Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Период переоценки ценностей




Философия

Заключительный период

Сочинения:

· Сумерки кумиров,

· Антихристианин,

· Всечеловек (Ecce Homo),

· Воля к власти (опубликовано посмертно: наброски, систематизированные сестрой Ницше).

Философия Ницше носит несистематический, наставительный характер (по классификации Рорти философия подразделяется на систематическую и несистематическую, наставительную).

В середине 80-х годов он серьёзно заболел, а потому часто менял места жительства и круг общения, а потому его труды не носили систематического характера. Ницше писал урывками.

Все суждения Ницше носят сугубо личный характер, отражают только то, что он сам видит и чувствует. Не следует принимать его философию за научный подход. Идея переоценки ценностей отражает сущностный характер его философии.

Что же необходимо для того, чтобы переоценивать ценности и создавать новые? Человеческий дух должен пройти следующие превращения:

1. Дух становится верблюдом.

2. Верблюд становится львом.

3. Лев становится ребенком.

Всё самое трудное на себя берёт навьюченный дух, словно верблюд, он идёт в свою пустыню. А в любой пустыне дух становится львом, для того чтобы добыть себе свободу и стать господином собственной пустыни. А для этого дух, превращающийся в льва, может и хочет сразиться с врагом, великим драконом по имени "Ты должен". Лев возражает:

- Я хочу.

- Все ценности уже созданы. И каждая ценность это я. "Я хочу" больше не должно существовать.

По мнению Ницше, лев, в отличие от верблюда, может добиться свободы для нового созидания. Лев своей силой добивается свободы и священного нет даже перед долгом.

Ребёнок, в отличие от льва, способен творить, созидать новые ценности и переоценивать старые. Дитя - это невинность, это начальное движение, это игра, новое начинание и священное словоутверждение. Для игры созидание нужно священное словоутверждение. Этот новый дух хочет своей воли, своего мира.

В философии Ницше не существует традиционной онтологии, то есть учения о мире в себе в отрыве от человека, его воли, сознания, бытия. Мир, взятый в отрыве от нашей возможности в нём жить, мир в себе не способен существовать. Ницше критикует представителей традиционной метафизики (всех, известных ему - Ницше по образованию был филологом, а не философом). Традиционные метафизики, начиная от Парменида и Платона и через христианскую традицию вплоть до Канта и его последователей, делили действительность на два мира: мир для нас (мир конечных предметов), мир становления и кажимости, и второй мир - мир в себе, истинный, настоящий, который лежит в основе предыдущего. По мнению Ницше, нельзя делить мир на два. Мир нужно рассматривать в единстве, которое преодолевает жёсткую дихотомию между материей и сознанием, между истинным и кажущимся. Такого рода мир он называет целостностью, или даже жизнью.

Основные атрибуты этого целостного мира:

1. Становление. (Этот атрибут Ницше взял у своего любимого философа - Гераклита, восприняв его идею о мире как огне.)

2. Воля к власти. По мнению Ницше, проявлениями этой воли к власти являются и человеческое познание, и наука, и красота, и искусство, и религия, и мораль, и даже сам человек.

Несмотря на то, что мир в себе, по мнению Ницше, не существует, он разделяет неорганический и органический мир, причем неорганический стоит выше, ведь в нём нет заблуждений (некому заблуждаться). Для неорганического мира характерна истина. Другое его название - лишённая индивидуальности духовность. Причем изначально этому миру присуща не только духовность, но и само познание. При этом Ницше подчёркивает, что в мире происходят определенного рода изменения. Изменения мира, приведшие к появлению человека, эволюция - это не прогресс, а упадок, ведь в результате появилось "самое страдающее в мире существо" - человек. Вместо идеи развития Ницше проводит идею вечного возвращения. Ницше постулирует, что пространство конечно и конечна сила во вселенной. Вечно новое становление невозможно, ибо для этого должна быть бесконечно возрастающая сила во вселенной. Это неизбежно приводит к тезису о вечном о возвращении. Ницше утверждает, что тезис о сохранении энергии требует тезиса о вечном возвращении, не оговариваясь о замкнутости системы.

Есть большой год бытия. По прошествии этого большого года всё возвращается: и Сириус, и паук, и эти наши мысли возвращаются и эта самая мысль. По прошествии большого года бытия снова наступит момент, когда вы будете читать эту лекцию. Примерно через 13 месяцев, перед аспирантским экзаменом




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.