Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пасха Господня




Пасха Христова – торжество из торжеств. Слово «Пасха» ведет свое начало еще от ветхозаветного праздника Пасхи, который в свою очередь так назван был от еврейского слова «песах» («проходит мимо») – для обозначения события исхода евреев из Египта и египетского рабства. Ангел, погубивший египетских первенцев, когда видел кровь пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо. В христианской Церкви наименование «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях Церкви.

История праздника. Праздник Пасхи установлен уже в апостольской Церкви и праздновался в те времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресения и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная, или Пасха страданий, и Пасха воскресная, т.е. Пасха Воскресения. После Никейского собора (325 г.) эти наименования считаются вышедшими из употребления и вводится новое название – Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой. В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, праздновали ее в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы не приходилось это число. А Западная Церковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие по этому вопросу между Церквами была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два различных обычая существовали до Первого Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресение после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.

Особенности пасхального богослужения. Пасхальное богослужение совершается особенно торжественно как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу. С вечера в храме читаются Деяния Апостолов, составляющие непреложные свидетельства Воскресения Христова. Со времен апостольских Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Святая Церковь бодрствует «в священную и спасительную ночь светлого Воскресения Христова» – провозвестницу светоносного дня духовного обновления и освобождения от рабства греху я диаволу. В день Пасхи и во всю Светлую седмцу священник совершает начало утрени, литургии и вечерни, а также все каждения с Крестом и пасхальным трисвечником (или свечой) в левой руке и кадилом – в правой. Диакон совершает каждение и произносит ектении со свечой в левой руке. Он выходит из алтаря и входит в него через царские врата. В обычное же время диакон может проходить через царские врата только тогда, когда он несет Евангелие или другую святыню. На пасхальной утрени и утрени каждого дня Светлой седмицы не бывает шестопсалмия и великое славословие не поется. На Светлой седмице, но не в первый день Пасхи, полиелей бывает только в день праздника Благовещения, храмового праздника или великомученика Георгия, 23 апреля.

Полунощница. Эта служба относится еще к Постной Триоди. Она начинается за час или полчаса до пасхальной утрени. Перед этим священнослужители совершают входные молитвы и облачаются в полное облачение. Начинается полунощница перед Плащаницей возгласом священника: «Благословен Бог наш...». Чтец: Трисвятое по «Отче наш», «Приидите, поклонимся...» (3), 50-й псалом. Затем поется канон Великой Субботы: «Волною морскою...». По 3-й песни – седален, по 6-й – кондак Великой Субботы. На 9-й песни, при пенни ирмоса: «Не рыдай Мене, Мати...», бывает каждение вокруг Плащаницы, затем священник поднимает ее на главу и уносит (Ликом к востоку) в алтарь через царские врата, которые тотчас закрываются. Плащаница полагается на престоле, и совершается каждение вокруг него. Плащаница лежит на престоле до отдания Пасхи – в воспоминание того, что Христос Спаситель после Своего Воскресения пребывал на земле 40 дней. После канона чтец читает Трисвятое по «Отче наш», хор поет тропарь: «Егда снизшел еси...» (обычным распевом, на 2-й глас). Затем произносится (перед царскими вратами) краткая сугубая ектения, как в начале утрени, и малый отпуст (вне алтаря): «Христос истинный Бог наш...».

Пасхальная утреня. Начало пения Цветной Триоди. Пасхальная утреня предваряется торжественным КРЕСТНЫМ ХОДОМ вокруг храма, чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима. Перед началом утрени священник в полном облачении, имея в левой руке пасхальный трисвечник с Крестом, а в правой – кадило, совершает вместе с диаконом каждение престола (трижды). В 12 часов ночи – удар в колокол. После каждения священник становится на горнем месте и поет с диаконом стихиру (трижды): «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Вначале царские врата и завесы закрыты. При пении стихиры во второй раз открывается завеса; при пении ее в третий раз открываются царские врата и духовенство с пением первых слов стихиры выходит из алтаря на крестный ход, а хор продолжает: «И нас на земли сподоби...», Старший священнослужитель берет Евангелие (с правой стороны престола), а с левой – икону Христа Спасителя, покрытые платом. Трезвон. Обойдя один раз вокруг храма с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе...», крестный ход входит в притвор и останавливается перед закрытыми западными дверями, ведущими в храм. Трезвон прекращается. Священник кадит иконы, а также предстоящих и диакона. Затем диакон кадит священника.

