой устойчивости. Задача анализа ликвидности баланса возникает в связи с необходимостью давать оценку кредитоспособности организации в процессе взаимоотношений предприятия с кредитной системой и другими предприятиями. В ходе анализа кредитоспособности проводятся расчеты по определению ликвидности предприятия, которая характеризуется коэффициентами ликвидности: 1. Определение коэффициента текущей ликвидности – показывает какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все текущие активы, т.е. сколько финансовых ресурсов приходится на 1 руб. текущих обязательств. 2. Коэффициент срочной ликвидности – отражает прогнозные возможности организации при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами, и характеризует ожидаемую платежеспособность на период равный средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности. 3. Коэффициент абсолютной ликвидности, рассчитывается как отношение денежных средств и быстрореализуемых ценных бумаг к краткосрочным обязательствам. Краткосрочные обязательства предприятия, представленные суммой наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов, включают: кредиторскую задолженность и прочие пассивы (с учетом замечания к коэффициенту кредиторской задолженности и прочих пассивов; это замечание относится также к коэффициенту краткосрочной задолженности); ссуды, не погашенные в срок; краткосрочные кредиты и заемные средства. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. 4. Коэффициент общей платежеспособности – показывает, сколько собственных средств приходится на 1 руб. как краткосрочных, так и долгосрочных обязательств. Данный коэффициент отражает перспективную платежеспособность, когда анализируется, способна ли организация за счет собственных средств погасить все виды обязательств.   35. Оценка платежеспособности предприятия на основе показателей ликвидности. Одним из показателей, характеризующих финансовое положение Предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность своевременно погашать свои платежные обязательства наличными денежными ресурсами. Оценка платежеспособности по балансу осуществляется на основе характеристики ликвидности оборотных активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства. Чем меньше требуется времени для инкассации данного актива, тем выше его ликвидность. Ликвидность баланса — возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее — это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств. Она зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных средств величине краткосрочных долговых обязательств. Ликвидность предприятия — это более общее понятие, чем ликвидность баланса. Ликвидность баланса предполагает изыскание платежных средств только за счет внутренних источников (реализации активов). Но предприятие может привлечь заемные средства со стороны, если у него имеется соответствующий имидж в деловом мире и достаточно высокий уровень инвестиционной привлекательности. Понятия платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса и предприятия зависит платежеспособность. В то же время ликвидность характеризует как текущее состояние расчетов, так и перспективу. Предприятие может быть платежеспособным на отчетную дату, но при этом иметь неблагоприятные возможности в будущем, и наоборот. В экономической литературе различают понятия ликвидности совокупных активов как возможность их быстрой реализации при банкротстве и самоликвидации предприятия и ликвидности оборотных активов, обеспечивающей текущую его платежеспособность. На рис. 9.10 приведена блоксхема, отражающая взаимосвязь между платежеспособностью, ликвидностью предприятия и ликвидностью баланса, которую можно сравнить с многоэтажным зданием, в котором все этажи равнозначны, но второй этаж нельзя возвести без первого, а третий — без первого и второго; если рухнет первый этаж, то и все остальные тоже. Следовательно, ликвидность баланса - основа (фундамент) платежеспособности и ликвидности предприятия. Иными словами, ликвидность - это способ поддержания платежеспособности. Но в то же время, если предприятие имеет высокий имидж и постоянно является платежеспособным, ему легче поддерживать свою ликвидность. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности (табл. 9.28), с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения Первая группа (А1) включает в себя абсолютно ликвидные активы, такие, как денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения. Вторая группа (А2) — это быстро реализуемые активы: готовая продукция, товары отгруженные и дебиторская задолженность. Ликвидность этой группы оборотных активов зависит от своевременности отгрузки продукции, оформления банковских документов, скорости платежного документооборота в банках, спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, платежеспособности покупателей, форм расчетов и др. Третья группа (Аз) — это медленно реализуемые активы (производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов). Значительно больший срок понадобится для превращения их в готовую продукцию, а затем в денежную наличность. Четвертая группа (А4) — это трудно реализуемые активы: основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство. Соответственно, на четыре группы разбиваются и обязательства предприятия: П1 — наиболее срочные обязательства, которые должны быть погашены в течение месяца (кредиторская задолженность и кредиты банка, сроки возврата которых наступили, просроченные платежи); П2 — среднесрочные обязательства со сроком погашения до одного года (краткосрочные кредиты банка); П3 — долгосрочные кредиты банка и займы; П4 — собственный (акционерный) капитал, находящийся постоянно в распоряжении предприятия. Баланс считается абсолютно ликвидным, если: А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4. Изучение соотношений этих групп активов и пассивов за несколько периодов позволит установить тенденции изменения в структуре баланса и его ликвидности. Наряду с абсолютными показателями для оценки ликвидности и платежеспособности предприятия рассчитывают относительные показатели: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности и коэффициент текущей ликвидности (табл. 9.29).