Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и уровни познания. Научное и вненаучное познание




Истор. типы рац-ти.

Это классич. рац-ть, соотв. классич. науке; неклас.рац-ть, соотв. неклас. науке и постнеклас. рац-ть.
Каждый этап хар-ся особым состоянием научной деят-ти, направл. на постоянный рост объективно -истинного знания. Отношения "субъект - средства - объект" явл.основой для рассм-я истор. типов рац-ти.
Клас. тип рац-ти (XVII - 1ая пол.XIX в.в.): центр.внимание на объекте, стремится при теорет.объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту (исследователю), ср-вам и операциям его деят-ти. Цели и ценности науки, опред. стратегии исслед-я и способы фрагментации мира, на этом этапе, детерминированы мировоззр. установками и цен. ориентациями. Объекты рассм. в качестве малых (простых) систем. Механич.детерминизм. Субъект ввод.как обязат. момент познания.
Неклас. (к. XIX – сер. XX в.в.): учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деят-ти, рассматривая объект как вплетенный в чел. деят-ть.
Постнеклас.: учитывает соотнес-ть получаемых знаний об с ценностно-целевыми структурами. Объектами стан-ся уник. системы, характ. открытостью и саморазвитием. Системный подход к анализу действ-ти.

Научное познание баз-ся на таких источниках знаний, как разум, оно опирается на рез-ты науки и опытов; формой науч. познания явл. теория. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротивореч. сист.науч. знания, дающая целостный взгляд на сущ-е св-ва, закономерности, и.т.д. Теория – развив. система верных, проверенных практикой научных знаний. Многие законы науки первоначально возникают в форме гипотез.

Уровни науч. познания: эмпирич. (объект исслед. со ст. его чув.-конкрет. проявлений в аспекте его внеш. связей и особ-тей, кот. доступны живому созерцанию) и теорет. (объект исслед. со ст. внутр. сущ-я связей и закономерностей; обобщенные и обрабатываемые данные эмпир.позна­ния).

Научное познание ставит и решает коренные проблемы, выдвигает обоснованные гипотезы, выраб-т долговрем. прогнозы. Его цель — открытие законов природы, общества, мышления, познание сущности явлений, создание научных теорий.
Ненаучное познание – баз-ся на таких источниках, как чувство, вед. к так называемым откровениям, или метафиз. озарениям. Пример - вера. Сущ-т ненаучное познание ср-вами иск-ва, кот.создаёт худ. образ. Формами ненаучного познания можно назвать мифы, практич. деят-ть, народную мудрость и здравый смысл. Ненаучное(донаучное, обыденное и вненаучное).
Донаучное познание — это истор. этап в развитии по знания, предшеств. научному познанию (склад. нек. познават. приемы, формы чув. и рац. познания). Обыденное и вненаучное познание сущ-т наряду с научным. Обыденным называется познание, основ. на наблюдении и практич. освоении природы, на накопленном многими поколениями жизн. опыте. Особую гр.обыд.з наний сост-т народные науки: нар. медицина, метеорология, педагогика и др. Объектом обыден. познания явля. наблюдаемые явления. Оно хар-ся последоват-ю, систематичностью, стремлением обосновать свои положения законами, спец. способами проверки (науч. эксперимент, правила выводного знания). Цель обыд. познания ограничена главным образом непосредств. практич.задачами, оно не способно проникнуть в сущность явлений, открыть законы, формировать теории. К вненаучному (паранаучному) относится познание, претенд. на научность, использ-е научную терминологию, действ-ти не совместимое с наукой(алхимия, астрология, магия).


46. Понятие субъекта и объекта в гносеологии.

Объект - то, что выделяется из ряду др. вещей вниманием субъекта. Объект – это то, на что направлена практич.познават, оценочная деят-ть чел-ка. Это та часть мира, с кот. взаимод-т субъект.

Объект познания – это пр.вс.охваченный чел-ком мир реальных вещей и их отнош-й.

Субъект познания – носитель познават.активности, осущ-й целенаправлен.деят-ть и оценив.её рез-ты. В качестве субъекта выступает отд. конкретный чел-к (индивид) и гр. людей и чел-во в целом.

Выделение объекта из многообразия связей это выделение субъектом объекта познания - это активный акт. Знание как субъекти.образ реального мира возникает как рез-т деят-ти субъекта в этом мире, в т.ч. в рез-те активного воздействия на субъекты познания.

При хар-ке субъекта познания важно подчерк., что мир познаёт соц.чел-к, кот.смотрит на него через призму всех доступных ему достижений культуры. Сущ-т неразрывная связь практич., познават.деят-ти и общения людей. Необх.также осознанное отнош-е субъекта к самому себе. Изм-я субъекта и объекта познания опр-ся хар-ром его отнош-й с окр.миром.

Необх-ть выделения объекта и субъекта обусловлена тем, то они позволяют раскрыть творч. хар-р познават.деят-ти. Чел-к не созерцает пассивно объектив.мир, а постоянно задаёт ему вопросы и требует на них ответа.

Исслед-е субъектно-объектных отнош.помогает выяснить степень соц.обусловл-ти познания, зависимости объекта познания от уровня развития общ.отношений и культуры в целом. Субъект познания на каждом конкретном этапе имеет опред. черты: опред. уровень знаний и технической возм-сти. Познание исторически развивается вместе с субъектом познания и с возм-стями его воздействия на объект.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.