Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания




Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако, сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она лишь содержит возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной.

Значение аристотелевской натурфилософии состояло, прежде всего, в том, что в ней систематизировались и обобщались представления о природе, существовавшие в древнем мире. Они были направлены главным образом в сторону раскрытия (в самой наивной и абстрактной форме) идеи всеобщей связи и развития, взаимопереходов и взаимосцепления явлений природы, без конкретного, детального изучения самих этих явлений порознь, отдельно одно от другого.

Философское учение Аристотеля

В натурфилософских воззрениях Аристотеля ярче всего выступает и его диалектика. Обобщая натурфилософские учения своих предшественников, в частности и в особенности учения о первоначалах и качествах, стихиях и элементах, Аристотель создал своеобразную натурфилософскую картину мира. Основой мира является некий материальный субстрат, первоматерия, наделенная двумя парами противоположных, взаимоисключающих свойств, «первичных качеств»: теплое и холодное; сухое и влажное. Комбинация этих свойств (при исключении случаев одновременного сочетания двух противоположных свойств, например, теплого с холодным) дает четыре основные стихии, или элемента: огонь (теплое и сухое), воздух (теплое и влажное), воду (холодное и влажное), землю (холодное и сухое). Эти элементы способны к взаимопревращениям и взаимопереходам. Таким образом, Аристотель ввел в философию принцип развития.

Каждое сложное тело, по Аристотелю, образовано из четырех стихий, взятых в различных количественных пропорциях. При этом, образуя сложное тело, эти стихии полностью проникают одна в другую, как бы сливаются и растворяются взаимно одна в другой. Каждый из четырех элементов имеет в природе особое, присущее ему место: огонь и воздух -- наверху, вода и земля -- внизу.

Кроме того, Аристотель принимал пятый элемент -- божественный эфир, из которого якобы состоят небо и звезды. Эта теория «пятого элемента», впоследствии названного по-латыни quinta essentia квинтэссенция, пятая сущность), разделяла природу на две различные сферы--земную и небесную.

Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм. Находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. Таким образом Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления. Они представляют собой слияние материи и формы (эйдоса). Материя выступает как возможность и как своего рода субстрат сущего.

Учение Аристотеля о бытии носит логико-онтологический характер. Аристотель вводит в философию понятие «Категории» - основные роды или разряды бытия и соответственно основные роды понятий о бытии, тех общих понятий, без которых ничего не мыслится. Аристотель выделяет 10 таких категорий: сущность, качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, обладание, положение. Категория «сущность» является ключевой для онтологии Аристотеля. Одно из Аристотелевских определений сущности гласит: «Сущность есть то, что никогда не бывает сказуемым, а всегда только подлежащим. Сущность вещей не может быть отрешена от того, что она есть сущность».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.