Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса по цене — масштаб изменения величины спроса (в процентах) при изменении цены на один процент




Говоря о закономерностях формирования спроса, надо отметить, что, помимо цены самого товара, на него влияют еще такие факторы, как:

тип товара;

цены других товаров;

уровень доходов покупателей;

численность покупателей;

предпочтения покупателей

 

Билет № 13: 2. Профсоюзы и трудовые конфликты.

Первое из отличий рынка труда от других рынков — особый характер взаимоотношений между продавцами (наемными работниками) и покупателями (работодателями). Они веками непримиримо враждовали между собой. Издревле работодателям казалось: главное правило при установлении заработной платы — держать ее на возможно более низком уровне. Именно такая позиция покупателей на рынке труда делала его столь конфликтным. Ведь наемные работники придерживались прямо противоположной точки зрения и требовали максимально высокой заработной платы.

В этой борьбе каждая сторона шлифовата собственные методы ведения ≪боевых действий≫. Стратегия работодателей в XIX — начале XX вв. предполагала широкое использование таких способов, как, например:

1) составление ≪черных списков≫. Наиболее активных борцов за повышение заработной платы и улучшение условий труда не просто увольняли, но заносили в особые списки, и ни один предприниматель не соглашался брать их на работу.

2) локаут (от англ. lock-out — ≪запирать перед кем-то дверь≫). При локауте в ответ на требования о повышении заработной платы работодатели просто закрывали предприятия на несколько недель. Конечно, они лишались доходов, но зато ставили ≪бунтовщиков≫ на грань голодной смерти;

3) наем штрейкбрехеров Если работники прекращали работу, требуя повышения заработной платы, то владельцы фирм нанимали временных работников, соглашавшихся работать за прежнюю плату;

4) контракты ≪желтой собаки≫ Фирмы, избравшие этот метод, принимали человека на работу лишь в том случае, если он подписывал индивидуальный трудовой договор (контракт), в котором обещал ни с кем не объединяться для совместной борьбы за более высокую оплату. Если человек нарушал контракт ≪желтой собаки≫, он подлежал немедленному увольнению и ни один суд не соглашался восстановить его на работе: ≪ведь он же нарушил условия контракта о найме≫.

Эти и многие другие меры были направлены на то, чтобы заставить наемных работников смириться с невыгодными для них условиями купли-продажи рабочей силы и сбить цену на рабочую силу до минимума.

Естественно, наемные работники отрабатывали и совершенствовали свой арсенал методов борьбы за повышение цены на труд. Стратегия наемных работников включала:

1) забастовки (стачки). Это прекращение работы до тех пор, пока работодатели не согласятся удовлетворить требования бастующих о повышении оплаты труда или улучшении его условий;

2) работу по правилам (итальянскую забастовку) В этом случае наемные работники формально не прерывают работу, но начинают выполнять ее со строжайшим соблюдением всевозможных инструкций и в замедленном темпе, что резко снижает производительность труда и прибыли предпринимателей;

3) создание политических партий. ≪Партии труда≫ позволяют парламентским путем принимать

государственные решения в пользу наемных работников.

4) организацию профсоюзов. Профессиональные союзы возникли как организации, представляющие общие интересы наемных работников в переговорах с предпринимателями.

С использованием этих методов борьбы и идет торг на рынке рабочей силы уже несколько веков. Сегодня в развитых странах мира профсоюзное движение пошло на спад. Среди главных причин этого:

1) изменение характера трудовой деятельности (сокращение размеров предприятий, появление новых типов фирм с участием работников во владении ими и т. д.);

2) общий рост благосостояния общества, позволяющий в этих странах обеспечить наемным работникам условия жизни, о которых в прошлом веке не могли мечтать многие владельцы фабрик.

 

Билет № 14: 1. Понятие о предложении.

Люди имеют возможность купить на рынке нужные им товары благодаря тому, что эти товары предлагаются к продаже. Но от чего зависит объем предлагаемых к продаже товаров?

Изучая действия продавцов на рынке, нетрудно заметить, что количество товаров, которое предлагается ими к продаже (величина предложения), также напрямую зависит от складывающегося в торговле уровня цен. Обычно чем выше цена, по которой можно продать экономическое благо (пользующийся спросом товар), тем больший его объем продавцы и изготовители готовы предложить на рынок.

Информацию о возможных величинах предложения обычно представляют графически в виде кривой, которая называется кривой предложения. Она описывает картину предложения на данном товарном рынке, т. е. зависимость между двумя показателями: ценой товара и объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях цен.

Таким образом, кривая предложения позволяет ответить на два вопроса:

1) какова будет величина предложения при различных уровнях цен?

2) как изменится величина предложения при некотором изменении цены?

Вся совокупность возможных величин предложения при различных уровнях цен образует предложение на рынке определенных благ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.