Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночный механизм: определение, особенности и элементы 1 страница




Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.

Еще одно, более простое, определение гласит, что рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.

Спрос – это обобщающий термин, описывающий фактических и потенциальных покупателей товаров. Спрос можно рассматривать как форму проявления потребностей людей, обеспеченных денежным эквивалентом. Спрос выражает собой не всю совокупность потребностей, а лишь ту ее часть, которая подкреплена покупательной способностью людей, т.е. денежным эквивалентом. Можно иметь потребности, но не иметь денег, тогда нет особого смысла говорить о покупательском спросе. Таким образом, предполагается, что покупатели имеют не только желание, но и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии.

Нередко спросом называют то количество товара, которое будет куплено потребителями по данной цене в определенных условиях места и времени.

Спрос, являясь платежеспособной потребностью, на практике может принимать различные виды:

· Нерегулярный – спрос, основанный на сезонной, почасовой потребности (например, незагруженность транспорта днем, перегруженность в часы "пик").

· Нерациональный – спрос на товары, которые вредны для здоровья или антисоциальны (сигареты, наркотики, огнестрельное оружие).

· Отрицательный – спрос, когда большая часть рынка недолюбливает товар или услугу (прививки, медицинские операции).

· Скрытый – спрос, возникающий тогда, когда многие потребители испытывают желание в чем-либо, но не могут его удовлетворить, так как товаров и услуг на рынке недостаточно (безвредные сигареты, безопасные жилые районы, экологически чистый автомобиль).

· Падающий спрос – явление постоянное (снижается посещаемость музеев, театров и т.п.).

Различают также реализованный, неудовлетворенный, формирующийся, ажиотажный, престижный, импульсивный и другие виды спроса.

Рыночный механизм позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе есть и такие потребности, которые нельзя трансформировать в спрос. К ним, прежде всего, относятся блага и услуги коллективного пользования, которые в экономической науке называются общественными товарами (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление и т.д.). Вместе с тем в обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется через спрос.

Предложение – это обобщающий термин, используемый для описания поведения фактических и потенциальных производителей (продавцов) товаров.

Иногда предложение определяют как совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены продать производители (определение В. Видяпина и Г. Журавлевой). Таким образом, здесь предложение выступает как продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на рынок.

Можно привести другое определение: предложение – это сумма товаров, которые производители готовы реализовать (продать) по альтернативным ценам (определение Е.Ф. Борисова).

Цена – денежное выражение стоимости (ценности) товара. Величина цены товара зависит от стоимости (ценности) самого товара, а также от соотношения спроса и предложения. Цены устанавливаются под воздействием ряда экономических законов, прежде всего, закона стоимости, в соответствии с которым, в основе цены лежат общественно необходимые затраты труда. На величину цены влияет закон спроса и предложения. Механизм его действия на цену проявляется при несоответствии спроса и предложения товаров в сфере обмена.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой. Она является основным его инструментом, инструментом координации и приспособления друг к другу спроса и предложения. Цена товара является ориентиром, на основе которого предприниматели и потребители делают свой выбор, какой товар производить, какой товар приобрести. Цены несут информацию о состоянии рынка для потребителей и для производителей.

Конкуренция – соперничество, состязательность, борьба между производителями, поставщиками товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта. Она выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций, способствует максимизации прибыли и на этой основе расширению масштабов производства.

Все элементы рыночного механизма существуют не изолированно, а взаимодействуют. Их взаимодействие представляет собой рыночный механизм. Понятно, что спрос неразрывно связан с предложением, и оба они зависят от уровня цен. Конкуренция оказывает влияние на спрос, предложение и уровень цен. Таким образом, все элементы рыночного механизма находятся в единой системе.

55.Модели государственного регулирования рыночной экономики.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями, общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает задачи:

– стимулирования экономического роста;

– регулирования занятости;

– поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональных структурах;

– поддержки экспорта и т. д.

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдельном будущем.

Основные объекты ГРЭ: экономический цикл; секторная, отраслевая и региональная структуры хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены; НИОКР; условия конкуренции; социальные отношения, включая отношения между работодателем и работниками по найму, а также социальное обеспечение; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи.

Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции.

В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления: рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен.

В такой ситуации задача ГРЭ – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы сократить перепроизводство товаров и перенакопление капитала и таким образом уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

Выделяют следующие средства государственного регулирования экономики.

1. Административные. Не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения.

