Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Византийский чин Божественной Литургии. Изменяемые части Литургии




Евхаристия не входит в круг богослужения времени, она находится над ним: в ее ходе совершается выход из времени (тайна явления вечного во времени и тайна присутствия всего временного в вечности). Евхаристия есть центр церковной жизни, это таинство таинств, таинство Церкви по преимуществу – ведь оно созидает Церковь, которая есть Тело Христово.

У литургии есть некая твердая основа, некое ядро – неизменный Евхаристический канон, к которому изменяемые части литургии подходят максимально близко. Различие чина Василия Великого и чина Иоанна Златоуста при этом несущественно.

Изменяемые части чина Божественной литургии. Антифоны (песнопение, исполняемое попеременно двумя ликами): будничные (или вседневные), праздничные и изобразительные. В любом виде антифонов ко второму присоединяется песнь Единородный Сыне. После третьего совершается малый вход.

Будничные антифоны по Уставу поются в седмичные дни, когда нет двунадесятого Господского праздника и когда нет Блаженн, то есть, когда в Типиконе не указаны Блаженны – тропари, поемые на третьем из изобразительных антифонов (малый святой без знака). Все три антифона (находятся в Ирмологии) представляют собой избранные стихи из псалмов, и к каждому стиху полагается припев. К первому антифону припев «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», ко второму – «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас», а к третьему – «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен Сый, поющия Ти: Аллилуйя». Везде стихи псалмов, но разные припевы.

Праздничные антифоны. Их тоже три. Первые два праздничных антифона похожи на будничные: они представляют собой избранные стихи псалма, к которым припевается припев. К первому антифону припевается «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», ко второму антифону – «Спаси ны, Сыне Божий... поющия Ти: Аллилуйя» (вместо многоточия у каждого праздника тут свои слова, например: «плотию Распныйся», «во Иордане Крестивыйся», «Рождейся от Девы» и т. д.). То есть стих псалма, затем припев. Третий антифон это избранные стихи псалма, к каждому из которых припевается не припев, а тропарь праздника. Антифоны праздничные находятся, во-первых, в Типиконе на соответствующий день (это может быть глава месяцеслова или глава, посвященная Триоди – 49-я или 50-я), а во-вторых, в соответствующих богослужебных книгах – Минее или Триоди. Они назначаются только на двунадесятые Господские праздники и Пасху

Изобразительные антифоны. Они состоят из следующих частей: 102-го псалма (Благослови душе моя…), 145-го псалма (Хвали …) и Блаженны (Во Царствии Твоем помяни нас… – новозаветные тексты: заповеди Блаженств и молитва благоразумного разбойника) с чередованием тропарей на Блаженнах (находятся в Октоихе на каждый день и в Минее особо, но как правило тропари канона для Блаженн берутся из 3-ей и 6-ой песней, в дни попразднства могут братья и из других песен). Блаженны бывают, конечно, на все праздники с красными знаками в месяцеслове и при шестеричном святом, в субботу и воскресенье.

Песнопения на малом входе. Входное (стих на малом входе). При входе в алтарь, когда диакон возвышает Евангелие и возглашает «Премудрость, прости», хор должен спеть входное. В большинство дней года употребляется входное песнопение «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий... поющия Ти: Аллилуйя». Здесь после слов «Сыне Божий» всегда следует изменяемая, соответствующая празднику вставка. Эта вставка собственно в Типиконе нигде не оговаривается, это устная традиция. Можно сказать, что эта вставка берется из антифонов: в будничных и праздничных антифонах есть слова, из которых может быть заимствована эта вставка. Самая распространенная вставка – это «во святых дивен Сый», она употребляется в седмичные и субботние дни, когда нет Господского и Богородичного праздника. По воскресеньям, если нет двунадесятого Господского праздника, поется «Воскресый из мертвых» (как на Пасху); на Богородичные праздники – «молитвами Богородицы». Другие: «Рождейся от Девы», «во Иордане Крестивыйся», «плотию Распныйся». Они поются на литургии во все попразднство.

входный стих – это избранный псаломский стих, назначенный для этого праздника. Совершается в Пасху и Пасхальную седмицу, Господские двунадесятый праздники и в Сретение (Господская и Богородичная тема) и Духов день. После того, как возглашен входный стих, Приидите, поклонимся уже не поется. Что-нибудь одно.

тропари и кондаки (концентрация всех богослужебных текстов). Основные правила пения тропарей и кондаков на малом входе: 1. Сначала поются все тропари, потом все кондаки. Обычно тропарей и кондаков бывает равное количество. 2.Тропари поются в иерархическом порядке: Господские, Богородичные, Ангелам, Предтече и святым в нисходящей иерархии ликов (пророкам, апостолам, святителям и т. д.). Кондаки поются в том же порядке, кроме одного – Господского или Богородичного (либо дополнительный кондак Предстательство),, вынесенного на заключительное место (на И ныне или на Славу, и ныне). 3. Перед последним кондаком поется И ныне, перед предпоследним – Слава. Устав пения тропарей и кондаков различается по дням седмицы: один устав для воскресного дня, другой для седмичных дней, суббота как правило примыкает к седмичным дням.

Трисвятое: оно поется не всегда. Трисвятое заменяется на Елицы во Христа крестистеся в следующие праздники: Рождество и Богоявление, в Лазареву и Великую Субботы, в Пасху и Пасхальную седмицу и Пятидесятницу. В эти дни не поется Трисвятое, поется Елицы во Христа крестистеся. На Крестовоздвижение и Крестопоклонную вместо Трисвятого поется «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...»

Следующая изменяемая часть Божественной литургии – это прокимен (воскресные, дней седмицы, праздников и святых), Апостол, Аллилуарий и Евангелие. Прокимнов и аллилуиариев на литургии может быть только один или два. Апостол и Евангелие на литургии бывают рядовые и особые (может быть одно, два или три; в случае, если читается три зачала, то одно из них читается «под зачало»). Рядовые апостольские и евангельские чтения идут с первого дня Пасхи, и для каждого дня седмицы есть свое чтение – рядовое, по порядку с первого дня Пасхи.

Порядок пения тропарей и кондаков на малом входе в Господском храме. * В субботу не поется

Херувимскую песнь два раза в году на литургии не поется. Это Великий Четверг, когда поется «Вечери Твоея тайныя...», и Великая Суббота, когда поется «Да молчит всякая плоть...».

Достойно или О Тебе радуется. На литургии Иоанна Златоуста поется Достойно, на литургии Василия Великого – О Тебе радуется. Но в двунадесятые праздники и их попразднство, а также в некоторые особые дни поется песнопение, называемое «задостойник» – т.е. «вместо Достойно». Задостойник состоит из припева и ирмоса 9-й песни праздничного канона. Например, от первого дня до отдания Пасхи (кроме Преполовения и отдания его) поется задостойник Пасхи – припев «Ангел вопияше Благодатней...», а ирмос – «Светися, светися, Новый Иерусалиме...» Запев и ирмос вместе образуют задостойник. На двунадесятые праздники 9-я песнь должна идти не с библейскими стихами и не с припевами, которые в нашей практике заменили библейские песни, а с особыми запевами, которые свои на каждый праздник; количество их различно: от одного до двенадцати. Тропари канона на 9-й песни в этом случае поются с запевами – особыми возглашениями, усвоенными только лишь этому празднику.

После возгласа «Святая святым» и ответа хора «Един Свят...» поется особый текст – причастный стих, или киноник. Причастные стихи практически всегда скоординированы с прокимнами, поэтому к ним относится все то, что мы сказали о прокимнах.

Последняя изменяемая часть Божественной литургии – это отпуст.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.