Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 10. Наука в эпоху Возрождения и научная революция XVII в




Наука в эпоху Возрождения и научная революция XVII в. Отказ от геоцентризма и признание бесконечности мира. От созерцания и мысленного эксперимента к эксперименту реальному. «Книга природы написана на языке математики». Отличия новой математики от античной. Натуральная философия И. Ньютона.

Серьёзно изменения претерпевает представление о бесконечности. Для античности бесконечность была неопределенной, непознаваемой, связанной с хаосом, а космос – это наложение некоторых границ на этот хаос, таким образом, бесконечность была отрицательно окрашена. Однако даже у неоплатоников Благо и Единое приобретают черты бесконечности в смысле мощи, которой они обладают и которую порождают, христианские мыслители продолжают развивать эту концепцию – бесконечность начинает ассоциироваться с Богом, с бесконечной творческой волей, с бесконечным разумом. Гуманизм же, как и прочие идеи, проецирует эту идею с Бога на Человека и на мир. Человек становится чем-то неопределенным и непредсказуемым и мир, который создаётся бесконечным творцом для бесконечного человека, должен быть ему под стать. Так эта концепция заняла своё место, и мир лишился не только иерархичности, но и конечности. В связи с бесконечностью также можно упомянуть, что помимо бесконечности космоса, развивается и другой тип бесконечности. Если для исследования неба строится телескоп, то практически одновременно появляются и первые микроскопы, сильно меняющие представления о микромире, открывают живой мир, невидимый невооруженному глазу.

 

Одним из течений, повлиявших на развитие научных взглядов, было движение францисканцев. На первый план они выдвигали свободу, волю, индивидуальность в противоположность общему. В некотором смысле это была конкуренция двух различных богословских традиций – интеллектуализма (Бог = разум) и волюнтаризма (Бог = воля). Ряд авторов-францисканцев занимает волюнтаристскую позицию. Что же это привносит в науку? Если Бог есть воля и неограниченное творческое начало, то он может сотворить все что угодно, поэтому для познания мира нам не остается ничего, кроме как обратиться к результатам этого процесса сотворения – то есть к нашему опыту. Представители интеллектуализма же считали, что Бог может творить неограниченно, однако в реальности он сотворит только то, что соответствует некоторому, возможно даже единственно правильному, интеллектуальному решению, поэтому если способны своим разумом проникнуть в божественный замысел то мы можем узнать всё, что он сотворил. Таким образом, возникает акцент на эксперименте, опыте.

 

В дальнейшем подобные взгляды начинают переноситься и на Человека, одной из главных ценностей начинают считать его свободную волю, его возможность творить, и, возможно, в первую очередь - возможность творить самого себя и преображать мир вокруг себя сообразно своим представлениям.

 

С 16 по 17 век происходит революция в науке, которую можно охарактеризовать двумя знаковыми событиями, соответствующими началу и концу этого периода. Первым из них, является публикация книги Николая Коперника «Об обращении небесных сфер» в 1547 году, а вторым, в некотором смысле завершающим период научной революции – публикация «Математических начал натуральной философии» Исаака Ньютона в 1687 году. Если труд Коперника стал причиной к тому, чтобы гелиоцентрическая модель стала господствующей над геоцентрической, то выход труда Ньютона ознаменовал появление классической механики, ставшей впоследствии образцом научного исследования. Мир Ньютона изотропен, однороден, все его точки – равноправны, а покой перестает быть естественным состояниям (для Аристотеля движение возникает лишь тогда, когда тело стремится к своему естественному состоянию – состоянию покоя). В этом мире нет Бога в традиционном понимании, однако до определенной степени его место занимает абсолютное пространство, которое у Ньютона несет сакральный характер. Вообще говоря абсолютное пространство должно удивлять сегодняшних естественников, поскольку на самом деле в механику оно пришло из богословия. Тем не менее нельзя не отметить, что мир становится очень не похож на средневековый космос.

 

Есть ещё одна важная фигура того времени - Иоганн Кеплер. Он занимался не только астрономией, но и астрологией. Множество усилий он вложил в попытки рассчитать гармонию мира посредством платоновых тел – правильных многогранников, пытался вписывать сферы в многогранники и таким образом описать движение планет, таким образом, оставаясь скорее в классическом ключе. Но он сделал крайне важный ход, разрушавший привычную картину мира, отказавшись от круговых орбит. Это ознаменовало перелом в математике. Античная математика была математикой совершенных тел, они имела дело с правильными фигурами, круговыми орбитами и т.д. Конечно, уже в античности были известны и менее совершенные фигуры, однако было абсолютно невозможно представить, чтобы одна из них описывала совершенный Космос. Кеплер выбирал именно эти, менее совершенные кривые – конические сечения, для описания движения планет (что является первым законом Кеплера). Второй шаг, который он сделал – он отказался от равномерности движения по орбите (второй закон). Таким образом, он закладывает фундамент классического анализа, который получает более-менее оформленный вид у Ньютона. Этот анализ описывает неровные, кривые контуры, фигуры, хотя и описывает их приближением к некоторым совершенным. Тем не менее это явилось важный шаг для математики.

