Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совершается вседневная вечерня (Типикон, 9 гл.) следующим образом




После молитвы девятого часа: «Владыко Господи….» отпуста не бывает. Священник по окончании молитвы девятого часа, облачившись в фелонь и открыв завесу (Типикон, 7 и 9 гл.), исходит из алтаря северной дверью, становится пред царскими вратами и возглашает: «Благословен Бог наш…». «Чтец: «Аминь». «Приидите поклонимся» …..(трижды), и читает псалом (103-й), называемый предначинательным: «Благослови, душе моя, Господа».

В таких случаях, когда девятый час не совершается, то вечерня начинается обычно так.

Священник: «Благословен Бог наш….» Чтец: «Аминь» и читает обычное начало, т.е. «Царю Небесный….», Трисвятое по «Отче наш…» «Господи помилуй» (12 раз), «Слава и ныне», «Приидите поклонимся» (Трижды), а затем предначинательный псалом.

Во время чтения предначинательного псалма священник, стоя на солее пред царскими вратами с непокрытой головой, читает тайно семь светильничных молитв, которые находятся в Служебнике в самом начале «Чина вечерни». Светильничными эти молитвы называются потому, что в это время за вечерним богослужением в храме зажигаются светильники.

Чтец, окончив чтение 103 псалма, произносит «Слава, и ныне», с троекратным «Аллилуиа». После этого священник, стоя на том же месте, на солее, произносит великую ектению: «Миром Господу помолимся». Если со священником служит диакон, то по окончании 103 псалма он (диакон) исходит северными дверями на амвон, кланяется священнику и произносит великую ектению, священник же уходит в алтарь. По окончаний ектений диакон также входит в алтарь (если же ектению произносит священник, то он уходит в алтарь только по возгласе «Яко подобает...»).

После возгласа читается рядовая кафизма. Кафизма начина­ется чтением псалма, а не пением «Господи, помилуй» (трижды) со «Славой». По прочтении кафизмы произносится малая ектения. В неделю, (воскресенье) вечера и в праздничные дни на вечерне кафизмы читать не положено.

Далее хор поет «Господи, воззвах» со стихирами по Уста­ву» (счет стихир бывает различен. Иногда стихиры поются на 4,6, 8,10. Стихиры на «Слава» и на «И ныне» в счет не входят. Если стихир по Уставу положено петь на 6, а их в Минее меньше, тогда некоторые стихиры поются во второй раз). «Господи, воззвах» в дни предпразднства и попразднства, а также шестеричному святому и в субботу поется на глас, ука­занный в Минее. Если же святой не имеет знака, служба его не совпадает с субботней службой или каким-нибудь праздником, тог­да «Господи, воззвах» поется на глас текущей недели Октоиха и первые три стихиры будут из Октоиха, а остальные из Минеи. Общее количество стихир по Уставу положено шесть, не считая стихиры на «Слава» и «И ныне».

Далее «Слава, и ныне» и поется Богородичен, а по вторни­кам и четвергам поется Крестобогородичен, которые находятся наряду в Минее. С пятницы на субботу на «И ныне» поется догма­тик гласа истекающей недели. В дни празднства и попразднства Богородичен заменяется стихирой праздника из Минеи. Иногда у святого имеется стихира на «Славу». В таком случае Богородичен берется на «И ныне» из приложения Минеи по гласу «Славы».

Во время пения стихир «Господи, воззвах» диакон, а если нет диакона, то священник, совершает каждение (Типикон, 2, 9,22 гл.) сначала вокруг престола, затем горнее место и весь алтарь. Выйди северной дверью на солею, диакон кадит св. врата, иконы правой и левой стороны иконостаса, затем правый и левый клироса, молящихся и весь храм. После каждения всего храма диакон снова поднимается на солею и кадит пред царскими вратами местные иконы Спасителя и Божией Матери, а затем входит южными дверьми в алтарь. В алтаре кадит пред престолом священника и этим заканчивает каждение (см. Типикон, 22 гл.).

После стихир на «Господи, воззвах», хор поет «Свете Тихий» (по Уставу на вседневной вечерне вход не полагается).

