КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учение о познании. К критике врожденных идей
К критике врожденных идей Джон Локк Джон Локк. (1632-1704) Основные труды: · «Опыт о человеческом разумении», · «Два трактата о государственном правлении». Джон Локк, так и как и Гоббс продолжает линию английского эмпиризма, основателем которого является Френсис Бэкон и так же придерживается принципа сенсуализма, согласного которому нет ничего в разуме такого, чего ранее не было бы в чувствах. Отталкиваясь от этого принципа сенсуализма, Локк подвергает критике учение Декарта о врожденных идеях, при этом он использует как данные из детской психологии, так и психологии взрослых людей, прежде всего, тех людей, у которых нет психической нормы, а также данные из социальной психологии диких первобытных народов. В частности, Декарт утверждал, что законы логики Аристотеля (закон противоречия и закон тождества) являются врожденными. Однако, Дж. Локк утверждает, что дети вообще не имеют представлений об этих законах, поэтому эти законы не носят всеобщий и автоматический характер действия этих законов. Кроме того, люди, которые лишены психической нормы, также, как правило, не пользуются в своём мышлении этими законами. Понятие монотеистического бога как единого всесовершенного и актуально бесконечного существа отсутствует у ряда диких народов. У этих народов нет врожденного представления о таком боге. Не являются врожденными также и моральные нормы, в частности, золотое правило нравственности (см. выше). Разным народам присуще разные моральные нормы, и даже у одного и того же народа в различное время существовали разные моральные нормы. Поэтому моральные нормы носят не врожденный (абсолютный) характер, а относительный.
Душа (сознание). Опыт. С точки зрения Дж. Локка наша душа (сознание) представляет собой tabula rasa (лат. – чистая доска, в других источниках – белый лист бумаги (без каких-либо знаков). По мнению Дж. Локка, эта чистая доска или белый лист бумаги без знаков впоследствии запечатлевает свои письмена – опыт человека. Дж. Локк выделял две разновидности опыта: 1. внешний опыт, который связан с воздействием на наши органы чувств и тело внешних по отношению к нас предметов, в результате чего человек приобретает ощущения 2. внутренний опыт, который связан как с эмоциональной сферой человека, так и с самоуглубленным анализом (рефлексией) процессов мышления. Внутренний опыт был назван Дж. Локком также и рефлексией. Процесс познания, по мнению Дж. Локка, невозможен без общих понятий, или идей. При этом он выделяет две разновидности идей: 1. простые идеи, к которым относятся ощущения и рефлексии (т.е., с его точки зрения, к идеям относились не только абстрактные понятия, но и ощущения и рефлекции) 2. сложные идеи, которые образуются на основе сочетания этих простых идей. К сложным идеям относятся: 1. идея субстанции. В обыденном эмпирическом смысле субстанциональностью обладает и каждая единичная вещь. Если же говорить о философском аспекте, а именно на него обращает внимание Дж. Локк, то субстанцией является материя – дух. 2. идеи-модусы. К ним относятся пространство, время и число. Сложная абстрактная идея пространства образуется в результате внешнего опыта. Идея времени производна от внутреннего опыта. 3. идея отношений. Именно с идеями отношений связана теория абстракция Дж. Локка. Идея отношения образуется в результате обобщения сходных признаков единичных вещей, при этом отвлекаясь от незначительных и не сходных признаков этих единичных вещей.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |