Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В чем вы видите причины обострения проблемы человека в современных условиях?




Вовнутрь должны быть обращены твои достоинства, мой Луцилий». Что советовал Сенека?

Проблема человека всегда являлась одной из важнейших проблем. Она особенно актуальна в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества.

Человек существует не обособленно, он находится в постоянном взаимодействии с природой, с другими людьми и социумом в целом, т. е. Человек как существо сверхсложное живет во множестве миров, среди которых Юрген Хабермас в качестве основных выделил три: внешний мир, социальный мир и внутренний мир. Каждый из этих миров, преломляясь в сознании человека, занимает в его жизни определенное место. В настоящее время идет процесс превалирования значимости социального мира в жизни человека, потребительское отношение к миру внешнему и уменьшение значения мира внутреннего.

Включения человека в социальный мир происходит через принятие им норм и ценностей, распространенных в различных социальных институтах, т. е. социальный порядок становиться для человека легитимным. Вступая в социальный мир, индивид принимает символ его веры, приобретает социальную идентичность. Кроме того, он осознает, что существуют и так называемые репрессивные меры за ненормативное поведение. Таким образом, каковы ценности, таково и общество, такова и личность. В современном обществе (если говорить о западной парадигме) ценности, прежде всего, рассматриваются через призму рыночных отношений, суть которых заключается в экономическом либерализме, конкуренции, стремлению к прибыли. В этой ситуации высшие ценности (ценности цели) теряют свое значение, что приводит к таким последствиям, как двойная мораль, всеобщее отчуждение, фрустрация (психическое состояние, наполненное тревогой, досадой, внутренним дискомфортом, общей напряженностью, которое возникает в случае, если не наступают события, которых человек ожидал, возникают преграды на пути к цели). А это в свою очередь ведет к образованию экзистенционального вакуума, либо к отсутствию потребности в высших ценностях. Кроме того, на протяжении жизненного пути современное общество делает больший акцент на процесс социализации личности, т. е. на усвоении социального опыта, существующих норм и ценностей, определяющих готовность человека занять место в существующем социальном порядке. Это необходимо для того, чтобы индивид успешно выполнял тот комплекс ролей, которые составляют социальные ожидания других членов коллектива, относительно способов поведения человека (нормы), и социальные критерии оценки его социального поведения (ценности). Процесс же инкультуризации остается второстепенным и идет, дополняя социализацию индивида, т. е. главным образом он соприкасается с той частью общечеловеческой культуры, которая наиболее востребована в данном социуме на данном промежутке развития. Приобретенные знания также используются для достижения прагматических целей, а не для обогащения внутреннего мира человека. Таким образом, нетрудно заметить, что у современного человека, кроме физиологических потребностей и потребностей безопасности (если придерживаться классификации А. Масоу), преобладают потребности в социальных связях, точнее потребность социальной принадлежности и социальной включенности, а потребности в самоуважении часто перерастают в эгоизм. Последний же вид потребности в самоактуализации представлены крайне мало и находят проявление только у незначительного числа индивидов. Можно также заметить доминирование мотива социального успеха и мотива власти, особенно власти принуждения.

В настоящее время очень трудно говорить о внутреннем мире человека, который постепенно беднеет. Все реже мы рассматриваем деятельность как творчество, а не как утилитарно-полезное, предметное действие. Нас мало интересует соприкосновение со внутренними мирами других людей, с большим вниманием мы относимся к практическим выгодам, которые могут быть извлечены из общения с людьми, занимающими более высокое положение в обществе. Самовыражение сводится к каким-то особенным способам достижения успеха или демонстрации своих возможностей. И тем более у современного человека практически не возникает желание открыть себя другим людям, чтобы не предоставлять им возможность для дополнительного влияния. Поэтому можно говорить об ограниченности интерсубъектного поведения, критерием которого являются искренность, правдивость, открытость. В современном обществе не создается предпосылок для обогащения духовного мира (отсутствие мотива роста), поскольку это мало способствует практической деятельности, а люди обладающие богатым внутренним миром, эмоциональные и неординарные, находятся в конфликте с обществом: они не способны принять унифицированные ценности и нормы, а общество, соответственно, исключает их из числа своих участников, обрекая на одиночество и на неудовлетворенность таких значимых потребностей как социальная включенность и признание.

Таким образом, очевидно, что в настоящее время преобладают материальные интересы, являющееся двигателем материального и технического прогресса. Однако для большинства людей материальным интересом становится зарабатывание денег, вытесняющим познавательный компонент деятельности. Очень часто этот узкий интерес становится единственным, личность не выходит за его приделы - к интересам духовным, т. е. она постепенно утрачивает способность развиваться.

