Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведение фирмы в условиях чистой монополии




Монополия в переводе с греческого означает: монос – один, полио – продаю. Монополия как исключительное право на что-либо существовала всегда. Например, монополия рабовладельцев и феодалов на землю и рабочую силу известна давно. Но монополия как рыночное явление имеет существенные особенности. Это тип рыночной структуры, который характеризуется наличием только одного продавца и множества покупателей.

Основные признаки чистой монополии:

1. Фирма-монополист является единственным производителем и продавцом товара;

2. Товар монополиста в некотором роде уникален, не имеет близких заменителей. У покупателя нет других альтернатив приобретения аналогичного товара;

3. Фирма-монополист диктует рынку цену, полностью контролирует ее, т.е. обладает рыночной властью;

4. Доступ в отрасль других фирм заблокирован. Барьеры экономического, технико-технологического, юридического характера фактически непреодолимы;

5. Доступность информации ограничена, т.к. фирма-монополист держит в секрете технологии производства своей продукции.

Монополия возникает в силу различных объективных причин. В зависимости от них различают несколько видов монополий.

Искусственная монополия. В ходе конкурентной борьбы многие предприятия разоряются и уходят с рынка. Производство концентрируется на крупных предприятиях. Одновременно происходит централизация капитала путем объединения капиталов малых и средних фирм. Разрушительный характер конкуренции толкает фирмы к соглашениям, союзам. Монополия – объединение, сговор или соглашение капиталистов. Экономическое содержание этого вида монополии сводится к трем главным моментам: 1) концентрация в ее руках огромных капиталов, обеспечивающих ей исключительную экономическую мощь; 2) возможность диктовать и контролировать цены на рынке; 3) присвоение монопольно высокой прибыли. Этот вид монополии запрещается, т.к. разрушает механизм рыночной конкуренции, конкурентную среду.

Естественная монополия базируется на владении уникальными природными ресурсами и на использовании эффекта от масштаба производства (центральное отопление, водо-, газоснабжение и т.д.). Они не подлежат демонополизации. Их деятельность подлежит государственному регулированию в интересах общества.

Временная монополия возникает на основе монопольного обладания фирмой каким-либо научно-техническим достижением. Этот вид монополии характерен для фирм, впервые входящих на рынок с новой продукцией. Монопольное положение на рынке фирма занимает до тех пор, пока научно-техническое достижение или «товар-новинка» не будут освоены другими конкурентами.

Монополист, проводящий ценовую дискриминацию, продает свою продукцию разным потребителям по разным ценам. Ценовая дискриминация монополиста проводится:
1) по объему покупки (опт и розница);
2) покупателю (по доходам, возрасту). Например, продажа авиабилетов бизнесменам и туристам. Для последних назначена более низкая цена, так как они, собираясь в турпоездку, заказывают билеты заранее и могут выбрать более дешевый вид транспорта (спрос эластичен). У бизнесменов срок заказа более короткий (чаще в последний момент), поэтому альтернативы практически нет (спрос неэластичен);
3) разным ценам на внутреннем и внешнем рынках.

Проведя условную дискриминацию, монополист максимизирует прибыль, охватывая большую долю рынка.

Так как монополист на рынке функционирует один, то кривые спроса для фирмы и отрасли совпадают (рис. 14.1). Монополист выбирает такую комбинацию цены и объема (в отличие от конкурентной фирмы, которая выбирает только объем), которая позволит получить максимальную прибыль.

Монополист максимизирует прибыль, выпуская такой объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам (рис. 14.1):

MR=MC.

В отличие от рынка современной конкуренции, цена монополиста превышает MC

P>MC=MR.

Таким образом Pm и Qm – цена и объем, максимизирующие прибыль. Если бы Qm был произведен в условиях совершенной конкуренции, он был бы продан по Pk (в условиях конкурентного рынка P=MR=MC). Так как Pm> Pk, а Pm> MR=MC, следовательно Pm Pk – величина монопольной власти(L). Источником монопольной власти является низкая эластичность спроса по цене

.

Рис. 14.1. Максимизация прибыли фирмой-монополистом

То есть чем более неэластичен спрос на продукцию монополиста, тем больше его монопольная власть, тем больше его прибыль. Так как цена монополиста Pm> Pz (себестоимость QM), величину прибыли характеризует прямоугольник PmmzPz.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.