Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство и архитектура

Театр

Военная реформа. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Ключевым элементом реформы стал закон 1874 г. о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет.

 

В 60-х годах началось перевооружение армии.

 

Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии — Генерального штаба. Артиллерийская, Инженерная и др. Улучшилась система управления вооруженными силами.

 

Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе и тем поднять ее боеспособность.

 

В 1864 г. были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное всесословное образование. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение.

 

В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 г.

 

В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати.

 

Значите реформ. Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развитая страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели.

 

 

Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Он, прежде всего, обусловливался традиционной слабостью российской буржуазии и политической инертностью народных масс. Логическим продолжением реформ 60-70-х годов XIX в. молю бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в конце 70-х годов министром внутренних дел генералом М.Т. Лорис-Меликовым. Однако убийство народовольцами императора Александра П 1 марта 1881 г. изменило общее направление правительственного курса.

 

 

Александр Ш. Новый император, как и его предшественник, рано приобщился к государственным делам, проявил себя как незаурядный военный. Он вошел в историю как царь — «Миротворец», так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными средствами. Его политические взгляды были глубоко консервативными. Они заключались в приверженности принципам неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства. Это побуждало его к мерам, направленным на укрепление существующего строя.

 

Потрясенный убийством отца и под давлением своего окружения, Александр Ш отверг предложения М.Т. Лорис-Меликова. В апреле 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия». В августе последовало «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия».

 

Изменения в системе местного управления. Сельская крестьянская администрация была в 1889 г. подчинена земским начальникам. Они назначались из потомственных дворян и полностью контролировали жизнь русской деревни. В 1890 г. новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» во многом ограничило функции земств и усилило в них позиции дворян. «Городовое положение» 1892 г., укрепило роль дворянства и крупной буржуазии в городских думах.

 

Изменения в области образования и печати. Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви в лице Синода. В 1887 г. был введен циркуляр о «кухаркиных детях», не допускавший прием в гимназии детей лакеев, прачек, мелких лавочников и т.д.

 

В 1884 г. новый университетский Устав ликвидировал автономию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за студентами и увеличена плата за обучение. Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора. Было свернуто женское высшее образование.

 

«Временные правила о печати» 1882 г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры.

 

В целом во внутренней политике второй половины XIX в. проявлялись и прогрессивные, и реакционные тенденции. Несмотря на контрреформы, правительству Александра Ш все-таки не удалось окончательно уничтожить земства и городское самоуправление. Сохранилась система судопроизводства. В ходе завершения военной реформы наметалась некоторая демократизация офицерского корпуса. Правительство было вынуждено сделать новые шаги в решении крестьянского вопроса. Были понижены выкупные платежи и прекращено временнообязанное состояние крестьян. Законами 80-х годов о штрафах, о фабричной инспекции, о запрещении ночной работы для женщин и подростков было положено начало правительственной регламентации взаимоотношений между предпринимателями и рабочими. Однако главным образом социальная направленность внутренней политики 80—90-х годов состояла в усилении позиций дворянства, значительно ослабленных общим ходом исторического развития страны.

 

В VIII —VII веках до н. э. во Фракии возник и оформился культ бога плодородия и виноделия Диониса (Вакха), который вскоре распространился по всей Греции. Умирающий и воскресающий Дионис стал более популярен, чем местные боги и герои, потеснив даже Аполлона — божество родовой аристократии, чей культ доселе казался незыблемым. Поклонение Дионису, олицетворявшему дикие стихийные силы природы, сопровождалось шествиями разгульных пьяных толп, одетых в козлиные шкуры (подражание сатирам) и распевавших хвалебные песни своему богу. Эти вакханалии стали прародителем невиданного ранее культурного явления — театра.

