Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия постмодернизма. В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством




В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством. Таким образом,

философская мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии

индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной

культуре конца ХХ века. В философии, так же как и в культуре в целом, действуют механизмы деконструкции,

ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными

дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление». Декларируется «новая

философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как

„справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение…». Поэтому постмодернизмопределяется как

маргинальный китчевый философский дискурс с характерной антирациональностью.

Так, словно иллюстрируя гегелевское понимание диалектики как закона развития, великие завоевания культуры

превращаются в свою противоположность. Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками

постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» — это тоталитарные и параноидальные идефиксы, которые

препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делёзом

хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. В мире

царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка.

При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка

нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических

понятий, которыми проникнута вся культура. Философия искусства постмодернизма не предполагает никакого

соглашения между концепциями, где каждый философский дискурс имеет право на существование и где объявлена

война против тоталитаризма любого дискурса. Таким образом осуществляется трансгрессия постмодернизма как

переход к новым идеологиям на современном этапе. Однако можно предполагать, что состояние хаоса устоится

рано или поздно в систему нового уровня и есть все основания рассчитывать на то, что будущее философии

определится ее способностью обобщить и осмыслить накапливаемый научный и культурный опыт.

Статус философского понятия постмодернизм получил в 80-е годы благодаря работам французского мыслителя

Ж.-Ф. Лиотара, распространившим дискуссию о постмодернизме на область философии. Начало отсчета

существования постмодернистской философии связывают с работой Ж.-Ф. Лиотара «Состояние постмодерна»,

вышедшей во Франции в 1979 году. Хотя термин начинает употребляться еще в первой половине ХХ века (Р. Панвиц,

Ф. де Ониз, А. Тойнби) и затем получает широкое распространение для характеристики новых веяний в искусстве и

литературе. Основополагающие произведения виднейших теоретиков постмодернизма были написаны еще в

середине 70-х: Ж. Деррида и Р. Барт, к примеру, активно публиковались в начале 70-х; М. Фуко, который сейчас

активно переводится, умер в 1984 г. Лиотар понятие «постмодернизм» использует для характеристики уже

утвердившихся в обществе тенденций. Российский исследователь постмодернизма И. Ильин справедливо полагает,

что постмодернизм как культурное направление первоначально оформился в русле постструктуралистских идей и

существовал в относительно узкой философско-литературоведческой сфере. В этот период он был представлен

такими мыслителями, как Ж. Деррида (р. 1930), М. Фуко (1926-1984), Ж. Делез (1925-1995), Ф. Гваттари (1930-1992),

Ю. Кристева (р. 1941), П. де Ман, Дж. Хартманн, Х. Блум, и Дж.Х.Миллер и др.

Яркий представитель постструктрализма и постмодернизма -- Жак Деррида, который отбросил всякую

возможность установить для текста какой-либо единственный и устойчивый смысл. С его именем связан способ

прочтения и осмысления текстов, который он назвал деконструкцией и которая выступает у него основным методом

анализа и критики предшествующей метафизики и модернизма. Сущность деконструкции связана с тем, что любой

текст создается на основе других, уже созданных текстов. Поэтому вся культура рассматривается как совокупность

текстов, с одной стороны, берущих начало в ранее созданных текстах, а с другой, -- генерирующих новые тексты.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.