Если священник служит без диакона, то он произносит: «Вонмем», «Премудрость, вонмем» и положенный на вечерне прокимен дня (см. в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири, где на каждый день седмицы есть особый прокимен). Хор поет прокимен. После прокимна чтец: «Сподоби, Господи….» Затем священник (или диакон) произносит просительную ектению: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви».

Если службу совершает священник с диаконом, то возгласы после «Свете Тихий», «Вонмем» и прокимен произносит диакон в алтаре на Горнем месте (у престола). Произносить же просительную ектению, как и все ектении, диакон выходит на солею.

После ектении и возгласа: «Яко благ и человеколюбец Бог еси….» Хор: «Аминь». Священник – «Мир всем». Хор: «И духови Твоему». Диакон: «Главы наша Господеви приклоним». Хор: «Тебе, Господи» (протяжно). Священник тайно читает молитву главопреклонения. После этой молитвы возглас: «Буди держава Царствия Твоего….». Затем поются стихиры на стиховне.

В период предпразднства и попразднства стихиры на стиховне берутся из Минеи, в другие дни, когда служба не праздничная, а вседневная, эти стихиры берутся из Октоиха, где они даны на каждый день. В субботу из Октоиха берутся стихиры мученикам, одну стиховную и две стихиры на «Господи, воззвах» мученичны «Слава» святому, тогда и Богородичен берется по гласу стихиры на «Слава» из приложения Минеи, а Богородичен «стихиры на стиховне» опускается.

После стиховных стихир читается: «Ныне отпущаеши….» и Трисвятое по «Отче наш…..». Затем священник произносит возглас: «Яко Твое есть Царство….». Хор поет тропарь.

В обычные дни тропарь святому, «Слава, и ныне» – Богородичен от меньших, т.е. из четвертого приложения по гласу тропаря. В период предпразднства и попразднства вначале поется тропарь рядовому святому, а на «Слава, и ныне» – тропарь празд­ника. Если в один день память двум святым и каждый имеет свой тропарь, то вначале поется тропарь первому святому, затем «Сла­ва» – тропарь второму святому, а на «И ныне» – Богородичен от меньших, т.е. из 4-го приложения по гласу последнего тро­паря. В субботу тропарь святому, а на «Слава, и ныне» – Бого­родичен воскресный по гласу истекающей недели.

После пения тропарей диакон произносит сугубую ектению; начиная с прошения: «Помилуй нас, Боже...» (ектения эта находится в Служебнике). По возгласе: «Яко милостив...» диакон возглашает: «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен...» Хор: «Утверди, Боже...» Священник: «Пре­святая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую...» Священник: «Слава Тебе, Христе Боже....» Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Священник северными дверьми при закрытых царских вратах выходит на амвон и, обратившись лицом к народу, произносит отпуст (Отпусты бывают великие и малые. Великие отпусты произносят­ся по окончании вечерни, утрени и литургии, а малые – пос­ле полунощниц, повечерия, часов и малой вечерни.

Великие отпусты отличаются от малых тем, что на первых бывает воспоминания святых: дневного и храмового, а на ма­лых отпустах таких воспоминаний не бывает. «Воздвигаем на молитву, говорится в Служебнике о Великом отпусте, в по­недельник Бесплотных сил, во вторник Предтечу» и т.д. Затем воспоминается святой, в честь которого устроен храм, и святой, которого память совершается в день службы.).

Отпусты на каждый день указаны в Служебнике, после литургии св. Иоанна Златоуста.

Причем если службу будем совершать в воскресенье вечером под понедельник, то отпуст в конце вседневной вечерни священник будет произносить так: «Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистая Своея Матери, Предстательства честных Небесных сил бесплотных: святых славных и всехвальных апостол: (и святых храма и дне) святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет вас, яко благ и Человеколюбец».

После отпуста поется многолетие: «Великаго Господина…..». Если же вместе с вечерней отправляется и утреня, как это принято во многих храмах, то отпуст после вечерни не произносится. Когда же хор пропоет: «Утверди, Боже…», священник произносит возглас: «Слава Святей….» и далее начинается утреня.