Во время дионисийских празднеств исполнялись дифирамбы — народные песни, славившие Диониса. В VI веке до н. э. живший на острове Лесбос поэт Арион внес в дифирамб определенный порядок исполнения, умерил его буйность, превратив в вид стихотворного творчества. Теперь дифирамбы исполнялись специальным хором на официальных праздниках в честь Диониса, которые несколько раз в год организовывало государство. В течение нескольких десятилетий дионисийские церемонии преобразовались в театральные представления трех видов: трагедия, сатирическая драма и комедия. Само слово «трагедия» происходит от греческих «трагос» (козел) и «одэ» (песнь), то есть песнь козлов; комедия — от «комос» (шествие в честь Диониса) и «одэ». Мы не знаем, как именно происходило возникновение этих трех жанров, так как никаких сведений об этом не сохранилось. Греческое драматическое искусство предстает перед нами уже во всей своей силе в произведениях Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана.

Главное содержание греческой трагедии — рок, который внезапно обрушивается на человека, превращая его в ничто. События происходят как бы извне и не имеют никакого отношения к психологическому развитию образов героев. Сами же герои скрыты под традиционными театральными масками, что полностью исключало возможность использовать при игре мимику — перед зрителями предстает не характер, а суть роли. Кроме маски, которая подобно шлему полностью охватывала голову, актер, одетый в длинный разрисованный хитон и плащ, носил специальную обувь на огромной, порой до 20 см высотой, пробковой подошве — котурны, которые сковывали движения, но увеличивали рост и придавали величественность его фигуре. Первоначально в постановке участвовал один актер в сопровождении хора. Затем количество актеров было увеличено, но никогда не превышало трех. В театральных постановках принимали участие только мужчины, которые играли и женские роли.

Первым известным трагиком, чьи произведения дошли до наших дней, был Эсхил. Из 90 написанных им трагедий полностью сохранилось только 7 пьес. Эсхил писал на мифологические сюжеты, исключение составляет только трагедия «Персы». Его произведения придали аттической трагедии классическую форму, ослабив ее связь с культом Диониса, что придало театру больше самостоятельности. Главным содержанием пьесы стало само драматическое действие. Хор был отведен на второй план, а для создания подлинного диалога на сцену выведен второй актер. В трагедиях Эсхила неотвратимый закон возмездия неизменно проявляется в судьбах героев, воля богов справедлива. Единственная полностью сохранившаяся трилогия Эсхила — «Орестея» (трагедии «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды»), в которой повествуется о преступлениях рода Аристидов и торжестве афинской демократии. Пьесы «Семеро против Фив», «Прометей прикованный», «Молящие» также принадлежат к сокровищам мировой культуры.

Софокл, младший современник Эсхила, пренебрегал трилогической композицией и увеличил число актеров на сцене до трех. Он написал 123 драмы, но до нас дошло только 7 его произведений. Главной темой творчества Софокла был рок, внезапно разрушающий жизнь человека. Так, в трагедии «Аякс» богиня Афина насылает на главного героя безумие, и он в ослеплении вместо своих врагов убивает стадо коров. В драмах «Царь-Эдип» и «Эдип в Колоне» рассказывается о трагической судьбе и гибели фиван-ского царя. В своих трагедиях Софокл раскрывает основное содержание древнегреческой этики — величественноеn страдание и стойкость перед неотвратимыми ударами всесильной судьбы, сопротивляться которым бесполезно и бессмысленно.

В отличие от Софокла, трагик Еврипид полон скепсиса и не верил в божественную справедливость. В трагедиях, которые по слухам ему помогал писать Сократ, Еврипид смог передать атмосферу кризиса и разрушения привычного мира, которая была характерна для эпохи Пелопоннесских войн. Являясь наиболее трагическим поэтом периода классики, он первым попытался реалистично раскрыть образы своих героев, объяснив их поступки с позиций разума. В пьесах «Троянки», «Гекуба» Еврипид выступил против раздиравшей греческий мир братоубийственной войны. Довольно часто его произведения посвящены трагической развязке родственных отношений. Так, в трагедии «Медея» жена жертвует своей жизнью, чтобы спасти обреченного на смерть супруга. Еврипид резко снизил значение хора, который в его драмах часто вовсе не имеет отношения к основному действию и служит лишь фоном, сконцентрировав основное внимание зрителей на игре актеров.