2. Экономические средства ГРЭ подразделяют на:

1) средства денежно-кредитной политики: регулирование учетной ставки; установление и изменение размеров минимальных резервов; операции государственных учреждений на рынке ЦБ, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение;

2) средства бюджетной политики(доходы и расходы центрального правительства и местных властей).

56.Роль рынка и государства в распределении национального дохода. Смешанная система управления национальным хозяйством.

Тип смешанного регулирования национальным хозяйством имеет следующие специфические черты.

Во-первых, новый хозяйственный механизм ор­ганически соединяет устойчивость государственного управления, необходимую для удовлетворения общественных потребностей (нужд нерыночного сектора и социальной сферы) и гибкость рыночного саморегулирования, что требуется в особенности для удовлетворения многообразных и быстро меняющихся личных запросов.

Во-вторых, только тип смешанного регулирования позволяет оптимально сочетать высшие макроэкономические цели:

эффективность хозяйствования;

социальную справедливость;

стабильность экономического роста.

В-третьих, новый регулятор способен сбалансировать сово­купный спрос и совокупное предложение.

Как можно достичь макроэкономического равновесия, на­глядно изображается на рис. 16.3, где графически представлены совокупный спрос (С1 - С2), совокупное предложение ( П1 - П2) и потенциальный выпуск продукции (Вп).

Рис. 16.3. Совокупный спрос, совокупное предложение и потенциальный выпуск продукции

На рис. 16.3 можно проследить, какие макроэкономические факторы влияют на уровень цен и объем выпуска продукции ” в масштабе страны.

Рассмотрим сначала кривую спроса. Если, допустим, снижаются государственные налоги, то благодаря этому возрастают величины располагаемого дохода и покупки товаров. Кривая спроса (С1 - С2) сдвигается вправо, что означает: для каждого уровня цен платежеспособная потребность возрастает.

Когда же налоги увеличиваются или сокращаются государ­ственные расходы на социальные цели, то совокупная покупа­тельная потребность уменьшается. Кривая спроса сдвигается вле­во. Значит, закупки товаров уменьшаются для каждого уровня цен.

Теперь посмотрим на динамику предложения. В том случае, когда будет расти заработная плата и цены на сырье, энергию, кривая предложения смещается вверх и влево. Стало быть, дан­ный уровень производства может быть обеспечен при более высокой цене (это - результат увеличения издержек производ­ства).

Что касается кривой потенциального выпуска продукции (Вп), то она характеризует такую отметку высоты уровня производства, к которой экономика должна все время двигаться. Таким ус­ловием служит макроэкономическая сбалансированность спроса и предложения.

Как видим, с помощью регулирующих сил рынка и госу­дарства можно уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение.

Итак, во всех странах с высокоразвитой экономикой имеются общие основы третьего типа хозяйственного механизма. Границы распространения смешанной системы регулирования определяются двумя крайними вариантами: а) стихийно саморегулирующимся рынком и б) строго централизованным планово-государственным управлением. Но во второй половине 80-х годов таких предельных случаев уже не было. Поэтому во всех странах можно было обнаружить смешанную - по типу макрорегулирования - эко­номику

Между тем в разных странах имеются свои варианты хозяй­ственного механизма. Они различаются по следующим пара­метрам:

по сферам действия рынка и государства;

по функциям регуляторов;

по формам и методам государственного управления хозяй­ством.

57.Финансовое регулирование, бюджет и фискальная политика государства.

Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.

Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный бюджет – это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические).

Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении.

Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80–90 % формируется за счет налогов с предприятий и населения.

Остальная часть поступает от использования государственной собственности, внешнеэкономической деятельности.

Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление.

В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

Финансовые фонды – важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве.

Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой:

– позволяет теснее увязать потребности людей с экономическими возможностями общества;

– обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства;

– дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство. Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь.

58.Инфляция: сущность, причины, виды

Инфляция является одной из важнейших макроэкономических проблем. Она предстает в виде долговременного процесса, который проявляется в росте общего уровня цен. В результате денежные агрегаты обесцениваются по отношению к реальным активам. В этом суть данного явления, которое зависит от многих факторов.

Последние предстают в виде инфляционных шоков или импульсов, питающих и устанавливающих инфляционный процесс. Однако не всякое изменение цен на отдельные товары, совокупного спроса или предложения обязательно перерастает в инфляцию или является ею. Экономика может поглотить инфляционный шок.

В противоположность инфляции под дефляцией понимается общее падение цен и издержек.

Замедление средних темпов роста цен называется дезинфляцией.

Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Индекс цен определяет их общий уровень по отношению к базовому периоду.

Существует несколько видов инфляции. Прежде всего те, которые выделяют с позиции темпа роста цен (первый критерий). В теории и практике различают несколько «уровней» инфляции.

1. Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10 % или несколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3–3,5 %.

Многие современные экономисты считают такую инфляцию необходимой для эффективного экономического развития. Такая инфляция позволяет эффективно корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса.

2. Галопирующая инфляция (рост цен на 20– 2000 % в год). Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии.

3. Гиперинфляция – цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50 %-ный рост цен в месяц).

Все эти виды инфляции существуют только при открытом ее состоянии, т. е. при относительно свободном рынке. При подавленной же инфляции рост цен на товары и услуги может и не наблюдаться, а обесценивание денег может выражаться в дефиците предложения. Прежде всего это выражается в нехватке необходимых товаров и услуг.

Дефицит же, в свою очередь, приводит к изменению психологии потребителей и производителей.

Первые создают ажиотажный спрос, а вторые, наоборот, придерживают товары как в надежде на очередное разрешение поднятия уровня цен, так и с целью продажи их на черном рынке.

С точки зрения роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:

– сбалансированная инфляция;

– несбалансированная инфляция.

При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

Несбалансированность инфляции – большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы – лидеры роста цен останутся лидерами и завтра.

Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными скачками относительных цен.

Также инфляция может быть ожидаемая и неожи-даемая.

Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее с достаточной степенью надежности, она зачастую даже может является прямым результатом действий правительства.

Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения.

59.Последствия инфляции. Антиинфляционная политика.

Рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь рост производства приведет к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен.

Процесс этот противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой стороны, рост цен ведет к обесценению неиспользуемого капитала.

Выигрывают не все, а прежде всего наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен.

Чтобы это понять, крайне важно понять разницу между денежным, или номинальным, доходом и реальным доходом. Денежный (номинальный доход) – это количество денег, которые человек получает в виде заработной платы, ренты, процентов или прибыли.

Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно купить на сумму номинального дохода. Если ваш номинальный доход будет увеличиваться более быстрыми темпами, чем уровень цен, то ваш реальный доход повысится. И наоборот, если уровень цен будет расти быстрее, чем ваш номинальный доход, то ваш реальный доход уменьшится.

Сам факт инфляции – снижение покупательной способности, т. е. уменьшение количества товаров и услуг, которые можно купить, – не обязательно приводит к снижению уровня жизни. Инфляция снижает покупательную способность; однако ваш реальный доход, или уровень жизни, снизится только в том случае, если ваш номинальный доход будет отставать от инфляции.

Следует отметить, что инфляция по-разному влияет на перераспределение в зависимости от того, является ли она ожидаемой или непредвиденной.

В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может принять меры, чтобы предотвратить негативные последствия инфляции, которые в противном случае отразятся на его реальном доходе. Однако этот вопрос противоречив, так как обычно, чтобы избежать потерь, вызываемых обесценением денег, производители, поставщики, посредники повышают цены, подстегивая тем самым инфляцию.

От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

От инфляции страдают и некоторые наемные рабочие. Те, кто работают в нерентабельных отраслях промышленности и лишены поддержки сильных, боевых профсоюзов, могут оказаться в такой ситуации, когда рост уровня цен обгонит рост их денежных доходов.

Выигрыш от инфляции могут получить управляющие фирм, другие получатели прибылей. Если цены на готовую продукцию будут расти быстрее, чем цены на ресурсы, то денежные поступления фирмы будут расти более быстрыми темпами, чем издержки. Поэтому некоторые доходы в виде прибыли будут обгонять волну инфляции.

Инфляция может нанести сильный урон владельцам сбережений. С ростом цен реальная стоимость, или покупательная способность, сбережений, отложенных на черный день, уменьшится.

Во время инфляции уменьшается реальная стоимость срочных счетов в банке, страховых полисов, ежегодной ренты и других активов с фиксированной стоимостью.

Многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику.

Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ.

Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Косвенные методы:

– регулирование общей массы денег через управление ими Центральным банком;

– регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими Центральным банком;

– обязательные резервы коммерческих банков, операции Центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, т. е. борьбы с инфляцией, включают в себя:

– прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым – денежной массы;

– государственное регулирование цен;

– государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;

– государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса. Все экономисты сходятся во мнении, что контроль и управление совокупным спросом через проведение налогово-бюджетной или денежно-кредитной политики может замедлить развитие инфляционных процессов. Отсюда возникает необходимость контроля над заработной платой и ценами со стороны государства.

