Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос и предложение на деньги. Факторы спроса




Проблема ликвидности

Деньги — это универсальный измеритель («счетная единица») экономической ценности рыночных благ. Но деньги потому являются общепринятой счетной единицей, что они используются в качестве средства платежа за любое реализуемое (продаваемое) благо. «Платежная» функция денег и порождает главную теоретическую и практическую проблему денег — проблему ликвидности.

Ликвид­ность — реальное свойство активов в рыночной экономике: платежным средством потенциально может выступить любой актив, на который на рынке имеется платежеспособный спрос. «Сте­пень ликвидности» и означает сравнительную величину затрат обмена данного актива и аналогичных затрат на обмен другого актива.

На­личные деньги — это абсолютно ликвидный актив. На другом полюсе расположится абсолютно неликвидный актив, на который нет и не будет рыночного спроса. Ликвидность характеризует три свойства любого актива:

— реальную возможность использования данного актива в ка­честве средства платежа;

— скорость превращения «надежного» актива в средство опла­ты;

— способность актива сохранять «во времени и пространстве» свою первоначальную номинальную стоимость («степень антиинфляционной устойчивости»).

Спрос на деньги (Мd) – количество ликвидных активов, которые люди желают держать у себя в настоящий момент. Спрос на деньги зависит от размера получаемых доходов и альтернативных издержек владения этими доходами, прямо связанных с процентной ставкой. Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хранят хозяйственные агенты, т.е., по существу, это спрос на денежные запасы, или номинальные денежные остатки.

Выделяют три мотива, определяющих спрос на деньги: спекулятивный мотив-спрос на деньги увеличивается с уменьшением ставки процента, так как процентные издержки сокращаются, или увеличение спроса на деньги при уменьшении доходности других активов; мотив предосторожности – хранение определенной суммы наличности на случай непредвиденных обстоятельств в будущем периоде; трансакционный мотив – потребность в наличных деньгах для совершения текущих сделок.

Классическая теория денег – уравнение обмена , где М-масса денег в обращении, V – скорость обращения денег, Р – уровень цен, PY номинальный ВНП.

Государство должно придерживать темпы роста денежной массы на уровне средних темпов роста реального ВНП, тогда уровень цен будет стабильным.

Факторы спроса на деньги – уровень дохода, скорость обращения денег, ставка процента и др.

На рисунке отображена зависимость спроса на деньги от уровня цен (Р). Чем выше уровень цен, тем больший спрос предъявляется на деньги. Наклон кривой спроса на деньги зависит от уровня дохода (Y), который фиксирован в условиях полной занятости. Рост доходов вызывает боль­шую эластичность спроса на деньги, о чем свидетельствует более пологое положение кривой спроса. Кривая предложения денег MSMS изображена вертикальной линией, так как эта величина не зави­сит от уровня цен.

Предложение денег (Мs) – наличность вне банковской системы и депозиты, которые экономические агенты могут использовать для совершения сделок.

Факторы влияющие на предложение денег – величина денежной массы (при росте денежной массы растет предложение денег), норма обязательных резервов, установленная ЦБ (при снижении нормы обязательных резервов растет предложение денег), величина избыточных резервов (рост избыточных резервов ведет к сокращению предложения денег).

Денежная база – наличность вне банковской системы и резервы коммерческих банков, которые хранятся в ЦБ.

Денежный мультипликатор(m) – отношение предложения денег к денежной базе (m=Ms/MB). Он показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной массы нВ 1 единицу. ЦБ может контролировать предложение денег через воздействие на денежную базу – это ведет к мультипликативному эффекту на предложение денег.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.