Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воскресная утреня




УТРЕНЯ

Особенности воскресной утрени.

Воскресная утреня начинается шестопсалмием. Двупсалмие не положено. Действительно, только на бдении пропускается двупсалмие, во всех остальных случаях на утрени оно должно быть обязательно. Еще интересный момент: утреня начинается без возгласа. Не звучит ни Благословен Бог..., ни Слава Святей... Благословен Бог не звучит, потому что двупсалмия нет, а Слава Святей не звучит потому, что утреня «отдала» свой возглас началу вечерни, и этим еще раз подчеркивается, что на бдении вечерня и утреня составляют единую службу, они слиты вместе: возглас утрени, а потом служится вечерня, за ней утреня, значит, началось нечто целое, нечто общее.

Утреня получила свое название от времени совершения. С утром соединены многие священные воспоминания, например, мы благодарим Бога за сохранение нас во время прошедшей ночи и дарование нам нового дня жизни.

Затем каемся в своих согрешениях и просим Господа, чтобы Он озарил нас как естественным, так и истинным и благодатным Своим светом, дабы нам «бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящего жития нощь прейти» в ожидании пришествия светлого и явленного дня Сына Божия – Иисуса Христа.

На утреннем богослужении мы также чествуем святых угодни­ков Божиих или отмечаем какие-либо священные события.

Утренний свет, впервые озаривший устрояемую Творцом вселенную, был первым утром мира.

В Ветхом Завете ежедневно ранним утром совершались все­сожжения и молитвы (Исх. 30, 7).

В Новом Завете – в царстве благодари – с утром соедине­ны многие священные воспоминания, например, два важнейших события из жизни Спасителя совершились ранним утром, т.е. до рассвета, а именно: Рождество Христово и Воскресение. Самый свет утренний напоминал первым христианам об Иисусе Христе, Который назвал Себя Светом миру.

Православная Церковь призывает вас к утреннему богослу­жению с первых дней своих. Например, в Апостольских Постанов­лениях говорится: «По-утру благодарите Бога за то, что Он осветил нас, удаливши ночь и приведши день...»

В Апостольское время утреннее молитвословие начиналось до рассвета и продолжалось до наступления дня, поэтому-то и наша утреня предваряется пением или чтением перед шестопсалмием ангельской песни: «Слава в Вышних Богу...», а в конце утрени бывает возглашение: «Слава Тебе, показавшему нам свет».

Существует три вида утрени:

1. Вседневная, т.е. служба святому, имеющему шестеричный знак или не имеющему никакого знака. Устав обычной утрени на­ходится в Служебнике, Часослове, в 9 гл. и других местах Типи­кона.

2. С великим славословием, т.е. когда великое славословие поется, а не читается.

3. Полиелейная, имеющая знаки: крест, крест в круге и крест в полукруге.

Устав праздничной утрени находится в некоторых изданиях Служебника, часослова, Следованной Псалтири, Октоиха, во 2, 3, 4 гл. и других местах Типикона.

Православная утреня имеет четыре части, чему соответствует Древнее деление ночи на четыре стражи. Части эти следующие:

1. Начальные псалмы – шестопсалмие с великой ектеньей и тропари на «Бог Господь».

2. Кафизмы, на праздничной утрени – полиелей с Еванге­лием.

3. Канон.

4. Хвалитные стихиры со славословием и ектениями. К этому присоединяется заключительная часть, начинающаяся возгласом «Премудрость», и отпуст.

Тропари на «Бог Господь»: Вск гласа х2 (Октоих); Слава: Минеи, И ныне: Богородичен по гласу Славы.

На воскресной утрене всегда читаются 2-я и 3-я кафизмы, потому что в них заключаются псалмы, в которых св. пророк Давид подробно предсказывает о страданиях и распятии Спасителя, поруганиях над Ним и разделении Его одежд воинами (Пс.21), смерти, сошествии в ад и воскресении (Пс.15), победе над адом, разрушении власти диавола и вознесении на небо (Пс.23). Этот псалом полон ликования. Господь Победитель отверзает двери рая, входит Сам и отверзает их для верных своих.

По прочтении кафизм отверзаются царские врата и начинается торжественное пение избранных стихов из псалмов 134 и 135: «Хвалите имя Господне»... с припевом: «Аллилуиа».

При пении стихов священник, в предшествии диакона со свечей, совершает каждение всего храма в знак того, что все просвещает свет Христов и на всех простирается Его милость. Сначала кадят на икону праздника или святого, находящихся на аналое посреди храма, затем кадят весь алтарь. Далее выходят на солею, кадят сначала правую и левую сторону иконостаса, затем священнослужителей, стоящих у иконы посреди храма, певчих на клиросах и всех молящихся в храме.

Полиелей (от двух греч.слов – «полис» – многий и «елеос» – милость) можно перевести так: «многомилостивый, или многомилостивое (пение)». Это происходит от того, что сем полиелей состоит в стихотворении псалмов 134 и 135 с возвращающимся в конце припевом «Яко в век милость Его», где Господь восхваляется за многие милости человеческому роду и прежде всего за спасение его и искупление.

Типикон регулирует время пения полиелея следующим образом: в дни воскресные его полагается петь с 22-го сентября до 20 декабря, и с 14-го января до Сырной недели. Собственно о полиелее на воскресном бдении в Типиконе не упоминается, отмечается лишь пение «непорочных», т.е. 118 псалма с примыкающими к нему тропарями: «Ангельский Собор….» и др. Взамен припевов полагается характерный стих этого псалма: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». Нет никакого сомнения, что это и есть древнейшая форма этого отдела воскресной утрени.