 

Можно сказать ещё две вещи об отношении к математике. Во-первых, для большинства ученых (на самом деле эта традиция доживет даже до 19 века) математика воспринимается не только как способ описания, но как отображение того как на самом деле устроен мир. Именно поэтому можно зачастую увидеть математиков 18-19 веков, работающих с некоторыми формулами и понятиями, не имеющими строгих определений. Это следствие эвристического принципа, заключающегося в том, что математика отражает наш мир, поэтому, например, кривая обязательно будет дифференцируемой (что, разумеется, не так). Помимо этого математика была инструментом мистическим. Мотивация также понятна – если математика отображает наш мир, то мы можем искать в нем некие математические шифры, и пытаться их разгадывать. Последняя особенность восприятия математики связана с сильным развитием алгебры в эти века. В основном это было связано с большим количеством математических состязаний, где участникам предлагались различные задачи для решения на скорость, именно в это время появляются формулы для решения кубических уравнений. Поэтому зачастую математика воспринимается ещё и как некая машина для решения задач, действующая автоматически.

 

Формируется последняя черта, важная для научной деятельности. Мир становится неограниченным, что важно, поскольку наука должна постоянно открывать новые знания, но и человек получает способность постигать его, изменять и подстраивать под себя. Возникает связь науки и технической деятельности, совершенно не присущая античности, во времена которой наука была скорее неким созерцанием, которое если и может дать какой-то результат, то в лучшем случае нечто вроде удовлетворения интеллектуальной потребности. Френсис Бэкон формулирует важный принцип: «знание есть сила». Подлинное знание должно работать на человека, помогать ему преобразовывать и перестраивать в своих собственных интересах себя и мир вокруг него. Это станет важнейшей функцией научного знания для последующих эпох.

18 век Эпоха Просвещения (конец 18 — начало 19 века).

Обычно следует за сильным интеллектуальным рывком, сделанным группой ученных. Широкая пропаганда неизбежно упрощает данные идеи.

Следует за взлетом культуры 17 века.

Сциентизм проявляется в восхищении наукой, культ науки и человеческого знания. Человек гордится своим знанием и разумностью, свободой, уверен в своей способности решить все возникающие задачи.

18 век — эпоха, когда главные центры научной деятельности, - Академии (находились на государственном содержании).

Англия: после Ньютона намечается застой в науке.

Германия: 30-тилетняя война, включается в научную жизнь во второй половине 18 века.

Франция: Вольтер — связующее звено между философией науки и широкими массами.

Парижская Академия наук (1666 г) До возникновения: научная жизнь заключалась в научной переписке через Францисканского монаха Марена Мерсенна. После его смерти возникла Академия наук.

Лондонское королевское общество (1660 г.)

В Россию идет Просвещения проникают с Петровскими реформами Петербургская Академия наук (1724 г.).

Классическая механика:

Используя основания, которые заложил Ньютон, удалось решить многие задачи.

Механика освобождается от геометризма, характерного для Ньютона. Механика становится аналитической (геометрия Лагранжа). Удается описание движение жидкости и газа (Эйлер).

Физика.

Развивается электричество и магнетизм.

Механика воспринимается как эталон науки. Все явления должны объясняться с механической точки зрения.

Математика.

Разработка идей 17 века. Развитие математического анализа (дифференциальное и интегральное исчисление). Использованные методы были необоснованными. Даламбер: «Идите вперед, и уверенность придёт к вам».

 

Основной эпистемический треугольник

Ученый может построить мир, потому что за ним стоит следующая схема:

1. Бог

2. Сотворил человека, способного постигать мир и действовать в нем

3. Сотворил мир, вложил законы (устроил мир математическим способом)

 

1 -> 2, 1 -> 3, 2 -> 3

 

Бог устраивает человеческий разум таким образом, что человек может постигать этот мир. На этом основании оптимизм ученых 18 века, они верили в «предустановленную гармонию». Именно поэтому развивают новые области, необоснованно пользуются дифференциальным и интегральным исчислением, смело оперируют с бесконечными величинами.

Широкое использование дифференциальных уравнений, развитие алгебры, теории вероятности.

 

Выделение геологии как самостоятельной науки связано с появлением горных школ, в которых подготавливали специалистов по работе с полезными ископаемыми. Авраам Готрих Вернер - «отец геологии» - возглавил школу геологии в Германии в 1775 г.

Спор о возникновении пород:

Нептунисты: связано со всемирным потом (водой)

Плутонисты: связано с вулканической породой.

 

Выделение биологии:

Карл Линней, Шорт Бюфон: систематизация в областях ботаники и зоологии. К концу 18 века за словом «биология» закрепляется современное понимание.

 

Становление химии:

Вторая половина 17 века (Д. Бойль) — конец 18 века (отказ от теории флогистона в пользу кислородной теории Лавуазье).

Эпоха Просвещения — эпоха веры в научный разум, в способность разума преобразовывать жизнь.

В 18 век активно занимались вопросами истории. История - непрерывный и постепенный процесс.

Вера в прогресс на основании научного знания.

 

Германия: возникновение романтизма. Романтическое движение противопоставляет разуму некоторое чувство, рациональному — интуитивное. Интерес к загадочному, иррациональному, таинственному. Математику противопоставляется образ поэта — того, кто может постигнуть природу Романтики. Делают акцент на конкретном человеке.

Э. Гофман «Песочный человек» (если мир представить как автомат, то в нем можно сойти с ума), «Повелитель блох» (карикатура на естествоиспытателя).

Романтизм — реакция на крайности эпохи Просвещения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.