Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мероприятия по управлению ликвидностью бюджета




Характеристика государственных облигационных займов РФ, выпущенных в иностранной валюте.

Облигационные займы предлагают эмиссию ценных бумаг.

120. Государственный долг Санкт-Петербурга: общая характеристика (по материалам Комитета финансов Санкт-Петербурга). Концепция управления государственным долгом Санкт-Петербурга и его ликвидностью.

Структура государственного долга Санкт-Петербурга

  Млн. рублей Доля, %
Государственный внутренний долг Санкт-Петербурга,в том числе: 6 614,2 100,0
Ценные бумаги Санкт-Петербурга 3 047,7 46,1
Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 3 566,4 53,9
Государственный внешний долг Санкт-Петербурга: 0,0 0,0
ВСЕГО государственный долг Санкт-Петербурга 6 614,2 100,0

 

Основным инструментом управления ликвидностью бюджета и государственными заимствованиями Санкт-Петербурга является оптимизация источников финанси­рования дефицита бюджета, которая подразумевает ре­шение следующих задач:

► обеспечение полного и своевременного финан­сирования расходов;

► использование временно не востребованных для финансирования расходов средств бюджета Санкт-Пе­тербурга.

В рамках решения первой задачи Комитетом финан­сов проводятся следующие мероприятия:

► на регулярной основе осуществляется планиро­вание исполнения бюджета Санкт-Петербурга в квар­тальной и помесячной разбивке;

► в основу планирования включаются прогнозы поступления доходов, финансирования расходов и при­влечения государственных заимствований, а также ста­тистический анализ исполнения предыдущих лет;

► при планировании заимствований учитываются не только потребности бюджета, но и экономические возможности по мобилизации ресурсов, конъюнктура на финансовых рынках, прогнозные оценки потребнос­ти в заимствованиях до конца года;

► объемы заимствований распределяются в тече­ние года таким образом, чтобы не допускать ухудшения существенных условий заимствований;

► для сглаживания пиков платежей по финанси­рованию расходов бюджета, в том числе на погашение долга, при планировании бюджета и заимствований предусматриваются резервные средства.

Решение обратной задачи является следствием теку­щего профицита бюджета и мероприятий по резервиро­ванию средств. Средства бюджета, являясь временно не востребованными для финансирования расходов, могут быть использованы по двум направлениям: сокращение долга и размещение средств на открытом рынке.

Первое направление связано с операциями по сокра­щению долга. При всей своей логике, данный путь не яв­ляется самым эффективным способом использования временно свободных средств и в конечном итоге толь­ко увеличивает риски исполнения бюджета. Чем боль­ше средств в начале года направляется на сокращение долга, тем больший объем необходимо будет привле­кать в конце года, что чревато последствиями, описан­ными ранее.

В этой связи, Комитет финансов применяет страте­гию сокращения долга, как правило, в отношении долго­вых инструментов, которые погашаются в текущем финансовом году. В основном такие операции проводятся с рыночными облигациями. При этом ставки досрочного выкупа соотносятся со ставками размещения денежных средств на соответствующие сроки.

Данные операции не приводят к увеличению расхо­дов на обслуживание долга и росту нагрузки на заем­ные источники финансирования дефицита бюджета, а при несоответствии коротких ставок на рынке межбан­ковского кредитования и ставок доходности выкупае­мых выпусков облигаций можно добиться положитель­ного экономического эффекта.

Вторым направлением управления ликвидностью бюджета являются так называемые операции на откры­том рынке. Данные операции позволяют решать целый круг задач: управлять средствами бюджета, временно сокращать долг, поддерживать ликвидность на рынке. Среди основных видов операций можно выделить:

► сделки репо, в которых Комитет финансов может выступать как заемщиком, привлекая краткосрочные ресурсы, так и кредитором, размещая временно свобод­ные средства бюджета;

► операции обмена облигаций, с помощью которых Комитет финансов производит выкуп одних выпусков облигаций с одновременной продажей других выпусков взамен выкупленных.

В контексте управления ликвидностью бюджета цель сделок репо заключается в том, что временно свободные ресурсы бюджета размещаются на открытом рынке под рыночную ставку. Таким образом, решается задача вре­менного сокращения долговых обязательств и остатков средств на счетах до момента, когда данные средства могут потребоваться для финансирования расходов бюджета.

Операции обмена облигаций не решают задачу «сте­рилизации» свободных денежных средств, однако мо­гут использоваться как дополнительный инструмент оптимизации долгового портфеля и поддержания лик­видности рынка. Кроме того, с помощью сделок обмена Комитет финансов проводит частичное рефинансиро­вание долговых обязательств в рамках параметров, ут­вержденных бюджетом, выкупая краткосрочные выпус­ки облигаций и размещая долгосрочные.

Заключение сделок репо и проведение операций об­мена облигаций может производиться как в режиме вто­ричных торгов, так и путем проведения аукционов. При этом приоритетным способом является аукцион.

В целом, описанные выше меры и варианты управ­ления ликвидностью бюджета позволяют Комитету фи­нансов повысить уровень управляемости бюджетом, эф­фективно решать проблемы несбалансированности его исполнения, а также поддерживать ликвидность на рын­ке петербургских облигаций.