Как и трагедия, комедия выросла из праздничных шествий в честь Диониса. Подвыпившая толпа ходила по селению, останавливалась перед чьим-либо домом и начинала грубо подшучивать над хозяевами, которые так же не оставались в долгу и отвечали, как могли. С течением времени хаотическая перебранка переросла в состязание с наградой для победителя. Участники шествия (комоса) разделялись на две группы, каждая из которых выставляла для соревнования вожака. Постепенно для данных состязаний стали заранее писать сценарии, а действие переместилось в театр, где уже исполнялись дифирамбы Дионису. Здесь ко-мос слился с дорическим фарсом — небольшими комическими сценками, отличавшимися особой грубостью и непристойностями. Первоначально на комедию не обращали внимания и не воспринимали ее серьезно, поэтому как жанр она сформировалась гораздо позже трагедии. Первые и единственные сохранившиеся целиком комедии эпохи классики принадлежат Аристофану, современнику Еврипида и Сократа.

В отличие от трагедии, как правило основанной на мифологическом сюжете, аттическая комедия с самого начала была посвящена актуальным вопросам общественно-политической жизни и писалась, так сказать, на злобу дня. Примером тому служит сам Аристофан, который, постоянно критикуя Клеона (комедии «Вавилоняне», «Всадники»), нажил немало неприятностей и едва избежал суда. Осмеянию подвергались не только политики, но и софисты, о чем свидетельствует пьеса «Облака», направленная против Сократа. Вершиной творчества Аристофана стала комедия «Лягушки», которая высмеивала афинскую драматургию. Зрителям настолько понравилась пьеса, что, вопреки обычаю, она была поставлена вторично.

Во 2-й половине VI века до н. э. трагедия и комедия постепенно переходят в совершенно новое качество, превратившись в искусство ради искусства. Театральные представления, носившие ранее некий священный характер, стали просто развлечением. Трагедии начали писать только для чтения, а комедии спустились с высот политической сатиры к повседневным проблемам и беззлобным насмешкам. Так, комедиограф Менандр написал более сотни пьес, близких к водевилю и фарсу, отличавшихся остроумными сюжетами и тонким юмором. Для поэта человеческие чувства и любовные истории стали гораздо важнее перипетий политической жизни в выродившихся полисах.

 

 

Античная культура — прежде всего культура человеческого тела. Ярким свидетельством этого является древнегреческая пластика, которая избрала своей основной темой свободно стоящую, ничем не связанную фигуру человека. Развиваясь далее, она пришла к изображению физически совершенного обнаженного тела с идеальными анатомическими пропорциями. Следует отметить, что такое внимание к человеческой мускулатуре, равно как и к обнаженной натуре, является исключительным феноменом в истории мировой культуры, это отличительное свойство искусства античности и Западной Европы начиная с эпохи Возрождения. Главной целью древнегреческого скульптора было предельно точно изобразить поверхность тела. Скульптурный портрет (равно как и какой-либо другой) в нашем понимании не существовал, его заменяли образы: эфеб, молодой мужчина, зрелый мужчина, старик, девушка, женщина. Голова греческой статуи не есть средоточие души, она является просто еще одной конечностью, рядовой частью тела. Интересно, что круг моделей греческих скульпторов весьма ограничен. Нет ни одной греческой статуи, изображающей кормящую мать, образ которой, как и сама идея материнства, полностью чужд эллинскому искусству. Также мы не найдем статуй маленьких детей, старух и стариков. Перед нами только здоровые, пропорционально сложенные молодые люди, преимущественно мужчины, с идеальной мускулатурой и масками вместо лиц.

Мы привыкли видеть античные мраморные статуи белыми, то есть такими, какими их мог увидеть только греческий мастер после окончания работы, поскольку статуи было принято раскрашивать. Мрамор красили, подчеркивая кожу, оттеняя волосы, прорисовывая глаза, иногда одевали в шелковые одежды, и только после этого выставляли на всеобщее обозрение. Затем, когда статуи начали отливать из бронзы, украшая золотом, слоновой костью и эмалью, их перестали раскрашивать. Следует отметить, что большинство произведений древнегреческих скульпторов дошло до нас в поздних римских копиях, качество которых, как правило, намного ниже навсегда утраченных оригиналов.