После отпуста, если служится одна вечерня, задергивается завеса, если же служится вечерня и утреня, то тогда завеса не закрывается.

ПОВЕЧЕРИЕ (МАЛОЕ)

Повечерие бывает великое и малое: великое повечерие со­вершается в дни Великого поста и на праздники Рождества Христова и Богоявления; малое – во все прочие дни года. Малое повечерие положено совершать по «вечери», т.е. после вечерней трапезы (ужина), перед отходом ко сну. Малым оно называется за свою краткость сравнительно с великим, которое (великое) состоит из 3-х частей. Уставной порядок малого повечерия со­держится в Часослове и в Следованной Псалтири.

Порядок малого повечерия следующий:

По окончании вечерни священник в епитрахили выходит на амвон, становится пред царскими вратами и, сотворив три пок­лона, произносит: «Благословен Бог наш...»

Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш...», «Царю Небес­ный», Трисвятое, «Отче наш». «Господи, помилуй» (12 раз), «Приидите поклонимся» (трижды) и затем читает три псалма:

«Помилуй мя, Боже...» (50 Пс.); «Боже, в помощь мою вонми...» (69 Пс.); «Господи, услыши молитву мою...» (142 Пс.).

Затем чтец читает великое славословие: «Слава в вышних Богу...» – то славословие, которое читается на утрене. После славословия читается «Символ веры» и молебный канон Божией Матери из Октоиха (Типикон, 9 гл.) (есть дни, когда канон на малом повечерии читать не поло­жено, а именно: Пасхальная седмица, дни седмицы Пятидесят­ницы, начиная от вечера понедельника Св. Духа до Недели всех святых и др.). Затем поется «Достойно есть». По окончании чтения «Трисвятое» и «Отче наш...» – тропарь дню, святому, храму и рядовые тропари по Часослову:

«Боже отец наших...», «Иже во всем мире мученик Твой...», Слава: «Со святыми упокой...» и ныне: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы, Твой мир даждь нам и помилуй нас, яко един...».

Порядок в пении или чтении тропарей следующий: сначала тропарь Господу, затем Матери Божией, далее Небесным Силам, Предтече и святому дня седмицы.

В среду и пятницу в течение всего в храме, посвященном Господу, не читается тропарь храма, а тропарь креста «Спаси. Господи, люди Твоя...» и кондак: «Вознесыйся на крест...» (Типикон, 52 гл.).

В субботу, если храм освящен в честь какого-нибудь свя­того, тропарь храма не поется «во весь год», потому что в дневном тропаре упоминаются все святые» (Типикон, 52 гл.).

Тропари дневного святого и святого, в честь которого освящен храм, а также «Боже отец наших...» и др. поются или читаются только в дни, не имеющие праздничного знака. В празд­ничные же дни вместо них читается один кондак праздника.

После пения тропарей и кондаков чтец произносит «Господи, помилуй» (40 раз) и молитву «Иже на всякое время и на вся­кий час...» Далее чтец читает молитву к Пресвятой Деве «Нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, чистая Дево...» Затем следует молитва ко Господу: «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим покой тела и души...». За этими молитвами чтец снова обращается с кратким молитвенным «воззванием» к Божией Матери: «Преславная Приснодево...». И наконец, воссылает сла­вословие Пресвятой Троице: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе» (Часо­слов). Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». И далее быва­ет малый отпуст, т.е. хор поет «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Священник: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, Преподобных и Богоносных Отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».

После отпуста священник просит у стоящих в храме про­щения себе.

Священник: «Благословите, отцы святии, простите ми, грешному, елика согреших словом, делом, помышлением и все­ми моими чувствы». Братия отвечают: «Бог простит тя, отче святый», И затем священник произносит ектению: «Помолимся о Великом Господине и отце нашем...». Хор: «Господи, помилуй». Затем священник возглашает: «Молитвами святых отец наших...»

В службе повечерия, совершаемой «по вся дни», выражаются глубокие религиозные чувства христианина, отходящего ко сну. В исследовании всей этой службы содержится покаяние во грехах, которые мы совершили в течение дня, памятуя, что жизнь чело­века коротка, что, может быть, не придется увидеть следующего дня.

