Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ППФП специалиста в свободное время 1 страница




 

Эти самодеятельные занятия не имеют принципиального отличия от аналогичных занятий в рабочее время. Как правило, в этих коллективных (секция ППФП) или индивидуальных самостоятельных занятиях более ярко проявляется личная заинтересованность каждого занимающегося в повышении или поддержании своей специальной психофизической подготовленности. Очень часто стимулом к таким занятиям может быть не только качественное выполнение своих профессиональных функций, но и стремление через повышение личной профессионально-прикладной физической подготовленности занять на конкурсной основе интересующую его должность или отдельные поручения на выполнение интересного для него вида профессиональной деятельности. Такая ситуация чаще всего возникает у профессионалов, связанных с экспедиционными видами работ.

 

11.6. Дополнительные средства повышения

работоспособности

 

К дополнительным средствам относятся не только гантели, скакалки, набивные мячи, гимнастические стенки, но и различные тренажеры («бегущая дорожка», «велотренажер» и многие другие развивающие выносливость, силу, быстроту, подвижность суставов. Применение тренажеров повышает интенсивность занятий благодаря дополнительным нагрузкам, избирательному воздействию на отдельные функциональные системы, мышечные группы. Тренажеры позволяют строго дифференцировать физическую нагрузку. В настоящее время используются тренажеры с обратной информационной связью, позволяющие регулировать нагрузку в зависимости от реакции организма. Для восстановительных процедур применяются различные массажеры.

Физические упражнения могут сочетаться или последовательно применяться с водно-тепловыми процедурами, способствующими расслаблению, восстановлению работоспособности (душевые установки с дождевым, восходящим, контрастным и другими вариантами водных потоков; подводный массаж, русские бани и сауны). С этой же целью используются музыкальное сопровождение физических упражнений и восстановительных процедур, комнаты психологической разгрузки со специальными креслами для релаксации и видео- и аудиоэффектами. В помещении психологической разгрузки через средства аэрации воздуха могут поступать запахи цветов, хвойного леса, травы, скошенного сена, что также положительно влияет на процесс восстановления после профессионального труда.

 

11.7. Профилактика профессиональных заболеваний

и травматизма средствами физической культуры

 

Статистически доказано, что здоровый, физически подготовленный человек меньше подвержен случайным и профессиональным травмам в силу хорошей реакции, достаточных скоростно-силовых возможностей. У него более высокая устойчивость против заболеваний, проникающей радиации.

Основная задача физических упражнений профилактической направленности-повысить устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов труда. К ним относятся: перенапряжение, возникающее при тяжелом физическом труде; гипокинезия — ограничение количества и объема движений; монотония. Связанная с выполнением одинаковых операций, с непрерывной концентрацией внимания (именно в этом состоянии, подобном полудреме увеличивается вероятность травматизма), рабочая поза, которая становится причиной целого ряда неблагоприятных отклонений (заболевание органов малого таза, кифозы, сколиозы, ослабление мышц живота и др.); повышенная нервно-эмоциональная напряженность труда, вибрация и укачивание, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия (запыленность, загазованность, плохое освещение).

Чтобы снизить эти неблагоприятные воздействия, в свободное время проводится так называемая профилактическая гимнастика. Это комплекс упражнений, подобранных для профилактики неблагоприятных влияний в процессе труда и снижения профессионального травматизма. Количество упражнений, темп их выполнения, продолжительность комплекса в каждом отдельном случае различные.

Групповые занятия профилактической гимнастикой могут проводиться в обеденный перерыв или сразу после окончания работы в специальных помещениях.

В качестве примера приводим упражнения непосредственного воздействия, предложенные профессором В.Э. Нагорным для тренировки сосудов головного мозга:

1. Движения головой (наклоны, поворот, кружения).

2. То же в сочетании с движениями рук.

3. Принять позы, при которых голова оказывается ниже других частей тела (подъем ног лежа на спине, «велосипед», стойка на лопатках, локтях, голове).

4. Быстрые перемещения головы с возникновением сил инерции («рубка дров», качательные движения туловищем).

5. Сгибание позвоночника в области шеи, груди (заведение ног за голову в положении лежа на спине).

6. Интенсивное дыхание через нос, резкое сокращение диафрагмы (бег, передвижение на лыжах и т.п.), дыхание только через нос («рубка дров» с интенсивным выдохом).

7. Приемы массажа и самомассажа, включающие несильное постукивание пальцами по голове.

11.8. Влияние индивидуальных особенностей,

географо-климатических факторов на

содержание производственной физической

культуры специалистов

 

На содержание производственной физической культуры как в рабочее, так и в свободное время оказывают влияние индивидуальные особенности человека. При выборе форм и при упражнениях ПФК учитывают половые отличия занимающихся.

Так, например, при продолжительной работе в положении сидя у женщин чаще, чем у мужчин возникают и в большей степени проявляются неблагоприятные последствия застойных явлений в области малого таза. При выполнении работы преимущественно в положении стоя у женщин чаще бывают осложнения, связанные с нарушением венозного кровообращения в нижних конечностях. Предрасположенность к таким нарушениям может носить наследственный характер. Все это должно учитываться как при определении, например, количества физкультминуток в течение рабочего дня, так и при подборе специальных упражнений.