После этого священник, взяв кадило и стоя лицом к востоку, трижды крестообразно знаменует кадилом затворенные церковные двери и творит велегласно НАЧАЛО УТРЕНИ (без возгласа диакона: «Благослови, владыко»): «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков». Хор: «Аминь». Духовенство трижды поет тропарь: «Христос воскресе...», и хор трижды повторяет тропарь.

Затем духовенство поет стихи: «Да воскреснет Бог...», «Яко исчезает дым...». «Тако да погибнут грешницы...», «Сей день, его же сотвори Господь...», «Слава...», и «И ныне», а хор после каждого стиха – тропарь «Христос воскресе...». После тропаря на «И ныне» священнослужители поют первую половину тропаря: «Христос воскресе из мертвых», а хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав».

В этот момент открываются церковные двери и все участники крестного хода при пении тропаря «Христос воскресе...» входят в храм, ликуя и радуясь, «узрев Царя Христа из гроба, яко Жениха, происходяща». Священник входит в алтарь, а диакон на солее произносит мирную ектению.

После нее поется пасхальный канон, исполненный неземного восторга. Его составил св. Иоанна Дамаскин (VIII в.). Начальные слова ирмоса каждой песни запеваются в алтаре, а хор продолжает следующие за этим слова ирмоса. Например: духовенство поет первые слова ирмоса «Воскресения день...», а хор продолжает «Просветимся, людие...». После каждого тропаря канона припев: «Христос воскресе из мертвых». Каждая песнь заканчивается повторением ирмоса и заключительным пением (скоро) тропаря: «Христос воскресе...» (трижды).

На всех песнях канона священник с диаконом совершает каждение алтаря, иконостаса и предстоящих. Кадя народ, священник приветствует (трижды) молящихся словами: «Христос воскресе». Верующие отвечают: «Воистину воскресе» и, взирая на Крест в руке священника, осеняют себя крестным знамением. На 8-й песни каждение совершает диакон (со свечой в левой руке). Он также приветствует народ словами: «Христос воскресе». После каждой песни и заключительного пения тропаря «Христос воскресе» диакон произносит малую ектению, а священник – особый возглас. Все эти возгласы приведены в Типиконе, Цветной Триоди и в книге «Служба на пасхальную седмицу».

После 3-й песни поется ипакои: «Предварившия утро...». По 6-й песни – кондак: «Аще и во гроб...» и икос: «Еже прежде солнца...», затем – «Воскресение Христово видевше...» (трижды) и «Воскрес Иисус от гроба, якоже пророче, даде нам живот вечный и велию милость» (трижды). На 8-й песни перед Троичным тропарем: «Отче Вседержителю...» поется припев: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе». На 9-й песни вместо припева: «Христос воскресе из мертвых...» поются особые припевы к ирмосу и тропарям. Первый припев (к ирмосу): «Величай, душе моя, воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца», и т.д. По 9-й песни – ексапостиларий: «Плотию уснув...» (трижды).

Затем поются хвалитные стихиры и стихиры Пасхи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его», «Пасха священная нам днесь показася...». При пении стихир Пасхи священнослужители обычно христосуются в алтаре. Христосование с мирянами обычно относится к концу службы. Сразу после стихир читается слово св. Иоанна Златоуста: «Аще кто благочестив и боголюбив...», в котором на основании притчи Спасителя о работниках виноградника (Мф. 20, 1-16) все призываются насладиться светлым торжеством Святой Пасхи и войти в радость Господа своего. После этого пасхального слова поется тропарь св. Иоанну Златоусту: «Уст твоих...» (единственное песнопение святому в службе Пасхи).