Эти показатели представляют интерес не только для руководства предприятия, но и для внешних субъектов анализа: коэффициент абсолютной ликвидности — для поставщиков сырья и материалов, коэффициент быстрой ликвидности - для банков, коэффициент текущей ликвидности - для инвесторов. Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) определяется отношением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия. Он показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов. Однако и при небольшом его значении предприятие может быть всегда платежеспособным, если сумеет сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объему и срокам. Поэтому каких-либо общих нормативов и рекомендаций по уровню данного показателя не существует. Дополняют общую картину платежеспособности предприятия наличие или отсутствие у него просроченных обязательств, их частота и длительность. Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности - отношение совокупности денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, к сумме краткосрочных финансовых обязательств. Удовлетворяет обычно соотношение 0,7—1. Однако оно может оказаться недостаточным, если большую долю ликвидных средств составляет дебиторская задолженность, часть которой трудно своевременно взыскать. В таких случаях требуется большее соотношение. Если в составе оборотных активов значительную долю занимают денежные средства и их эквиваленты (ценные бумаги), то это соотношение может быть меньшим, В нашем примере на начало года величина этого коэффициента составляет 0,9 (7600/8500), а на конец - 0,72 (12 600/17 400), однако основную долю в составе его занимает группа абсолютно ликвидных активов. Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов Ктл) - отношение всей суммы оборотных активов, включая запасы, к общей сумме краткосрочных обязательств; он показывает степень покрытия оборотными активами оборотных пассивов: Превышение оборотных активов над краткосрочными финансовыми обязательствами обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех оборотных активов, кроме наличности. Чем больше этот запас, тем больше уверенность кредиторов в том, что долги будут погашены. Удовлетворяет обычно коэффициент > 2. В нашем примере величина его на начало года составляет 1,74 (14 800/8500), на конец - 1,53 (26 700/ 17 400), что значительно ниже нормативного уровня, причем наметилась тенденция к его понижению. В Республике Беларусь установлен минимальный его уровень: для промышленных предприятий - 1,7, сельскохозяйственных предприятий — 1,5, строительных организаций — 1,2, транспорта — 1,3, торговли — 1,0 и т.д. Если фактическое его значение ниже данного уровня, то это является одним из оснований признания предприятия неплатежеспособным. Если коэффициент текущей ликвидности и доля собственного оборотного капитала в формировании оборотных активов меньше норматива, но наметилась тенденция роста этих показателей, то определяется коэффициент восстановления платежеспособности (Квп) за период, равный шести месяцам: где Ктл1 и Ктл0 — соответственно фактическое значение коэффициента ликвидности в конце и начале отчетного периода; КТЛнорм — нормативное значение коэффициента текущей ликвидности; 6 — период восстановления платежеспособности, мес.; Т — отчетный период, мес. Если Квп > 1, то у предприятия есть реальная возможность восстановить свою платежеспособность, и наоборот, если Квп < 1, у предприятия нет реальной возможности восстановить свою платежеспособность в ближайшее время. В случае если фактический уровень Ктл равен нормативному значению на конец периода или выше его, но наметилась тенденция его снижения, рассчитывают коэффициент утраты платежеспособности (Куп) за период, равный трем месяцам: Рассматривая показатели ликвидности, следует иметь в виду, что их величина является довольно условной, так как ликвидность акти-вов и срочность обязательств по бухгалтерскому балансу можно определить довольно приблизительно. Так, ликвидность запасов зависит от их качества (оборачиваемости, доли дефицитных, залежалых материалов и готовой продукции). Ликвидность дебиторской задолженности также зависит от скорости ее оборачиваемости, доли просроченных платежей и нереальных для взыскания. Поэтому радикальное повышение точности оценки ликвидности достигается в ходе внутреннего анализа на основе данных аналитического бухгалтерского учета. Об ухудшении ликвидности активов свидетельствует увеличение доли неликвидных запасов, просроченной дебиторской задолженности, просроченных векселей и др. 36. Анализ финансовых результатов предприятия: сущность, задачи и показатели. Эффективность функционирования любого предприятия во многом определяется его способностью приносить необходимую прибыль. Для оценки этой способности применяются методы анализа финансовых результатов деятельности, позволяющие определить, насколько стабильны получаемые доходы и производимые расходы; какие элементы отчета о прибылях и убытках могут быть использованы для прогнозирования финансовых