Наиболее полно классический стиль заявил о своем существовании при восстановлении афинского Акрополя в середине V века до н. э., которое осуществлялось под руководством скульптора Фидия, друга Перикла. Фидию принадлежит скульптурное убранство Парфенона, храма богини Афины, а также 17-метровая бронзовая статуя Афины Промахос на Акрополе, 12-метровая Афина Парфенос, облицованная золотом и слоновой костью, и статуя сидящего Зевса Олимпийского. Статуя Зевса, находившаяся в храме в Олимпии, считалась одним из чудес света. Современниками Фидия были знаменитые скульпторы Мирон и Поликлет. Мирон стал первым мастером, который работал только с бронзой, полностью отказавшись от мрамора. Он поставил своей целью изобразить человеческое тело в момент движения, что наиболее полно удалось ему при создании знаменитой скульптуры «Дискобол». Творчество Мирона стало выражением главной задачи классической скульптуры: создание совершенного образа человека. Если Мирон решал эту задачу путем выявления красоты движения, то Поликлет старался создать гармонический образ, показывая фигуру, находящуюся в покое. Поликлет создал канон совершенных пропорций человеческого тела, который воплотил в скульптуре «Дорифор» (копьеносец). Согласно его канону, длина ступни должна составлять 1/6 длины тела, высота головы — У8; гармония достигается благодаря контрасту: правая нога и левая рука напряжены, а с левой ноги и правой руки нагрузка сознательно снята.

Спустя более полувека скульптор Пракситель первым начал изображать обнаженное женское тело. Но греческая статуя женщины, особенно изображающая обнаженную натуру, не соответствующую нашим эстетическим понятиям, воспринимается западным человеком как нечто слишком тяжеловесное, лишенное женского начала. Скульптуру Праксителя отличает мягкость и лиричность, его фигуры стройны и грациозны. Его старший современник Скопас работал в совершенно ином, патетическом стиле, создавая величественные фигуры, исполненные собственного достоинства. Лис-сип, придворный скульптор Александра Македонского, опроверг канон Поликлета и создал свой собственный: «Поликлет представлял людей такими, каковы они есть на самом деле, ая- такими, какими они кажутся». У фигур Аиссипа очень длинные стройные ноги, изящные торсы и очень маленькие головы.

Античная живопись не имела заднего плана. Мы нигде не найдем ни пейзажа, ни вообще какого-либо намека на окружающий ландшафт. Идея окружающего мира чужда древнегреческому живописцу, сосредоточенному только на изображении человека. Мастера помещали на одной плоскости множество сцен, где фигуры разделены незаполненной пустотой, полностью игнорируя такие понятия, как пространство, даль и горизонт. В редчайших случаях, если того требует сюжет, мы можем увидеть одиноко стоящее дерево, которое по сравнению с окружающими его фигурами людей изображено на удивление схематично. Несомненно, что в Греции как вазопись, так и живопись берут свое начало от фресок, о чем свидетельствует линейность изображения. Это напрямую связано с еще одной важной характеристикой античной живописи — удивительная бедность палитры. В подавляющем большинстве случаев художники использовали только четыре краски: желтую, красную, белую и черную. В прошлом веке ученые, пытаясь объяснить этот факт, даже выдвинули гипотезу об особом восприятии греками некоторых цветов. Но дело тут было совсем в другом. Эллины почти полностью игнорировали синюю и зеленую краски, потому что это цвета, символизирующие и обозначающие пространство, то есть понятие, совершенно чуждое древнегреческому менталитету. Также античной живописи была абсолютно не свойственна идея времени: на изображении никак не отмечалось время дня или ночи. Перед нами предстают выстроенные на одной линии изолированные группы людей, которые как бы висят вне времени и пространства.

