Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие и размещение отраслей транспорта России




Железнодорожный транспорт имеет целый ряд достоинств, определивших его преимущественное развитие в стране. Железная дорога дает возможность осуществлять массовые перевозки грузов, и пассажиров, что укрепляет ее преимущества, повышает производительность труда и значительно снижает себестоимость перевозок. Железнодорожный транспорт особенно эффективен при перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромной территории России он и в перспективе останется ведущим видом транс- порта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и в пассажирских перевозках на средние расстояния и пригородные сообщения.

Размещается железнодорожный транспорт неравномерно. Основные черты географии российских железных дорог определились еще в дореволюционный период и мало изменились с того времени. Густой и разветвлённой железнодорожной сетью обладает европейская часть страны. В восточной части страны железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направление с малой разветвлённостью. Важнейшей магистралью, связывающей Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, является Транссибирская железная дорога: Москва-Владивосток, длиной 9332 км. Построена, но пока слабо используется Байкало-Амурская магистраль. Начато строительство Амуро-Якутской магистрали. В меридиональном направлении в Западной Сибири действует участок Тюмень-Сургут-Коротчаево.
Морской транспорт играет важную роль во внешнеэкономичёских связях страны благодаря географическому положению России. Он является одним из основных источников получения валютных средств. Но средний возраст российских судов превышает 20 лет, поэтому многие суда не могут заходить в иностранные порты.

Речной транспорт. Большая часть оборота речного транспорта приходится на европейскую часть страны. Важнейшей транспортной речной магистралью здесь служит Волга со своим притоком Камой. На севере европейской части России заметную роль играют Северная Двина, Онежское и Ладожское озера, р.р. Свирь и Нева. Большое значение для развития речного транспорта в стране имело создание единой глубоководной системы и строительство Беломоро-Балтийского, Волго-Балтийского, Московско-Волжского и Волго-Донского каналов. В 1990 годы в связи с экономическим кризисом произошло сокращение объемов перевозок грузов и пассажиров речным транспортом, протяженности внутренних водных судоходных путей, количества причалов.

Автомобильный транспорт в основном используется перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояний. Это связано со сравнительно высокой себестоимостью данного вида транспорта и его малой грузоподъемностью. К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую скорость и возможность доставки грузов от "двери до двери" без дополнительных затрат на перегрузку. Обеспеченность автодорогами с твердым покрытием служит важным показателем развит транспорта в стране. В России 40% сельских населенных пуни не имеют связи с сетью путей сообщения общего пользования Качество автодорожной сети невысокое: 11% автодорог грунтовые, 1/3 дорог с твердым покрытием не соответствуют техническим нормам. Такие дороги быстро изнашиваются и требуют ремонта, а в условиях экономического кризиса ремонтные работы имеют тенденцию к сокращению.
Почти 40 % достигла доля отечественных автомобильных перевозчиков в освоении внешнеторговых грузопотоков нашей страны. Номенклатура грузов, перевозимых автотранспортом, за последние годы не претерпела существенных изменений. Предприятия автомобильного транспорта все активнее конкурируют с железнодорожным транспортом в секторе дальних международных перевозок. К концу XX века парк автомобилей, эксплуатируемых в России, достиг 23,4 млн. единиц, из которых 19,7 млн. ед. составляют легковые автомобили, 3,2 млн. ед. - грузовые и 0,5 млн. ед. приходится на автобусы. Реализуется "Государственная концепция создания и развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации", рассчитанная на период до 2010 г.

Трубопроводный транспорт отличается наименьшей себестоимостью перевозок и используется для перекачки нефти, нефтепродуктов и газа. Преимуществами этого вида транспорта также являются: возможность функционирования в течение всего года, высокая производительность труда, минимальные потери при транспортировке, возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию практически вне зависимости от рельефа местности. Развитие сети магистральных нефте- и газопроводов связано с географией добычи нефти и газа и районов их потребления.

Воздушный транспорт занимает третье место по объему пассажирских перевозок. Он также используется в народном хозяйстве для перевозки срочных грузов, при строительстве трубопроводов, мостов, ЛЭП, в проведении работ для сельского хозяйства, рыбного промысла. Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны. В последние годы замедлились темпы развития воздушного транспорта. В настоящее время техническая укомплектованность наземной базы составляет 60 %, а по аэровокзальным комплексам не более 30 %. Износ основных фондов оценивается в 70%. В 2001 г. в нашей стране работали около 300 авиакомпаний, из которых 34 выполняют 94 % общего объема воздушных перевозок. Российские авиакомпании эксплуатируют 6,5 тыс. самолетов. Темпы их списания из-за высокой изношенности и старения почти в 80 раз превышают темпы приобретения новых самолетов (6-8 единиц в год). В России действуют 533 аэропорта. Из них 63 аэропорта имеют федеральное значение, а 69 носят статус международных.

Транспорт является важным связующим звеном в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства ни одного региона страны. Стабилизация экономики и ее подъем зависят от решения основных проблем транспортного комплекса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.