результатов; какова эффективность использования вложенного капитала; насколько производительны осуществляемые затраты; насколько эффективно управление компанией в целом. Финансовый анализ в своем традиционном понимании представляет собой метод исследования путем расчленения сложных явлений на составные части. В широком научном понимании финансовый анализ – это метод научного исследования (познания) и оценки явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. Экономическая сущность финансового анализа лучше всего отражается в следующем определении: финансовый анализ представляет собой оценку финансово – хозяйственной деятельности фирмы в прошлом, настоящем и предполагаемом будущем [11, с.67]. В экономике, составным элементом которой являются финансы, анализ применяется с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций и оценки экономических и социальных процессов, изучения финансово-хозяйственной деятельности на всех уровнях и в разных сферах воспроизводства. Финансовый анализ является частью общего экономического анализа организации, а также частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности. Финансовый результат – это обобщающий показатель анализа и оценки эффективности деятельности предпринимательской организации. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности – одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу. Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются: 1. систематический контроль за формированием финансовых результатов 2. определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты 3. выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирования их величины 4. оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности 5. разработка мероприятий по освоению выявленных резервов Прибыль и рентабельность отражают эффективность процесса производства. Прибыль – это, с одной стороны, основной источник финансирования деятельности организаций, а с другой – источник доходов бюджетов различных уровней. В условиях рыночных отношений целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Любой хозяйствующий субъект в условиях рыночной экономики стремится к повышению полученных доходов над произведенными расходами, так как всякая организация заинтересована в получении положительного результата от своей деятельности – прибыли. Сущность рассматриваемой экономической категории заключается в том, что необходимый уровень прибыли – это: ü основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации; ü базовый фактор возрастания рыночной стоимости организации; ü индикатор кредитоспособности организации; ü приоритетный интерес собственники, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала; ü инструмент конкурентоспособности организации при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли; ü гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества. Поддержание необходимого уровня прибыльности – объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночных условиях. Прибыль и рентабельность характеризуют все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия предусматривает: § оценку динамики абсолютных и относительных показателей (прибыли и рентабельности) § определение влияния отдельных факторов на размер прибыли и уровень рентабельности § выявление резервов роста прибыли и рентабельности Обобщенная информация о финансовых результатах представлена в формах №1, 2 и 5 бухгалтерской отчетности, а также в форме №11 статистической отчетности. Кроме того, используются данные бизнес-плана и аналитического бухгалтерского чета к счетам 90 «продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки». [1] Большое количество показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности предприятия, создает методические трудности их системного рассмотрения. Различия в назначении показателей затрудняют выбор каждым участником товарного обмена тех из них, которые в наибольшей степени удовлетворяют его потребности в информации о реальном состоянии данного предприятия. Например, администрацию предприятия интересует масса полученной прибыли и ее структура, факторы, воздействующие на ее величину. Налоговые инспекции заинтересованы в получении достоверной информации о всех слагаемых балансовой прибыли; прибыли от реализации продукции, прибыли от реализации имущества, внереализационных результатах деятельности предприятия и др. Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам выбрать значимые направления активизации деятельности предприятия. Другим участникам рыночных отношений анализ прибыли позволяет выработать необходимую стратегию поведения, направленную на минимизацию потерь и финансового риска от вложений в данное предприятие. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов исследование, во-первых, изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (“горизонтальный анализ” показателей финансовых результатов за отчетный период); во-вторых, исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (что принято называть “вертикальным анализом” показателей); в-третьих, изучение хотя бы в самом обобщенном виде динамики изменения показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов (т.е. “трендовый анализ” показателей).   37. Анализ формирования финансовых результатов. Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия определяется показателем прибыли и убытка, который формируется в течение календарного года. Финансовый результат представляет собой разницу при сравнении сумм доходов и расходов организации. Превышение доходов над расходами означает прирост имущества организации – прибыль, а превышение расходов над доходами, означает уменьшение имущества – убыток. Финансовый результат хозяйственной деятельности организации формируется из двух составляющих: 1. реализационный финансовый результат, полученный от продажи продукции, товаров и услуг, а также от хозяйственных операций, составляющих предмет деятельности организации; 2. прочий финансовый результат. Согласно Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению доходы и расходы от текущей деятельности учитываются на счете 90 «Продажи». Счет активно-пассивный, сальдо не имеет. Оборот по дебету показывает расходы, связанные с основной деятельностью организации, оборот по кредиту – доходы, связанные с основной деятельностью. Прочие доходы и расходы учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Счет активно-пассивный, сальдо не имеет. Оборот по дебету показывает прочие расходы, оборот по кредиту – прочие доходы. Счета 90 и 91 имеют накопительный характер в течение отчетного года. Финансовый результат по счетам 90 и 91 определяется в конце каждого месяца. Выявленный финансовый результат в виде прибыли или убытка ежемесячно списывается как сальдо счетов 90 и 91 на итоговый накопительный счет 99 «Прибыли и убытки». Счет активно-пассивный, финансово-результативный. Таким образом, счет 99 предназначен для выявления окончательных финансовых результатов деятельности организации. Непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки» отражаются суммы начисленных платежей по налогам на прибыль и штрафных налоговых и приравненных к ним санкций. В результате на счете 99 формируется чистая (нераспределенная прибыль) или чистый (непокрытый) убыток. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия, как партнера. Прибыль является одним из финансовых результатов деятельности организации. Формируется на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Классификация прибыли: 1. по видам хозяйственной деятельности различают: прибыль от основной (операционной) деятельности, которая включает прибыль от реализации продукции и прочие внереализационные доходы и расходы; прибыль от инвестиционной деятельности; прибыль от финансовой деятельности. 2. по составу включаемых элементов различают: маржинальную (валовую) прибыль – это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции; прибыль от реализации продукции – это разность между маржинальной прибылью и постоянными затратами предприятия; общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль). Брутто-прибыль включает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, прочие доходы и расходы (до выплаты процентов и налогов). Характеризует общий финансовый результат, заработанный предприятием для всех заинтересованных сторон (государства, кредиторов, собственников, наемного персонала); прибыль до налогообложения – это результат после выплаты процентов кредиторам; чистую прибыль – это та сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений; 3. в зависимости от характера деятельности предприятия выделяют: прибыль от обычной (традиционной) деятельности; прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия, которую надо выделять из общей прибыли для правильной оценки работы предприятия; 4. по характеру налогообложения различают: налогооблагаемую прибыль; не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается; 5. по степени учета инфляционного фактора различают: номинальную прибыль; реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде; 6. по экономическому содержанию прибыль делится: на бухгалтерскую; экономическую. Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов. Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы). По характеру использования чистая прибыль подразделяется: 1. на капитализированную (нераспределенную) – это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия; 2. потребляемую прибыль – это часть прибыли, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам предприятия. Использование того или иного показателя прибыли зависит от цели анализа. Так, для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия используется маржинальная прибыль, для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции и определения коммерческой маржи – прибыль от реализации продукции до выплаты процентов и налогов, для оценки доходности совокупного капитала – общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки рентабельности собственного капитала – чистая прибыль, для оценки устойчивости роста предприятия – капитализированная прибыль. Нужно учитывать также неодинаковую значимость того или иного показателя прибыли для разных категорий заинтересованных лиц.   38. Анализ рентабельности предприятия. Показатели рентабельности. Порядок их расчета и анализа. Методика факторного анализа рентабельности производственной и предпринимательской деятельности. Анализ рентабельности капитала. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта сналичными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп: 1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов; 2) показатели, характеризующие прибыльность продаж; 3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли. Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) — отношение валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп): Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции. Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект. 39. Анализ использования прибыли и дивидендная политика предприятия. Дивидендная политика предприятия оказывает большое влияние не только на структуру капитала, но и на инвестиционную привлекательность субъекта хозяйствования. Если дивидендные выплаты достаточно высокие, то это один из признаков того, что предприятие работает успешно и в него выгодно вкладывать капитал. Но если при этом малая доля прибыли направляется на обновление и расширение производства, то ситуация может измениться. Одним из показателей, характеризующих дивидендную политику, является уровень дивидендного выхода, т.е. удельный вес прибыли, направляемой на выплату дивидендов по обыкновенным акциям. Существуют два различных подхода в теории дивидендной политики. Первый подход основывается на остаточном принципе: дивиденды выплачиваются после того, как использованы все возможности эффективного реинвестирования прибыли, что предполагает рост их в перспективе. Второй подход вытекает из принципа минимизации а, когда акционеры предпочитают невысокие дивиденды в текущий момент высоким в перспективе. Источником выплаты дивидендов могут быть чистая прибыль отчетного периода, нераспределенная прибыль прошлых лет и специальные резервные фонды, созданные для выплаты дивидендов по привилегированным акциям на случай, если предприятие получит недостаточную сумму прибыли или окажется в убытке. Поэтому могут быть случаи, когда дивидендные выплаты превышают сумму полученной прибыли. Принятие решения о размере дивидендов - непростая задача. С одной стороны, в условиях рынка всегда имеются возможности для участия в новых инвестиционных проектах с целью получения дополнительной прибыли, а с другой - низкие дивиденды приводят к снижению курсовой стоимости акций, которая определяется как отношение суммы дивиденда на одну акцию к рыночной норме дохода (ставке банковского процента по депозитам), что нежелательно для предприятия. В мировой практике разработаны различные варианты дивидендных выплат по обыкновенным акциям: постоянного процентного распределения прибыли; фиксированных дивидендных выплат, независимо от дохода; выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов; выплаты дивидендов акциями. Первый вариант предполагает неизменность коэффициента дивидендного выхода, но уровень дивиденда может резко колебаться в зависимости от размера получаемой прибыли. Политика фиксированных дивидендных выплат предусматривает регулярную выплату неизменного размера дивиденда на одну акцию. Третий вариант гарантирует регулярные фиксированные дивиденды, а в случае успешной деятельности предприятия -экстра-дивиденды. По четвертому варианту акционеры вместо дивидендов получают дополнительный пакет акций, при этом общая валюта баланса не изменяется, а на одну акцию падает. В итоге акционеры практически не получают ничего, кроме возможности продать полученные акции за наличные. На объем прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли) влияют прежде всего, сумма налогооблагаемой прибыли, а также ставка налога на прибыль. Если налогооблагаемая прибыль изменяется, то величина чистой прибыли изменяется в противоположном направлении. Так, при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли величина прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, будет уменьшаться. Что касается доходов, облагаемых по ставкам, отличающимся от ставки налога на прибыль, то эти доходы вычитаются из валовой прибыли при определении суммы налогооблагаемой прибыли. Рассматриваемые виды доходов, за исключением из них налогов, увеличивают размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Величина отчислений от прибыли в резервный капитал оказывает обратное влияние на сумму чистой прибыли: при увеличении этих отчислений прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия снижается, а при уменьшении этих отчислений чистая прибыль возрастает. При анализе использования прибыли необходимо сопоставить фактическое ее распределение за отчетный период с распределением, предусмотренным в финансовом плане предприятия, а также с соответствующими данными за предыдущие периоды, то есть в динамике. На основе анализа использования прибыли могут быть сделаны выводы о необходимости изменений в ее использовании с целью достижения оптимальных соотношений между отдельными направлениями ее распределения. Учредительные документы каждой организации определяют порядок использования чистой прибыли, остающейся после внесения платежей налогов в бюджет, а также перечень фондов, образуемых из этой прибыли. В процессе анализа использования прибыли следует решить такие основные задачи: § установить, как изменились суммы и удельные веса конкретных направлений использования прибыли по сравнению с финансовым планом и величинами предыдущего периода; § осуществить анализ образования и использования резервного капитала и других специальных фондов; § дать оценку эффективности использования прибыли; § определить пути оптимизации использования прибыли и основные мероприятия, направленные на совершенствование использования прибыли. В процессе образования и использования фондов специального назначения за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, осуществляется стимулирующая роль прибыли. При анализе специальных фондов следует рассмотреть такие вопросы: § изменение суммы средств, направленных в спецфонды; § влияние отдельных факторов на данную сумму; § порядок использования средств специальных фондов на соответствующие цели; § как изменяются суммы отчислений от чистой прибыли в специальные фонды и суммы использования средств этих фондов в динамике, т.е. с течением времени; § каковы резервы оптимизации размеров специальных фондов и их использования. При анализе формирования фондов специального назначения за счет чистой прибыли следует использовать формулу, позволяющую определить степень изменения отчислений в специальные фонды за счет изменения чистой прибыли: ∆СФ = ∆ЧП · К, § ∆СФ — приращение величины спецфондов, т.