Под контролем над заработной платой и ценами понимают любую последовательность целого ряда действий (от весьма умеренных до принудительного установления верхних пределов роста заработной платы и цен), проводимых в рамках экономической политики.

Еще один способ не столько борьбы с инфляцией, сколько смягчения инфляционных последствий – индексация.

Индексация подразумевает, что заработная плата, налоги, долговые обязательства, процентные ставки и многое другое становятся не чувствительными к инфляции, если в ответ на изменения цен осуществляется корректировка номинальных денежных платежей. Иногда индексация используется для того, чтобы облегчить жизнь в условиях инфляции.

Однако если инфляционные процессы вызваны резким нарушением («шоком») предложения, а не избыточным спросом, то индексация может ухудшить, а не улучшить положение вещей.

Индексация и контроль в лучшем случае облегчают задачу сглаживания последствий инфляции. Когда инфляционные процессы действительно выходят из-под контроля, требуется предпринять нечто более существенное. То, что необходимо в таком случае, – это изменение режима экономической политики.

«Валютный коридор» является способом принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо засчёт займов.

60.Кредит и его формы. Принципы кредита. Значение коммерческого кредита в России.

Кредит - операция банка по предоставлению заёмщику средств в ссуду на условиях срочности, возвратности и уплаты процентов.

Различают кредиты:

-Краткосрочные (от нескольких дней до полугода),

-Среднесрочные (от года до 2-х — 3-х лет),

-Долгосрочные (до 8, 10, 15 лет).

Кредит бывает:

1. Государственный который делится на государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства кредитуют различные секторы экономики; во втором — государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга;

2. Банковский (предоставляется юридическим лицам, населению, государству, иностранным клиентам в виде денежных ссуд);

3. Коммерческий (предоставляется одним предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием такого кредита является вексель, оплачиваемый через коммерческий банк.).

Главная цель коммерческого кредита - ускорить процесс реализации товаров и заключённой в них прибыли. Размеры коммерческого кредита ограничиваются величиной резервных капиталов, которыми располагают промышленные и торговые компании. Этот кредит можно получить не у всякого кредитодателя, а только у того, кто производит товар сам. Он ограничен по размерам, имеет краткосрочный характер, а заёмщик часто нуждается в долгосрочном кредите. Значение коммерческого кредита: в инвестициях (кредит позволяет производить инвестиции до того, как предприятие накопит соответствующие денежные средства);

Коммерческий кредит играет положительную роль в условиях отсутствия полноценной кредитной системы. Благодаря ему обеспечивается непрерывность кругооборота и оборота средств в промышленности и торговле.

В зависимости от вещественной формы ссуженной стоимости выделяют товарную, денежную и смешанную формы кредита.

Товарная форма кредита предполагает передачу во временное пользование конкретной вещи, определённой родовыми признаками. Данная форма исторически существовала до появления денежных отношений. Эквивалентом для обмена являлись отдельные товары (меха, скот, зерно и пр.), а кредиторами были субъекты, обладавшие излишками предметов.

Денежная форма кредита предполагает передачу во временное пользование оговоренного количества денег.

Смешанная форма кредита возникает в том случае, когда кредит был предоставлен в форме товара, а возвращён деньгами или наоборот — предоставлен деньгами, а возвращён в виде товара. Последний вариант часто используется в международных расчётах, когда за полученные денежные ссуды расчёт производится поставками товаров.

Принципы кредита:

- Срочность (отражает необходимость возврата в точно определенный срок),

-Возвратность (означает исполнение возникшего заёмного своевременного обязательства),

-Обеспеченность (выражается в установленных законодательством способах обеспечения исполнения обязательств, таких как неустойка, залог, удержание, поручительство, задаток),

-Платность (предполагает не только передачу по истечении срока определенного эквивалента, но и уплату определённого вознаграждения кредитору)

-Целевой характер (устанавливает конкретную цель выдаваемого кредита, и реализуется установлением банков контроля за операциями заёмщика по счетам).

61.Кредитно-денежная система государства.

Кредитно-денежная система – это совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, осуществляемых кредитно-финансовыми институтами, которые создают, аккумулируют и предоставляют экономическим субъектам денежные средства в виде кредита на условиях срочности, платности и возвратности.

Современная кредитно-денежная система государства складывается из банковской системы (Центробанк и коммерческие банки) и совокупности так называемых «специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов», способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.