Затем произносятся две ектении – сугубая и просительная. После возгласа: «Твое бо есть...» Диакон: «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен...» Хор: «Аминь». Утверди, Боже». Священник (вместо возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже...» поет «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав». Священник с Крестом (без трисвечника) совершает отпуст. «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец». После отпуста, осеняя народ Крестом на три стороны, священник трижды произносит приветствие: «Христос воскресе». Народ трижды отвечает: «Воистину воскресе». Хор поет тропарь: «Христос воскресе...» (трижды), «И нам дарова живот вечный, поклоняемся Его тридневному Воскресению», а затем многолетие.

Пасхальные часы. Они поются как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу. На Светлой седмице 1-й час поется после утрени, 3-й и 6-й часы – перед литургией и 9-й час – перед вечерней. I-й час во всю Светлую седмицу начинается сразу после утрени. Священник возглас: «Благословен Бог наш...». Хор поет тропарь: «Христос воскресе...» (трижды), «Воскресение Христово видевше...» (трижды), ипакои: «Предварившия утро...» кондак: «Аще и во гроб...», тропарь: «Во гробе плотски...», «Слава: Яко Живоносец...», «И ныне: «Вышняго освещенное Божественное Селение...», «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Хор: «Аминь. Христос воскресе...» (трижды), «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3), «Благослови». Иерей – отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть, поправый...». Так же поются 3-й, 6-й и 9-й часы (повечерие и полунощница заменяются песнопениями часа). 3-й и 9-й часы начинаются возгласом священника: «Благословен бог наш...», 6-й и 9-й часы оканчиваются отпустом. Во время пения пасхальных часов совершается проскомидия и бывает обычное каждение. Тотчас за ними совершается литургия св. Иоанна Златоуста.

Литургия. В день Св. Пасхи бывает «порану», «труда ради бденнаго». Начало литургии – такое же, как и пасхальной утрени. Диакон: «Благослови, владыко». Священник: «Благословенно Царство...». Хор: «Аминь».

Затем священник перед престолом, имея в левой руке Крест и трисвечник, а в правой – кадило, и диакон на горнем месте со свечой поют трижды тропарь: «Христос воскресе...». Хор трижды повторяет. Далее священнослужители поют стихи: «Да воскреснет Бог...». Хор после каждого стиха поет один раз тропарь: «Христос воскресе...». Священник с диаконом в это время совершает каждение престола, алтаря, иконостаса и народа. При каждении народа священник приветствует молящихся словами: «Христос воскресе». Возвратившись в алтарь и став у престола, священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор: заканчивает: «И сущим во гробех живот даровав».

Затем – мирная ектения и пение праздничных антифонов: «Воскликните Господеви вся земля...» (они поются во все дни Светлой седмицы).

Малый вход с Евангелием бывает не через царские врата, а как обычно. Входный стих: «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых» (произносится во все дни Светлой седмицы), и сразу хор поет тропарь: «Христос воскресе...», ипакои: «Предварившия утро...», «Слава, и ныне» – кондак: «Аще и во гроб...». Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся...». Прокимен: «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь». Затем чтение Апостола (Деян., зач. 1-е) и Евангелие (от Иоанна, зач. 1-е). Евангелие положено читать на разных языках, особенно на древних, в знак того, что апостольская проповедь распространилась по всей земле, среди всех народов (Мк.16, 15). Диакон читает Евангелие обычно на славянском языке.

После чтения Евангелия произносятся ектении сугубая и об оглашенных; заупокойной ектении не бывает (до вторника Фоминой седмицы). Задостойник на литургии поется с припевом: «Ангел вопияше Благодатней...» и ирмос 9-й песни: «Светися, светися, новый Иерусалиме...». Причастный стих: «Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите».

Перед причащением народа – диакон: «Со страхом Божиим...» Хор: «Христос воскресе...» (единожды). Священник читает молитвы: «Верую, Господи, и исповедую...». После причащения – священник: «Спаси, Боже, люди Твоя..». Хор: «Христос воскресе...» (один раз). Священник: «Всегда, ныне и присно...» Хор – «Христос воскресе...» (один раз).

