Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция причинности




Идеи

Впечатления

Восприятия

Поскольку Юм — эмпирик, то имеет большое значение вопрос, что из себя представляет познавательный опыт. По Юму познавательный опыт состоит из восприятий (лат. perception), которые он в свою очередь делит на восприятия-впечатления и восприятия-идеи. Причем он здесь подчеркивает, что не прав был Джон Локк, который отождествил все человеческие восприятия с идеями. Если Локку был свойственен материалистический сенсуализм, а Беркли пошел другим путем (у него реальность – совокупность ощущений–идей), то Юм занял скептическую позицию относительно внешних объектов, а именно он подчеркнул проблематический характер существования внешних объектов. У нас есть впечатления-ощущения и впечатления-рефлексии, но происхождение впечатлений-ощущений не совсем ясно и вопросом происхождения должны по его мнению заниматься не философы, а анатомы (тогда отдельной дисциплины «физиология» не было).

К восприятиям вообще Юм относит все, что нам представляется нашему уму: пользуемся ли мы нашими органами чувств, испытываем ли мы аффект или эмоции или же мы пользуемся нашим мышлением и рефлексией.

Впечатления имеют место тогда, когда мы испытываем то или иной аффект или эмоцию или же мы имеем чувственные образы объекта. Впечатления Юм подразделяет на

·

o впечатления-ощущения. Проблему происхождения впечатлений-ощущений он оставляет на анатомов.

o впечатления-рефлексии. Они возникают в нашем уме благодаря воздействию на наш ум идей впечатлений-ощущений.

Пример образования впечатления-рефлексии: возьмем удовольствие и печаль. Нашим умом они перерабатываются в идеи удовольствия и печали, а они в свою очередь перерабатываются во впечатления-рефлексии — идея удовольствия трансформируется в рефлексию желания, а идея печали – в рефлексию отвращения.

Юм не проводит четкого различения между идеями и впечатлениями, просто идеи обладают меньшей яркостью и живостью по сравнению с впечатлениями. С идеями как правило связано представление нашим умом тех аффектов и объектов, которых нет в наличии в настоящий момент. Всякая идея в конечном счете производна от впечатления. Та идея, которую нельзя свести к впечатлениям, не имеет реального чувственного содержания.


Дальше Юм говорит, что, подобно Локку, все идеи следует разделить на простые и сложные. Простые идеи это те, которые дальше нельзя расчленить на более простые. К сложным он относит

· идеи-субстанции,

· идеи модусов и

· идеи отношений.

Следует отметить, что человеческой природе присущи не только впечатления-ощущения, впечатления-рефлексии и идеи, как копии этих впечатлений, а также присущ принцип ассоциаций. Юм выделяет три основных вида ассоциаций:

1. ассоциации по сходству (примет: портрет друга делает более яркой и живой саму идею друга)

2. ассоциации по смежности в пространстве и во времени. Если мы находимся ближе к нашему дому, где находятся наши близкие, идеи наших близких более ярки и живы, чем если бы мы удалялись от дома)

3. ассоциации по причинно-следственной связи (каузальные ассоциации)

Беркли отверг понятие материальной субстанции. Рассмотрим решение этой проблемы Дэвидом Юмом. Все идеи должны быть сводимы к впечатлениям. Вопрос: вытекает ли идея субстанции из какого-либо элемента нашего чувственного опыта? Юм рассуждает следующим образом: идея субстанции — это не цвет, не запах, не страсть и не эмоция — то есть не один из элементов нашего чувственного опыта. То есть идея субстанции, в прочем как и идея модусов, с его точки зрения, это просто совокупность простых идей, которые объединяясь в нашем воображении, наделяются особого рода именем, с помощью которых мы эту совокупность можем вызывать. Таким образом идея субстанции не выводима не из каких элементов нашего опыта, эта «удобная фикция воображения». Никаким реальным содержанием это понятие не обладает.

Что касается идеи отношения, то Юм говорит, что есть идеи качества, идеи количества, сходства, противоположности. С его точки зрения относительно этих отношений возможно достоверное знание, поскольку оно приобретается в результате анализа самих идей, к опыту здесь не прибегают. Отношение тождества, пространственно временные отношения, причинные отношения — относительно них точные знания невозможны, поскольку оно неизбежно связано с опытом.

Юм пытается выяснить, как идея причинности возникает в нашем уме. Наиболее яркий пример, показывающий наличие причинно-следственных связей – игра в бильярд. Представьте себе бильярдный стол. Здесь лежит покоящийся шар, по направлению к нему движется другой шар. Происходит столкновение, покоившийся шар приобретает движение. Образуется идея о том, что тот шар,

который двигался по направлению к покоившемуся, является причиной движения покоившегося шара. Такая идея образуется

· во-первых вследствие смежности в пространстве и во времени. С точки зрения Юма ни один предмет не может производить действие в том месте и в то время, хоть сколько-нибудь отличные от места и времени его существования. То есть Юм придерживается концепции близкодействия.

· Во-вторых, идея образуется за счет того, что мы видим предшествование причины следствию.

· В-третьих, Юм утверждает, что сколько бы раз мы не повторяли этот опыт, всегда покоящийся шар в результате столкновения с движущимся придет в движение. Речь идет о постоянном соединении причины и следствия.

Эти три фактора и вызывают идеи причинности в нашем уме. Однако Юм задается следующим вопросом: представим Адама, которого только что создал Бог, и предположим, что Бог создал бильярд до этого. Юм утверждает, что Адам не сделает умозаключения о причинах и следствиях, для этого, по Юму, ему нужен опыт.

Кроме этого, Юм задается вопросом: обладает ли причина порождающей силой. Юм пытается обосновать, что нельзя ни логически, ни опытным путем доказать порождающую силу причины, ибо весь наш познавательный опыт слагается из восприятий, которые пассивны. В своем учении несмотря на такое представление о причине,Юм пытается дать определение причине как таковой. Он дает два определения причины: метафизическое и психологическое.

· Метафизическое: причина есть объект, предшествующий другому объекту и смежный ему, причем все объекты, сходные с первым, находятся в одинаковых отношениях предшествования и смежности к тем объектам, которые сходны со вторым объектом.

· Психологическое: причина есть объект, предшествующий другому объекту, смежный ему и так с ним соединенный, что идея одного объекта направляет наш ум к образованию идеи второго объекта, а впечатление от первого направляет наш ум к образованию более живой идеи другого объекта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.