Возрастные отличия обычно влияют на продолжительность физкультурных пауз, интенсивность выполнения комплекса отдельных упражнений. Общая физическая нагрузка в утренней гигиенической или специализированной гимнастике по-разному переносится «совами» и «жаворонками», поэтому важно учитывать индивидуальные различия в переносимости физической нагрузки различными людьми в разное время суток.

Географо-климатические условия также могут оказывать свое влияние на содержание ПФК. Например, длинная полярная ночь и длинный полярный день на Севере вносят определенный дисбаланс в нормальное функционирование организма, нарушая его естественный биологический ритм.

На подбор упражнений ПФК влияют также температурные и климатические особенности времен года в тех или иных регионах.

 

11.9. Роль личности руководителя во внедрении

физической культуры в

производственный коллектив

 

Специалисты высшей квалификации на определенном этапе своей профессиональной деятельности, как правило, становятся руководителями производственного, творческого, управленческого или другого коллектива. От того, насколько сам руководитель осознает роль и значимость производственной физической культуры для профессиональной дееспособности каждого члена коллектива, во многом зависит степень ее внедрения. Проблема использования различных форм ПФК не простая, так как часто вступает в противоречия с общими экономическими показателями. При решении вопросов производственной физической культуры руководителю коллектива приходится анализировать плюсы и минусы ее внедрения, сопоставляя гуманистические аспекты этих мероприятий с экономическими возможностями производства, организации.

Однако в любом случае принятие решения во многом зависит от того, насколько сам руководитель понимает суть и значимость воздействия производственной физической культуры на работающего человека, на его здоровье и дееспособность. И здесь важна не только теоретическая подготовка, но и личный практический опыт.

 

Контрольные вопросы

 

1. Производственная физическая культура, ее цели и задачи.

2. Методические основы производственной физической культуры.

3. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК.

4. Производственная физическая культура в рабочее время.

5. Вводная гимнастика.

6. Физкультурная пауза.

7. Физкультурная минутка.

8. Микропауза активного отдыха.

9. Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня.

10. Физическая культура и спорт в свободное время.

11. Утренняя гигиеническая гимнастика.

12. Утренние или вечерние специально направленные физические упражнения.

13. Краткие занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв.

14. Попутная тренировка.

15. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей.

16. Дополнительные средства повышения работоспособности.

17. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры.

18. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов.

19. Роль личности руководителя во внедрении физкультуры в производственный коллектив.

 


 

СОДЕРЖАНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................................................................................................ 3

Глава 1............................................................................................................................................................................................. 5

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ........................................................................................................ 5

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ............................................................................................... 5

1.1. Физическая культура и спорт как.................................................................................................................................... 5

социальные феномены......................................................................................................................................................... 5

1.1.1.Физическая культура — часть общечеловеческой......................................................................................................... 5

культуры.................................................................................................................................................................................. 5

1.1.2. Спорт — явление культурной жизни.................................................................................................................................. 6

1.1.3. Компоненты физической культуры..................................................................................................................................... 6

1.2. Физическая культура в....................................................................................................................................................... 8

структуре профессионального образования................................................................................................................ 8

1.2.1. Физическая культура студента............................................................................................................................................ 8

1.2.2. Физическая культура и спорт как средства сохранения........................................................................................... 12

и укрепления здоровья студентов, их физического и................................................................................................. 12

спортивного совершенствования..................................................................................................................................... 12

1.2.3. Профессиональная направленность................................................................................................................................ 13

физического воспитания...................................................................................................................................................... 13

1.2.4. Организационно-правовые основы физической.......................................................................................................... 15

культуры и спорта............................................................................................................................................................... 15

1.3. Физическая культура и спорт в высшем...................................................................................................................... 17

учебном заведении............................................................................................................................................................ 17

1.3.1. Гуманитарная значимость физической культуры....................................................................................................... 18

1.3.2. Ценностные ориентации и отношение студентов........................................................................................................ 18

к физической культуре.......................................................................................................................................................... 18

1.3.3. Основы организации физического воспитания в вузе.................................................................................................. 20

Контрольные вопросы.............................................................................................................................................................. 26

Глава 2. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ............................................. 27

Часть первая................................................................................................................................................................................. 27

2.1. Организм как единая саморазвивающаяся.................................................................................................................. 28

и саморегулирующаяся биологическая система............................................................................................................... 28

2.2. Анатомо-морфологические особенности и................................................................................................................ 30

основные физиологические функции организма........................................................................................................ 30

2.3. Функциональные системы организма........................................................................................................................... 30

2.3.1. Костная система и ее функции........................................................................................................................................... 31

2.3.2. Мышечная система и ее функции...................................................................................................................................... 33

(строение, физиология и биохимия мышечных............................................................................................................. 33

сокращений, общий обзор скелетной мускулатуры)................................................................................................... 33

2.3.3. Физиологические системы организма.............................................................................................................................. 45

2.4. Внешняя среда и ее воздействие на.............................................................................................................................. 54

организм и жизнедеятельность человека............................................................................................................................. 54

2.5. Функциональная активность человека и.................................................................................................................... 55

взаимосвязь физической и умственной деятельности...................................................................................................... 55

2.6. Утомление при физической и умственной работе.................................................................................................... 58

Восстановление................................................................................................................................................................... 58

2.7. Биологические ритмы и работоспособность.............................................................................................................. 60

2.8. Гипокинезия и гиподинамия............................................................................................................................................ 62

2.9. Средства физической культуры, обеспечивающие................................................................................................... 63

устойчивость к умственной и физической.................................................................................................................. 63

работоспособности............................................................................................................................................................ 63

Контрольные вопросы.............................................................................................................................................................. 66

Часть вторая................................................................................................................................................................................. 67

2.10. Физиологические механизмы и закономерности..................................................................................................... 67

совершенствования отдельных систем организма под.................................................................................................. 67

воздействием направленной физической тренировки...................................................................................................... 67

2.10.1. Роль упражнений и функциональные показатели...................................................................................................... 67

тренированности организма в покое, при выполнении......................................................................................................... 67

стандартной и предельно напряженной работы..................................................................................................................... 67

2.10.2. Обмен веществ и энергии................................................................................................................................................... 74

2.11. Органы пищеварения и выделения.............................................................................................................................. 95

2.12. Железы внутренней секреции....................................................................................................................................... 96

2.13. Сенсорные системы......................................................................................................................................................... 97

2.14. Регуляция деятельности организма в различных условиях........................................................................... 99

2.14.1. Особенности функционирования центральной.......................................................................................................... 99

нервной системы................................................................................................................................................................... 99

2.14.2. Рефлекторная природа двигательной......................................................................................................................... 100

деятельности. Формирование двигательного навыка.............................................................................................. 100

2.14.3. Двигательная функция и повышение уровня............................................................................................................ 101

адаптации и устойчивости организма человека...................................................................................................... 101

к различным условиям внешней среды......................................................................................................................... 101

2.14.4. Краткая характеристика физиологических.............................................................................................................. 102

состояний организма при занятиях физическими.................................................................................................. 102

упражнениями и спортом............................................................................................................................................... 102

2.14.5. Адаптация к нарушению биологических ритмов..................................................................................................... 105

2.14.6. Внимание в условиях дефицита времени,.................................................................................................................. 106

эмоционального напряжения, стресса. Его................................................................................................................ 106

сосредоточение и переключение.................................................................................................................................... 106

2.14.7. Работа в замкнутом пространстве................................................................................................................................ 106

2.14.8. Устойчивость к резко меняющимся погодным......................................................................................................... 107

условиям и микроклимату............................................................................................................................................... 107

2.14.9. Устойчивость к вибрации, укачиванию, невесомости............................................................................................ 107

2.14.10. Повышение устойчивости организма....................................................................................................................... 108

к воздействию проникающей радиации..................................................................................................................... 108

Контрольные вопросы............................................................................................................................................................ 108

Глава 3. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ...................................................................................................... 110

СТУДЕНТА. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ............................................................................................................ 110

В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ............................................................................................................................................ 110

3.1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии.................................................................................................... 110

3.2. Функциональное проявление здоровья в.................................................................................................................. 112

различных сферах жизнедеятельности..................................................................................................................... 112

3.3. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье................................................................................................. 113

3.4. Здоровый образ жизни студента.................................................................................................................................. 114

3.5. Влияние окружающей среды на здоровье................................................................................................................. 116

3.6. Наследственность и ее влияние на здоровье............................................................................................................ 117

3.7. Здоровье в иерархии потребностей и........................................................................................................................ 118

ценностей культурного человека................................................................................................................................ 118

3.8. Направленность поведения человека........................................................................................................................ 119

на обеспечение собственного здоровья,.................................................................................................................... 119

его самооценка................................................................................................................................................................... 119

3.9. Ценностные ориентации студентов на здоровый.................................................................................................. 121

образ жизни и их отражение в жизнедеятельности................................................................................................. 121

3.10. Содержательные характеристики............................................................................................................................ 124

составляющих здорового образа жизни................................................................................................................... 124

3.10.1. Режим труда и отдыха..................................................................................................................................................... 124

3.10.2. Организация сна................................................................................................................................................................ 125

3.10.3. Организация режима питания........................................................................................................................................ 126

3.10.4. Организация двигательной активности...................................................................................................................... 128

3.10.5. Личная гигиена и закаливание...................................................................................................................................... 130

3.10.6. Профилактика вредных привычек................................................................................................................................ 134

3.10.7. Культура межличностного общения........................................................................................................................... 138

3.10.8. Психофизическая регуляция организма...................................................................................................................... 139

3.10.9. Культура сексуального поведения............................................................................................................................... 141

3.10.10. Критерии эффективности использования................................................................................................................ 143

здорового образа жизни.................................................................................................................................................. 143

3.11. Физическое самовоспитание и......................................................................................................................................... 144

самосовершенствование — условие здорового образа жизни................................................................................. 144

Контрольные вопросы............................................................................................................................................................ 147

Глава 4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ....................................................................................................... 148

УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ............................................................................................................ 148




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.