Ектения: «Прости приемше...», возглас. Затем священник: «С миром изыдем» и заамвонная молитва, после которой освящается артос по особому чину (см. ниже). Затем хор поет трижды «Христос воскресе...» (священник: «Благословение Господне на вас...» и затем, после «Аминь», поет с диаконом в алтаре «Христос воскресе...» (до половины), а хор заканчивает. Отпуст – такой же, как и на утрени, только без трисвечника.

По окончании литургии бывает христосование священнослужителей с народом. При целовании и приветствии христиане издревле дарят друг другу красные яйца. Яйцо есть символ жизни.

Чин освящения артоса. В конце литургии в день Пасхи, после заамвонной молитвы, совершается освящение АРТОСА (в переводе с греческого означает «хлеб»). Артосом называется большая просфора с изображением на ней Креста или Воскресения Христова. В день Пасхи она полагается на аналое в храме (обычно у местной иконы Спасителя) и находится там всю Светлую седмицу. Во время крестного хода на этой седмице обычно носят и артос, а в монастырях после литургии он переносится в трапезную при пении тропаря. Здесь после трапезы бывает возношение артоса, а потом он снова переносится в храм при пении 9-й песни пасхального канона. В светлую пятницу вечером, т.е. на субботу, артос раздробляется и раздается верующим в субботу после литургии для вкушения (прежде принятия обычной пищи). Исторически употребление артоса возникло в подражание апостолам. Апостолы, привыкшие вкушать трапезу вместе с Господом, и по вознесении Его на небо отлагали часть хлеба для Него и так представляли Его как бы присутствующим среди них. Вместе с тем артос напоминает нам, что Христос Спаситель Своей крестной смертью и Воскресением соделался для нас истинным Хлебом вечной жизни. На солее, на приготовленном аналое или столе, полагается артос (может быть их и несколько). По заамвонной молитве священник совершает каждение артоса. Диакон: «Господу помолимся». Священник читает молитву на освящение артоса (из Требника, часть 2-я): «Боже Всесильный и Господи Вседержителю...». Хор: «Аминь». Священник окропляет артос св. водой, произнося трижды: «Благословляется и освящается артос сей, окропленяем воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, я Святаго Духа. Аминь». Хор поет вместо «Буди имя Господне...» – «Христос воскресе» (трижды). Затем священник: «Благословение Господне на вас...». Хор: «Аминь». Священник поет вместо «Слава Тебе, Христе Боже...». «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав». И бывает отпуст литургии.

В этот день также освящаются куличи, пасхи, яйца и «брашна мяс». Освящение яств бывает вне храма, так как, по Уставу, их запрещено вносить в храм. Священник читает молитву из Требника: «Во еже благословити брашна, мяса во святую и великую Неделю Пасхи» и затем окропляет яства святой водой. В это время поются песнопения пасхального канона. Если освящение куличей и пасох совершается в Великую Субботу (до светлой утрени), то пасхальных песнопений петь нельзя; следует петь тропарь Великой Субботы: «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный...».

Великая вечерня в первый день Пасхи. Вечерня предваряется 9-м часом, который поется по пасхальному чину. В это время священник (а при соборном служении – предстоятель) облачается по все священнические одежды. По окончании 9-го часа священник, став перед престолом с кадилом в руке, «знаменует (им) крестовидно» и произносит возглас: «Благословен Бог наш...». Затем следует начало, какое было на утрени и литургии, мирная ектения и стихиры на «Господи, воззвах». Вход с Евангелием. Премудрость, прости. «Свете тихий…». Вонмем. Мир всем. Далее: Премудрость, вонмем. И произносится Великий прокимен, гл. 7-й: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса».

После прокимна – диакон: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия...» и прочее. Священник в царских вратах, лицом к народу, читает Евангелие от Иоанна (зач. 65-е – о явлении Господа апостолам вечером в день Воскресения).

После Евангелия – сугубая ектения, «Сподоби, Господи...», просительная ектения, стихиры на стиховне со стихирами Пасхи.

Далее диакон: «Премудрость». Священник: «Сый благословен...», хор: «Аминь. Утверди, Боже...». Духовенство: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор: «И сущим во гробех живот даровав». Священник (с Крестом) творит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых...».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.