Св. Церковь особенно внушает прилежно молить Пресвятую Богородицу о помощи и заступлении от врагов нашего спасения в предстоящую ночь, пока смерть не постигла человека.

 

20. Будничное богослужение. Служба с Аллилуиа и с Бог Господь. Будничные полунощница и утреня. 9 глава Типикона.

ПОЛУНОЩНИЦА

Полунощницей называется церковная служба, которая совер­шается в полночь, равно как и во всякий час ночи до утра. Христианский обычай освящать богослужением полночь или вообще ночное время, без сомнения, основывается на примере Самого Гос­пода Иисуса Христа (Лк. 6, 12; Мф. 26, 30), Которому подражали Апостолы (Деян. 16, 25) и современные им христиане (1 Кор. 14, 26. Кол. 3, 16). Во время гонения этот обычай получил особенно широкое распространение вследствие того, что ночное время бы­ло самым безопасным временем для совершения богослужения. Вмес­те с тем Святая Церковь всегда имела в виду, что полночь по своей тишине, есть время самое удобное для молитвенных бесед с Богом и для размышления о грехах и их исправлении. Так смотрит на установление полунощного богослужения Св. Василий Великий (Посл. 2 к Григорию Назианзину) и другие учители Церкви. Св. Иоанн Златоуст называет это время самым благоприятным для со­вершения молитв. О времени и месте совершения полунощного последования св. Симеон Солунский говорит: «В полночь, или немного спустя, когда ударят в било, во образе последней ангельской трубы, встают все от сна, как бы от смерти; и пред храмом (В притворе), как бы на земле пред небом, братия все вместе, после благословения священнического, начинают обычные молитвы» (архиеп. Вениамин, Новая Скрижаль, стр. 123).

По мнению толкователей богослужения полунощницу Св. Церковь установила:

Во-первых, с тем, чтобы напомнить верующим молитвенный полунощный подвиг Иисуса Христа перед отшествием Его на воль­ные страдания. Так, в «Учительном Известии» говорится. «В полунощи идый к вольной страсти, в вертограде, в таком подвизе бе прилежно моляся, яко поту его быти, яко капли крове капаю­щий на землю» (Служебник).

Во-вторых, дли постоянного напоминания верующим о страш­ном дне второго пришествия Христова и последующих за ним воскресении мертвых и последнем суде, так как второе пришест­вие Христово, по общему верованию Св. Церкви, основанному за притче Спасителя о десяти девах, явится в полночь, «как тать в нощи», для суда над нами. В полунощнице имеется ряд песнопе­ний, которые изображают это пришествие Господне (тропари: «Се жених...») я покаянные обращения и вопли души, в страхе и смя­тении ожидающей суда Божия (Пс. 50, Пс. 36 и 17 каф.).

В-третьих, чтобы призвать верующих бодрствовать и в пол­ночные часы к подражанию ангелам, которые немолчно прославляют Господа, взывая: «Свят, свят, свят».

Устанавливая такой порядок службы, Св. Церковь также осно­вывалась на примере Ветхозаветной Церкви (Пс. 118, 62) и на событии Воскресения Христова, последовавшего, по словам Еван­гелиста «зело рано», т.е. тотчас после полуночи.

В Часослове и Следованной Псалтири помещаются три от­дельных последования – Полунощницы: вседневная, субботняя и воскресная. Кроме того, есть и в Типиконе Устав и вседневной (Понед. 1 нед. Вел. поста), и воскресной (Типикон, 7 гл.) полунощницы. Та или другая полунощница совершаются сообраз­но с днем седмицы и указанием Устава.

Не полагается полунощницы, если совершается всенощное бдение, а также в некоторых других случаях (Типикон, 2, 7 гл.; пятница и суббота 5 седм. Вел. поста, среду Страстной сед­мицы).

Иногда полунощница совершается не в храме, а в келлиях (Пятн. 5 седм. Вел. поста. Затем от Вел. четверга и до Фоминой недели).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.