Государство как инструмент общества поддерживает подобное состояние личности. Общая масса, ориентированная на материальные ценности и не стремящаяся к развитию, легче управляема. Такие личности быстрее принимают социальный порядок, стараются выполнять его законы с целью преуспеть в этом обществе. Они не пытаются изменить установленный порядок вещей, а подстраиваются под существующие стереотипы поведения, находясь в полной уверенности, что только выполнение определенных поведенческих стандартов приведет к достижению цели. То есть, складывается определенный универсальный человеческий характер – единство личностных отношений (тенденции и способности) и способа их осуществления. Но проблема состоит в том, что этот характер во многом не является плодом развития личности, а просто принимается индивидом как единственно возможный вариант. Разумеется, возможны множественные интерпретации этого характера, но в целом это будут только вариации на тему. Государство, располагая знанием этого характера, может прогнозировать поведение людей в большинстве ситуаций, а, значит, и провоцировать его. Поэтому государство доступными ему методами пытается привести к своему стандарту как можно большее количество людей. Фактически происходит превращение следования определенным правилам в религию. Более активно начинает действовать система отбора – наказания, современное прокрустово ложе, уравнивающее членов общества. Да, гомогенная масса, обеспечивающая производство требуемого объема материальных благ, важна и необходима при все возрастающем потреблении, но для прогрессивного развития этого общества необходимы не только функционеры, но и люди с нестандартным мышлением, сосредотачивающие внимание не только на материальном интересе, но и на познавательной стороне данного интереса, люди обеспечивающее дальнейшее развитие общества, возникновение новых стандартов и поведенческих программ. Число этих людей традиционно мало по сравнению с общей массой, но оно должно существовать. Если же количество людей, придерживающихся установленных программ превысит «критическую отметку», а люди выдающиеся будут в большинстве своем уничтожены, возникнет опасность для стабильности общества. Прекратится развитие, общество вступит в период стагнации, а затем и деградации, что приведет к социальным катаклизмам и крушению прежних устоев общества (можно провести аналогию с тридцатилетней войной в Европе).

Таким образом, перед современным обществом стоит весьма трудная задача, избегая социальных потрясений преодолеть угрозу деградации. Поскольку «судьбы мира», в конечном счете, зависят от вопросов духовного порядка, то стоит обратить на внутренний мир человека и его развитее особое внимание. Возможно, необходимо целенаправленно поднимать этот уровень. Одним из наиболее продуктивных способов влияния, на мой взгляд, является предложенный учеными Римского клуба, которые обратились к такому известному и устоявшемуся общественному институту, как система образования. Именно система образования во многом формирует человеческие качества и именно в ней закладывается тот ресурс, который реализуется в последующей жизни человека. Следовательно, от уровня образования зависит, в частности то, как будут представлять свое место в мире люди, на какие ценности они будут ориентироваться. От образования же зависит формирование либо перспективного взгляда на ход мирового развития, либо – ориентация на сиюминутность. В настоящее же время ориентация образования на рынок приводит к смещению приоритетов от концентрации всей образовательной системы на ребенке как формирующейся уникальной личности, обладающей основами фундаментальных знаний, к концентрации на тех вопросах, которые помогут ему найти работу в дальнейшем, т. е. на прикладных экономических аспектах. Это приводит к снижению уровня фундаментального образования и отходу от духовного развития личности. Кроме того, низкий уровень образования и его узкая специализация приводят к тому, что проблематика современного глобализирующего мира с трудом воспринимается общественным сознанием. Поэтому перед образованием стоит задача выработки, воспитания мировоззрения, адек-ватного сложившейся ситуации. Ядром такого мировоззрения должно стать глобальное сознание.

Глобальное сознание призвано выразить особенности современной всемирной цивилизации, обнаружить и учесть корни глобальных проблем. На этой основе станет возможным преодоление путей их дальнейшего преодоления, а также уяснение будущих перспектив человечества. В конечном итоге речь должна идти о смысле пребывания человека на Земле, о той миссии, к которой человек призван по своему существу. Вместе с тем в рамках глобального сознания со всей очевидностью должна быть осознана задача выживания человечества, от которой зависит решение всех других. В этом смысле глобальное сознание должно стать неотъемлемой частью культуры нового типа, в которой установка на всеобщее выживание является доминирующей. Суть глобального сознания не в воз-вращении к прошлому и не в унынии и пессимизме. Напротив, оно должно открывать оптимистическую перспективу. Признавая кризисным современное состояние цивилизации, мы должны донести до нового поколения, что дорога вспять не является выходом из кризиса. Совокупность глобальных противоречий (в том числе и кризис личности) свидетельствует о том, что установка на активизм, на которой выросло современное общество, исчерпала свои возможности. Следовательно, стремление человека к господству над природой и связанное с ним стремление к господству человека над человеком не могут служить более ничему позитивному. Но одинаково не может служить ничему позитивному и попытка вернуться к прошлым формам человека и его отношения к природе. Таким образом, глобальное сознание это феномен, связанный с критикой технологически-потребительской цивилизации не с позиции прошлого, а с позиции будущего. В рамках этого глобального сознания необходимо переосмысление всех основных видов отношений: отношения человека и природы (понимание того, что природа общий дом людей, притом люди не Боги, они не совершенны, но и не одинаковы, а различны в своих стремлениях и идеях), отношений между социальными общностями, отношения человека с человеком, отношение к прошлому, истории, предкам. Глобальное сознание будет ставить в центр своего рассмотрения вопрос о человеке как о личности, о его способности справляться с ситуацией, о его перспективе и о перспективах всего человеческого коллектива.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.