Афинский мастер Аполлодор во 2-й половине V века до н. э. первым попытался использовать светотень и ввел понятие перспективы. По свидетельству современников, он стал основателем классической живописи, однако ни одна из его работ не сохранилась. Художник Полигнот продолжил попытки Аполлодора передать на картинах пространство и за свои заслуги даже был удостоен афинского гражданства. Но и его произведения погибли. Зевксис, другой ученик Аполлодора, не только перенял у своего учителя такие приемы, как светотень и перспектива, но и смело развил их. Самым прославленным его произведением стала картина, на которой были изображены семь кентавров. По легенде, Зевксис смог так мастерски изобразить гроздь винограда, что прилетела птица его клевать. Его современник художник Паррасий разрабатывал традиционные приемы и достиг особого совершенства в картинах, написанных одной краской. Как уже было неоднократно отмечено, ни одна из этих работ не сохранилась, и мы можем судить об уровне развития художественного мастерства только по фрескам и вазописи. Есть мнение, что вазописцы копировали картины на кувшины. В классическую эпоху наряду с уже существовавшими чернофигурной и краснофигурнои техниками появилась белофонная роспись ваз. Расцвет афинской вазописи пришелся на V век до н. э., но с началом Пелопоннесских войн это искусство пошло на спад.

Время не щадит памятники культуры, безвозвратно уничтожая все, что было оставлено для грядущих поколений. В этом отношении наиболее повезло творениям архитекторов, которые, по сравнению с живописью и скульптурой, дошли до нас в более или менее сохранном виде. В греческой архитектуре V века до н. э. все еще господствовал строгий дорийский стиль, но по сравнению с периодом архаики пропорции храмов стали более совершенными, лишенными приземистости и тяжеловесности. Примером совершенства дорийского стиля служит храм Геры в городе Пестум, греческой колонии на юге Италии. Классика зародилась в Афинах и наиболее значительным ее шедевром, безусловно, является афинский Акрополь. Здесь под руководством Перикла и Фидия в течение 20 лет был воздвигнут неповторимый архитектурный комплекс, состоявший в основном из храмовых зданий. Центром этого комплекса был Парфенон, храм Афины Парфенос, богини войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремесла, в который можно было попасть, пройдя через Пропилеи, парадный вход на Акрополь. К Пропилеям примыкала пинакотека — картинная галерея, и храм Афины-Ники (Победы), внутри которого находилась бескрылая статуя богини. Хотя обычно греки изображали Нику крылатой, афиняне не стали этого делать, чтобы богиня не покинула их город. На самом Акрополе, неподалеку от Парфенона находился храм Эрехтейон, поставленный на том месте, где, по преданию, произошел спор Афины с Посейдоном за право покровительства над городом. В средние века и новое время, когда Грецией управляли турки, здания Акрополя были сильно повреждены, но после проведения реставрационных работ многое удалось восстановить. Большая часть скульптурного убранства этого комплекса погибла еще в античности, а сохранившееся лорд Эльджин вывез в Британский музей в 1-й половине XIX века.

В IV веке до н. э. на смену строгому дорийскому стилю пришел более изящный и богатый украшениями ионийский. Кроме того, архитекторы начали широко использовать роскошные коринфские капители колонн, стилизующие в камне листья аканфа. Если ранее греческая каменная архитектура выражала себя в храмах, то теперь стали возводить монументальные постройки светского характера. Были возведены величественные каменные театры на афинском Акрополе, в Сиракузах и Эпидавре. Но подлинной жемчужиной архитектурного зодчества классики стала усыпальница царя Мавсола в Галикарнасе, так называемый мавзолей, выстроенный Пифием. Гробница, ставшая одним из семи чудес света, представляла собой высокий квадратный цоколь и колоннаду, увенчанную 24-ступенчатой пирамидой, на вершине которой на высоте 50 м над землей стояла скульптурная группа, изображавшая квадригу — четверку лошадей, запряженную в колесницу, на которой стояли Мавсол и его жена Артемисия. Мавзолей был богато украшен скульптурами Скопоса, часть которых дошла до наших дней и находится в Британском музее. Само строение уже в XV веке было разобрано рыцарями, которые использовали его как каменоломню при строительстве крепости. Третьим чудом света, созданным греками в эпоху классики, был храм Артемиды в Эфесе, строительство которого закончилось на рубеже V—IV веков до н. э. Этот храм был сожжен безумцем Геростратом 21 июля 361 года, в ночь, когда родился Александр Македонский.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Реакционная политика Николая I не смогла предотвратить распространения демократических идей и антикрепостнического движения | Невідкладні стани у внутрішній медицині. Крок М. Лікувальна справа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.