е. фонда накопления или потребления за счет изменения величины прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; § ∆ЧП — приращение суммы прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; § К — коэффициент отчислений от чистой прибыли в данный фонд (базисная величина). Суммы отчислений в фонды специального назначения находятся также под влиянием изменения величины коэффициента отчислений от чистой прибыли. Влияние этого фактора можно определить по следующей формуле: ∆СФ = (К1 — К0) ЧП1, § ∆СФ — приращение величины фондов специального назначения за счет изменения коэффициента отчислений от чистой прибыли; § К1, К0 — соответственно фактический и базисный коэффициенты отчислений от чистой прибыли в фонды специального назначения; § ЧП1 — чистая прибыль данного предприятия за отчетный период. Увеличение величины прибыли, остающейся в распоряжении предприятия соответственно повышает сумму отчислений в специальные фонды, а уменьшение чистой прибыли снижает величину этих отчислений. Аналогично, т.е. прямым образом, влияет и изменение коэффициента отчислений от чистой прибыли: при увеличении этого коэффициента сумма отчислений в фонды специального назначения растет, а при снижении величины коэффициента сумма отчислений в специальные фонды уменьшается. В процессе анализа использования средств специальных фондов необходимо сопоставить фактические расходы средств с предусмотренными планом и расходами предыдущих отчетных периодов. Так, средства фондов накопления направляются, как правило, на цели развития производства, т.е. на увеличение основных средств (фондов), а также на наполнение оборотных активов. Целесообразно проанализировать, каким образом использование средств фонда накопления повлияло на структуру имущества предприятия, а также на техническое состояние основных средств (фондов). Средства фондов потребления расходуются для осуществления различных выплат социального характера. Анализ использования средств этих фондов целесообразно осуществлять в увязке с такими показателями состояния и использования трудовых ресурсов, как коэффициенты оборота по приему и увольнению, полного оборота, текучести, показатели среднего тарифного разряда, производительности труда. Использование прибыли для образования и расходования фондов потребления является оправданным, если оно взаимосвязано с улучшением перечисленных трудовых показателей. Давая общую оценку использования прибыли организации, необходимо констатировать, как оно содействует увеличению масштабов деятельности организации, росту ее экономического потенциала, пополнению собственного капитала, а также оптимизации структуры активов и пассивов организации. 40. Понятие инвестиционной деятельности и ее содержание. Инвестиции занимают центральное место в экономическом процессе и предопределяют общий рост экономики предприятия. В результате инвестирования увеличиваются объемы производства, растет доход, развиваются и уходят вперед в экономическом соперничестве отрасли и предприятия, вышедшие вперед в конкурентной борьбе и в наибольшей степени удовлетворяющие спрос на те или иные товары и услуги. Полученный доход частично вновь накапливается и увеличивается, происходит дальнейшее расширение производства, что приводит к процветанию предприятия. Этот процесс повторяется непрерывно. Таким образом, инвестиции сами обусловливают рост расширенного воспроизводства, образующегося за счет дохода в результате эффективного распределения. При этом, чем эффективнее инвестиции, тем больше рост дохода, тем значительнее абсолютные размеры накопления денежных средств, которые могут быть вновь вложены в производство. Инвестиционная деятельность – это деятельность, связанная с вложением капитала в реальные объекты инвестирования в целях получения дохода. Инвестиционная деятельность предприятия – осуществление и превращение инвестиционных ресурсов в реальные активы предприятия, способные в будущем приносить доход. Инвестиционная деятельность предприятия рассматривается как важнейший элемент общей стратегии его развития. Её сущность заключается в том, чтобы не только сохранить, но и развивать, усовершенствовать производственно-технический и экономический потенциал за счёт расширенно воспроизводства основных фондов, реконструкции и технического перевооружения, внедрения более совершенной техники, автоматизации производства. По своей направленности инвестиционную деятельность предприятия можно разделить на два основных типа: внутреннюю и внешнюю. К внутренней деятельности относится: расширение производственных мощностей, техническое перевооружение и реконструкция предприятия, увеличение объёма выпуска продукции, создание новых видов продукции. Внешнее направление инвестиционной деятельности предприятия предполагает приобретение компаний и покупку ценных бумаг. Объектами инвестиционной деятельности являются вновь созданные и модернизируемые основные фонды и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность. Т.