Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, критерии и методы определения эффективности социальной работы




Эффективность социальной работы (ЭСР) - это фактически достигнутые и необходимые результаты (эффекты). Основной проблемой при таком определении является измерение (описание) результатов.

Эффективность может быть предполагаемой, т. е. расчетной, планируемой и фактической (реально достигнутой). Контурами оценки эффективности являются: деятельность учреждения, уровень организации труда работников и квалификации персонала, качество и уровень социального обслуживания.Под предметом оценки ЭСР понимают то конкретное, что может оцениваться. Например, используемые формы и методы управления социальной защитой, результаты выполнения целевых программ, мотивация персонала, результаты социального обслуживания и другие. Методика - это описание некоего порядка, определенной последовательности. Методика включает разделы:1. назначение;2. контуры и предметы оценки эффективности;3. рекомендуемые методы оценки эффективности;4. порядок (технологии) определения эффективности;5. пример расчета эффективности (предполагаемой или фактической);6. приложения (при необходимости).

Методы оценки эффективности, применяемые для любых учреждений социальной сферы, следующие:1. метод «задачи - результаты»;2. метод «задачи - результаты - затраты».

Метод «задачи-результаты». Суть метода: деятельность каждого учреждения социальной защиты основывается на положении или уставе. Положение, в частности, содержит перечень задач, которые необходимо выполнить в достижение цели. Задача - это желаемый (предполагаемый) результат. Согласно данному методу, если задачи выполнены, то учреждение добилось результатов. Значит, деятельность данного учреждения можно считать эффективной.Достоинства метода:1. демонстрирует связь между целевым назначением учреждения и достигнутыми результатами за определенный период времени;2. требует нормативной базы для выполнения задач;3. необходим контроль выполнения задач;4. требует ведения статистики.Недостатки:1. не учитывает затраты, связанные с достижением результата;2. не показывает показатели оценки по трудовым ресурсам;3. не оценивает эффективность с точки зрения клиентов. Метод «задачи - результаты - затраты». Этот метод, в отличие от предыдущего, учитывает и затраты. Затраты - это себестоимость услуг, оказываемых учреждением социальной защиты. Сначала определяют предполагаемые (планируемые) затраты, т. е. рассчитывают все ресурсы, необходимые для решения задач (в натуральной и денежной формах). После достижения результата, сравниваются планируемые и фактические затраты. Наибольшее применение получили количественные показатели задач и результатов: численность обслуживаемых (по категориям), виды и число, стоимостные показатели предоставляемых услуг.К достоинствам данного метода следует отнести:1. оцениваются планируемые и фактически использованные ресурсы;2. определяет необходимость контроля;3. ведется статистический учет.Метод «задачи - результаты - затраты» не лишен недостатков:1. не учитывает качественные характеристики задач, результатов и затрат;2. не оценивает эффективность деятельности с точки зрения клиентов. Наибольшее распространение получили такие методы оценки экономики социальной работы, как параметрический, факторы эффективности/неэффективности, выявление степени удовлетворения потребности клиентов, социологические методы. Параметрический метод предполагает сравнение двух параметров:• прежнее состояние клиента; нынешнее состояние клиента.Описывается состояние клиента при поступлении в учреждение, и после получения определенных услуг. Разница между этими параметрами представляет собой «реабилитационный эффект», или результат, подтверждающий эффективность используемых методик, организации и квалификацию персонала. Необходимо контролировать процесс оказания услуги и при необходимости вносить изменения.Основными проблемами метода являются описание параметров и определения факторов эффективности. Метод факторов эффективности/неэффективности. Обычно факторы, влияющие на эффективность, представлены наглядно (в виде таблиц). При использовании данного метода факторы неэффективности разделяют на три группы:факторы, решение которых не зависит от учреждения;факторы, решение которых зависит от учреждения;факторы, решение которых находится на границе (своих и чужих).

Метод выявления удовлетворения потребностей клиентов. Это метод комбинированный, так как отражает инструментарий социального маркетинга и социологии: прямой оценочный метод - периодическое проведение устных и письменных опросов клиентов;параметрический метод - сравнивается нормы, нормативы, стандарты оказания услуги с фактически оказанной услугой;сочетание этих методов. Критерии эффективности социальной работы многообразны: количественные и качественные (уровень и качество жизни, размер пенсий, пособий);нормы-цели, нормы-условия, нормы-пределы (прожиточный минимум, пределы экологических нормативов и др.).

Также необходимо оценивать социальные программы. Цель оценки состоит в том, чтобы получить информацию, которая может быть использована для повышения их результативности. Выделяют пять моделей для оценки социальных программ: модель результата (оцениваются все достижения программы);модель цели фиксирует внимание на результатах декларированных целей;системный анализ изучает воздействие внешнего окружения на социальные программы; стоимостная аналитическая модель использует затраты для определения их влияния на результат действия программы;дискрептивная модель служит для корректировки программ, опирающихся на стандарты.В качестве обобщенного критерия оценки эффективности социальной деятельности выступают социальные нормативы и стандарты, в сравнении с которыми оцениваются результаты достижения цели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.