Эти «непорочны» в воскресные дни поются: 1) от Недели мироносиц до Недели Пятидесятницы, 2) от Недели всех святых до 22-го сентября, 3) от 20 декабря до 14 января, 4) в Неделю мытаря и фарисея, 5) в 1,2,3,4 и 5 неделю Великого поста.

Во все воскресные дни, а также и в праздничные поется полиелей. Если же в указанные дни, когда положены «непорочны», случится отмечается праздник Господский или Богородичный или святого с бдением или полиелеем, то «непорочны» составляются, а поется полиелей. Так указывается Типиконом (см.17 гл.). В современной практике в приходских церквах установилось правило круглый год на воскресных утренях петь исключительно полиелей.

Полиелей особенно типичен для служб под воскресенье и большие праздники (Господни, Богородичны и великого святого), ибо особенно сказалась милость Божия и особенно подобает хвалить Его имя в благодарность за эти милости.

К псалмам 134 и 135, составляющим содержание полиелея, в подготовительные недели к Великому посту (блудного сына, сыропустную, мясопустную) полагается к полиелею прибавлять 136 псалом: «На реках вавилонских.….» с «Аллилуиа», т.е. на особый умилительный и сладкогласный напев.

За полиелеем следует величание (в дни праздников: Господских, Богородичных, святых и храмовых). Тексты величания содержатся в Следованной Псалтири и Ирмологионе. Величание идет в таком порядке: непосредственно вслед за полиелеем священнослужители всем собором поют величание один раз. Затем оба хора повторяют величание на тот же текст многократно. В это время священник и диакон совершают каждение. После каждения священнослужители поют величание еще один раз.

После величания или тропарей бывает малая ектения. За нею следует возглас: «Яко благословися имя Твое….».

Затем, по Уставу, полагается чтение. Перед чтением полагается особый седален, называемый ипакой, во время которого не полагается сидеть.

В те воскресные дни, когда празднуется святой, которому полагается петь полиелей. Богородичный праздник или Сретение Господне, за ипакой полагается читать или петь седальны святого или праздника. За седальными (или ипакои) поются или читаются особые антифоны, называемые степенны.

В воскресные дни поются антифоны настоящего гласа, в праздники, кроме воскресения, поются антифоны 4-го гласа: «От юности моея мнози борют мя страсти». В двунадесятые Господни праздники, если случатся в воскресный день, также поются антифоны «От юности моея….» (4-го гласа).

За степенным антифоном следует особое подготовление к чтению Евангелия.

Диакон говорит: «Вонмем! Премудрость! Вонмем!». Затем следует прокимен того Евангелия, которое будет читаться. Прокимен бывает или гласа Недели, или, если случится праздник, гласа праздника.

После прокимна диакон возглашает: «Господу помолимся». Хор отвечает: «Господи, помилуй». Священник «Яко свят еси, Боже наш». Затем диакон возглашает: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Певцы повторяют тоже самое. И так два раза. В третий раз диакон произносит первую часть: «Всякое дыхание», а певцы отвечают: «Да хвалит Господа».

Диакон: «И о сподобитися нам слышанию святого Евангилия Господа Бога молим». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Затем диакон возглашает: «Премудрость, прости! Услышим святого Евангелия». Священник: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Священник: «От (им.евангелиста) святаго Евангелия чтение».

Певцы славословят Господа, пришедшего возвестить благую весть о спасении Им рода человеческого: «Слава Тебе, Господи, Слава Тебе».

Затем, после диаконского приглашения: «Вонмем!» – следует чтение Евангелия священником.

В Недели (т.е. под воскресенье) полагается читать следующее по порядку из 11-ти воскресных чтений (если только не случится двунадесятый, Владычный или храмовый праздник). В седмичные дни полагается читать положенное для утрени праздничное Евангелие. В случае совпадения праздника с воскресением, преимущество отдается воскресному Евангелию.

Воскресное Евангелие должно читаться в алтаре, изображающем в данном случае гроб Господень (см.Типикон, гл.2-я).

В другие праздники Евангелие полагается читать среди церкви, потому что среди церкви поставляется икона праздника, смысл которого возвещается Евангелием. После чтения воскресного Евангелия, священник выносит его из алтаря и дает целовать. Целовать же икону и получить помазание священника елеем (тем, который освящен на вечерне при благословении пяти хлебов, пшеницы, вина и елея) полагается после утрени перед первым Часом. Однако в многолетней практике приходских церквей вошло в обычай правило класть Евангелие на алой рядом с иконой праздника, целовать Евангелие и икону и получать помазание или благословение от предстоятеля, а затем освященный хлеб. И происходит это не в конце утрени, а во время пения канона. Однако, надо все время иметь в виду, что здесь, ради удобства (множество молящихся и нежелание задерживать их в конце утрени) не нарушается Устав, а получил новое развитие.

По прочтении Евангелия хор поет: «Воскресение Христово видевше….». Это песнопение установлено петь на утрене под воскресный день. Оно также поется и в следующие праздники: Воздвижение Креста Господня, Вознесение Господне, в субботу св. праведного Лазаря.

В день же Пасхи, во всю Пасхальную (Светлую седмицу), а также и во все воскресные дни, начиная с Пасхи до Вознесения, это песнопение поется трижды.

В Пятидесятницу, Рождество, Крещение и Преображение песнь «Воскресение Христово видевше….» на утрене не поется даже в том случае, если эти праздники придутся в воскресенье. В неделю Ваий ее тоже не поют.

После «Воскресение Христово….», читается 50-й псалом.

Пятидесятый псалом заканчивается молитвенными призываниями заступничества апостолов и Божией Матери.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.