о. одни инвестиции направлены на увеличение собственного капитала (покупка акций и вложение пая с целью получения дивидендов, вклады на счета банков и покупка акций для получения по ним процентов), а другие - на расширение производственной базы путем покупки оборудования и земли, а также на капитальное строительство. Выбор того или иного направления вложений определяется многими обстоятельствами. Важнейшими среди них являются следующие: инвестиционный климат в стране, состояние производственно-технической базы промышленных предприятий, кредитная политика, уровень развития воспроизводственной рыночной инфраструктуры и системы привлечения и освоения капиталовложений, система налогообложения, уровень развития законодательной базы в сфере инвестиционной деятельности. Расширение производственных мощностей способствует увеличению потенциала предприятия, объёма выпуска существующей продукции, переходу к выпуску новой продукции и, в конечном итоге, к росту прибыли. Расширение действующих предприятий - это инвестирование, которое предполагает строительство новых дополнительных цехов и других подразделений основного производства, а также новых вспомогательных и обслуживающих цехов и участков. Обычно расширение производства ведётся на новой технической основе и, следовательно, оно предусматривает не только экстенсивное увеличение мощностей действующих предприятий, но и повышение технического уровня производства. Под техническим перевооружением отдельного предприятия или его подразделения обычно понимают замену действующего парка оборудования более новым с высокими технико-экономическими показателями. Причём такая замена осуществляется без расширения производственной площади. К реконструкции, как правило, относятся мероприятия, связанные как с заменой морально устаревших и физически изношенных машин и оборудования, так и с совершенствованием и перестройкой зданий и сооружений. Реконструкция предприятий, как правило, проводится в связи с диверсификацией производства и освоением выпуска новой продукции, что позволяет значительно сэкономить капитальные вложения, использовать имеющуюся квалифицированную рабочую силу для освоения новых изделий, не привлекая дополнительных кадров. Реконструкция направлена на рост технического уровня производства и продукции и способствует более быстрому освоению производственных мощностей. Реконструкция и техническое перевооружение предприятия более эффективны, чем, например, новое строительство, и отличаются более прогрессивной структурой капитальных вложений. При этом обновляется главным образом активная часть основных фондов без существенных затрат на строительство зданий и сооружений. Увеличение объёма выпускаемой продукции позволяет получать большие доходы за счёт увеличения прибыли, и, кроме того, завоевать большую долю рынка, оказывая тем самым на него своё влияние. Выпуск новой продукции приводит к росту прибыли, способствует диверсификации производства, что позволяет уменьшить риск, связанный с колебаниями спроса на отдельные виды выпускаемой продукции. Основу инвестиционной деятельности предприятий различных форм собственности составляют реальные инвестиции, которые преимущественно осуществляются в форме капитальных вложений. В современных условиях данная форма инвестирования для многих предприятий является основным направлением инвестиционной деятельности, позволяющим внедрять в производство новые прогрессивные технологии, обновлять выпускаемую продукцию, осваивать новые товарные рынки и обеспечивать постоянное увеличение доходности и рыночной стоимости предприятия. Поскольку предприятия, как правило, не располагают достаточными финансовыми ресурсами для поддержания производства на уровне требований динамично развивающегося рынка, перед ними всегда возникает двуединая задача: с одной стороны, обосновать перед будущими инвесторами привлекательность и необходимость модернизации или ввода новых основных фондов, а с другой - доказать привлекательность осуществления инвестиционного проекта на основе оценки его эффективности. Субъекты инвестиционной деятельности: – инвесторы; – заказчики; – подрядчики; – пользователи объектов капитальных вложений. Инвесторы осуществляют капитальные вложения с использованием собственных и (или) привлеченных средств. Инвесторами могут быть: – физические лица; – юридические лица; – создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц; – государственные органы; – органы местного самоуправления; – иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы). Заказчики – уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность иных субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Подрядчики – физические или юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым в соответствии с ГК РФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом. Пользователи объектов капитальных вложений – физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются объекты капитальных вложений. Ими также могут быть инвесторы. 41. Ретроспективный анализ инвестиционной деятельности. Перспективный и ретроспективный анализы тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт, что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа. В свою очередь от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые показатели недостаточно обоснованы и реальны, то последующий анализ выполнения плана вообще теряет смысл и требует предварительной оценки обоснованности плановых показателей. Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый (результативный). Оперативный (ситуационный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его - оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуации как производственной, коммерческой, финансовой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный (ситуационный) анализ приобретает особое значение. Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей. Итоговый и оперативный анализы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности производства.  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.