Концепция управления государственным долгом Санкт-Петербурга

В 2003 году Комитет финансов Санкт-Петербурга проводил активную работу по совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей принципы управления государственным долгом Санкт-Петербурга. Многие нововведения можно смело назвать реформаторскими. Главным результатом проделанной работы стала подготовка Концепции управления государственным долгом Санкт-Петербурга в 2004-2008 годах, которая была одобрена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 января 2004 года № 57.

 

В основу разработки Концепции положено обобщение опыта управления государственным долгом Санкт-Петербурга в 1995-2003 годах, а также кодексов лучшей практике (best practice) и рекомендаций по управлению государственным долгом субъектов Российской Федерации, подготовленных ведущими рейтинговыми агентствами и специализированными институтами, занимающимися вопросами государственных и муниципальных финансов.

 

Переход к новой Концепции управления государственным долгом Санкт-Петербурга обусловлен изменениями экономической ситуации в стране и регионе, развитием финансового рынка, зарождением новых потребностей и одновременно возможностей города по использованию финансовых ресурсов.

 

Концепция построена на принципах сохранения уже достигнутых и сложившихся положительных ре­зультатов в управлении государственным долгом (пол­ный контроль над долговыми параметрами, снижение расходов на обслуживание долга, минимизация валют­ных, процентных и иных рисков) в условиях реализа­ции новых направлений долговой стратегии Санкт-Пе­тербурга.

 

На протяжении всего послекризисного периода бюджетная политика Санкт-Петербурга строилась исхо­дя из задач поддержания сбалансированности бюджета, сохранения его социальной направленности, повышения благосостояния населения, обеспечения своевре­менного и полного финансирования расходов, сокраще­ния государственного долга. В то же время нерешен­ными оставались многие важные для региона вопросы развития городской инфраструктуры, без которых даль­нейшее повышение инвестиционной привлекательнос­ти города могло стать невозможным.

 

Тем не менее, в последние годы складывается отно­сительно благоприятная ситуация на рынках капита­ла, что способствует привлечению Санкт-Петербургом заемных средств на нужды финансирования городс­кой инфраструктуры в объемах, которые бы позволи­ли сохранить управляемость государственного долга на должном уровне. Сегодня Санкт-Петербург имеет возможность привлекать средства на длительные сро­ки и по ставкам доходности, не превышающим текущие и прогнозные темпы инфляции. Более того, темпы рос­та валового регионального продукта и доходов бюджета имеют положительную динамику, которая, наиболее ве­роятно, сохранится и в перспективе.

 

Таким образом, с учетом благоприятной экономи­ческой конъюнктуры и относительно низкой долговой нагрузки Санкт-Петербург имеет реальные возможнос­ти увеличения капитальных вложений не только благо­даря традиционным налоговым и неналоговым доходам, но и за счёт привлечения заемных ресурсов, которые, с экономической точки зрения, должны сыграть роль фи­нансового рычага и в будущем обеспечить мультипли­кативный эффект.

 

Вместе с тем нерациональное и необоснованное уве­личение долговой нагрузки, даже с целью развития го­родской инфраструктуры, при отсутствии механизмов предотвращения и снижения рисков управления го­сударственным долгом, является бесперспективной и опасной политикой. Мировой опыт показывает, что пе­риоды экономических подъемов могут сменяться спада­ми, и вопросы исполнения долговых обязательств могут резко обостриться. В этой связи активное использование государственных заимствований возможно только в том случае, когда имеются четкие правила управления госу­дарственным долгом, подразумевающие полный конт­роль над долговой нагрузкой в любой момент времени.

 

Принятая на период 2004-2008 годов Концепция характеризует текущий уровень развития долговой по­литики Санкт-Петербурга и определяет задачи на бли­жайшую перспективу. В дальнейшем работа по совер­шенствованию стандартов управления государственным долгом будет проводиться на регулярной основе. Среди текущих целей и задач, представленных в Концепции, можно выделить:

 

1. Определение потенциала и экономически безопас­ного уровня государственного долга и государственных заимствований, способных обеспечить решение важных задач развития города и не допустить неконтролируемо­го роста долга и увеличения рисков исполнения долго­вых обязательств Санкт-Петербурга.

 

2. Установление более четких критериев государствен­ного долга и государственных заимствований по сравне­нию с определенными законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга ограничениями, при­званных повысить финансовую устойчивость бюджета в части:

 

► снижения влияния платежей по погашению и об­служиванию государственного долга Санкт-Петербурга на финансирование иных статей расходов бюджета;

► недопущения единовременного отвлечения зна­чительного объема средств бюджета на погашение и об­служивание государственного долга Санкт-Петербурга;

► снижения зависимости программы капитальных вложений Санкт-Петербурга от долговой политики и со­стояния финансовых рынков, в том числе при наступле­нии ситуаций экономических кризисов;

► снижения влияния негативных явлений на мак­роэкономическом уровне (валютные, процентные, страновые риски) на управляемость государственного долга Санкт-Петербурга.

 

3. Совершенствование прогнозирования рисков уп­равления государственным долгом в среднесрочной перспективе.

 

4. Определение принципов управления ликвиднос­тью и снижения рисков исполнения бюджета Санкт-Пе­тербурга в части обслуживания долговых обязательств и осуществления государственных заимствований Санкт-Петербурга в условиях сезонной неравномерности бюд­жета в течение финансового года.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.