Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы проявления и виды инфляции




Практика показывает, что закон Оукена выполняется далеко не всегда, то есть не является универсальным экономическим законом

 

 

Инфляция: сущность, причины, показатели, виды.

 

Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. В буквальном переводе термин «инфляция» (от латинского inflatio - вздутие), т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы, что и вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен

Для современной рыночной экономики инфляция стала неотъемлемым явлением прежде всего в силу того, что современный рынок далек от условий совершенной конкуренции. Можно выделить следующие инфляционные факторы, присущие всем развитым странам:

Первая форма - это открытая инфляция, которая характеризуется обесценением денег, ростом общего уровня цен. Она характерна для рыночной экономики, где цены и доходы формируются под воздействием спроса и предложения. Инфляционный рост цен деформирует рыночный механизм, но не ликвидирует реакцию экономики на рыночные сигналы: в долгосрочном периоде она не теряет способности к самонастройке в направлении равновесия при новом уровне цен.

Данная форма инфляции бывает двух видов: первый - инфляция спроса, возникающая там, где производство не может ответить на избыточный совокупный спрос увеличением объема производства, поскольку все имеющиеся ресурсы использованы в экономике. В результате этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров; повышаются цены. Характеризуется ажиотажным спросом на товары вследствие дефицита потребительских товаров, обусловленного милитаризацией экономики, дефицитом бюджета.

Второй вид открытой инфляции - инфляция издержек (предложения). При открытой инфляции происходит рост цен на факторы производства, что повышает издержки на единицу продукции.В результате фирмы уменьшают предложение товаров, что в свою очередь увеличивает цену. В условиях открытой инфляции рост цен перекладывается на потребителя, который получает компенсацию в виде денежных выплат. Однако это вызывает виток инфляции издержек.

Вторая форма инфляции - это подавленная инфляция. Подавленная инфляция имеет место при формировании государством цен и доходов. Не проявляясь в росте цен, макроэкономическое неравновесие проявляется в этом случае, прежде всего в хронических товарных дефицитах. Особо это характерно для отраслей с высокими издержками производства.

По степени интенсивности инфляционных процессов (по темпам роста цен) различают четыре вида инфляции:

- умеренная (ползучая) инфляция характеризуется постепенным незначительным повышением цен на товары до 5 % в год;

- галопирующая инфляция характеризуется среднегодовым повышением цен от 20 до 200%. В этих условиях цены перестают объективно отражать экономическую конъюнктуру и большинство экономических субъектов испытывают затруднения с планированием доходов и расходов.

- гиперинфляция характеризуется среднемесячным приростом цен свыше 50%, когда их годовой рост исчисляется четырехзначными цифрами. Она оказывает разрушительное воздействие на объем национального производства, занятость, денежное обращение. Деньги резко обесцениваются, с полной нагрузкой работает печатный станок, денежная эмиссия приобретает неконтролируемые размеры.

Неожиданная инфляция характеризуется внезапным скачком цен. При наличии уже сформировавшихся инфляционных ожиданий населения неожиданная инфляция влечет резкий рост расходов на приобретение товаров и услуг, что провоцирует дальнейший рост цен и растущие инфляционные ожидания.

 

Взаимосвязь инфляции и безработицы: общая постановка проблемы. Кривая Филлипса. Антиинфляционная политика государства.


Для того, чтобы понять, каким образом инфляция влияет на перераспределение дохода, необходимо разграничить понятия номинального и реального дохода. В первом случае подразумевается количество денежных единиц, которое человек получает в виде заработной платы, ренты, процента или прибыли за определённый период времени; во втором – количество товаров и услуг, которые можно приобрести на величину номинального дохода.

В случае если номинальный доход растёт быстрее уровня цен, реальный доход повышается; если изменение уровня цен превышает аналогичную тенденцию номинального дохода, то реальный доход падает, т.е. сам факт инфляции, снижения покупательной способности денежной единицы не означает снижения реального дохода и уровня жизни. Последние параметры будут снижаться лишь в том случае, если рост номинального дохода будет отставать от уровня инфляции.

Больше всех страдают от увеличения цен лица, получающие относительно фиксированные доходы. Инфляция перераспределяет денежные суммы таким образом, что уменьшает их количество у получателей постоянных доходов в пользу других категорий граждан. Лица, получающие нефиксированные доходы, иногда даже выигрывают от роста цен. Номинальные доходы ряда категории работников могут превышать уровень цен и стоимость жизни, а их реальные доходы – увеличиваться. Однако чаще всего от инфляции выигрывают управляющие фирм и собственники капитала. Это имеет место в случае, если цены на готовую продукцию изменяются быстрее, чем издержки.

Инфляция может оказывать воздействие на объём национального производства, причём оно может быть как положительным, так и отрицательным. В случае инфляции предложения при определённом уровне совокупного спроса произойдёт рост издержек производства и, как следствие, повышение цен, так что при данных расходах на рынке можно будет купить только часть продукта. Таким образом, национальный продукт уменьшится, а безработица возрастёт.

Для характеристики прямой зависимости между инфляцией и объёмом производства можно использовать простую модель совокупного предложения, показывающую, что для достижения полной занятости и производственного потенциала необходимо наличие некоторой умеренной инфляции. Высокий уровень совокупных расходов, способствующий расширению производства и низкому уровню безработицы, вызывает развитие инфляционных процессов.

Кривая Филипса. Инфляция оказывает серьезное воздействие на трудоустроенность. В 1958 г. английский экономист О. Филлипс предложил модель инфляции спроса, наглядно показывающую это воздействие. Позднее эта кривая была модифицирована.

 

Если правительство страны рассматривает уровень безработицы U1 (ему соответствует темп роста цен Р1) как чрезвычайно высокий, то для его понижения проводятся бюджетные и денежно-кредитные мероприятия, которые стимулируют спрос. Это ведет к расширению производства, созданию новых Рабочих мест. Норма безработицы снижается до величины U2, но одновременно возрастают темпы инфляции до Р2. Возникшие условия могут вызвать «перегрев» экономики, серьезные кризисные явления, что вынудит правительство ввести кредитные ограничения, сократить расходы из государственного бюджета и др. В результате темпы роста цен снизятся до уровня Р3, а безработица возрастет, ее норма составит U3.

Практика экономического регулирования показала. Что кривая Филлипса может быть применима для экономической ситуации в короткие периоды, поскольку в долгосрочном плане (5–10 лет), несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым комплексом обстоятельств.


Антиинфляционная политика – макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты.
Антиинфляционная политика осуществляется посредством стратегии и тактики, предусматривающих систему мер, связанных с борьбой с инфляционными процессами.

 

Кейнс исходил из того, что поднять уровень предложения можно, формируя эффективный спрос посредством государственного заказа и дешевого кредита. Эти меры правительства приводят к сокращению спада и уменьшению безработицы.
Однако такая антиинфляционная политика приводит к углублению дефицита государственного бюджета, который не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Кейнс предлагал покрывать его при помощи государственных займов, которые можно погасить в дальнейшем. Эта политика дает положительный эффект на протяжении ряда лет.

 

Монетаристское направление антиинфляционной политики возникло позже, когда кейнсианские рецепты борьбы с инфляцией были не только уже достаточно апробированы, но и их недостатки стали очевидными. В частности, в ряде стран существенно возрос государственный долг, и увеличивать его дальше практически было невозможно. В этих условиях монетаристы предлагали радикальные методы борьбы с инфляцией. Они исходили из ограничения совокупного спроса путем проведения денежной реформы конфискационного типа и бюджетного дефицита за счет сокращения социальных программ.
Поскольку монетаристы исходят из утверждения, что инфляция является чисто денежным феноменом, то метод шоковой терапии позволяет резко сократить темпы роста денежной массы и быстро сбить инфляцию. Однако этот метод сопровождается значительным спадом производства и сокращением занятости.
Вариантом шоковой терапии выступает денежная реформа конфискационного типа – обмен старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен.
Поскольку предлагаемые меры тяжело переносятся населением, то инфляционная политика должна дать эффект за сравнительно короткое время.

Другим методом монетаристского направления антиинфляционной политики является метод постепенного снижения темпов инфляции (метод градуирования). Этот метод предполагает постепенно сбивать темпы роста денежной массы посредством многократного, но незначительного снижения. Метод градуирования позволяет избегать глубокого спада, снижая инфляцию постепенно.

Однако политика постепенного снижения темпов роста денежной массы нередко порождает инфляционную инерцию – прошлая инфляция порождает будущую, которая вызывается, в частности, индексацией денежных доходов. Индексация – это механизм, посредством которого заработная плата может быть частично или полностью защищена от роста общего уровня цен. Считается, что политика градуирования успешна в том случае, когда рост денежной массы и уровня цен не выше 20-30% в год.

Одним из альтернативных вариантов монетарным методам борьбы с инфляцией является политика регулирования цен и доходов, предусматривающая согласование между ростом доходов и ростом цен (адаптивная политика, альтернативная монетаристским методам борьбы с инфляцией). Этот подход появился в связи с тем, что сокращение инфляции посредством роста безработицы стоит огромных издержек, определяемых так называемым коэффициентом потерь. Он показывает, сколько процентов реального годового объема производства нужно «принести в дар», чтобы сократить уровень инфляции на один процентный пункт. Эти потери выражаются в снижении уровня жизни населения, поэтому государство должно оценить величину ожидаемых потерь в связи с высокой инфляцией.
Политика регулирования цен и доходов означает, что правительство или замораживает цены и номинальные доходы, или ограничивает увеличение денежной заработной платы увеличением средней (по стране) производительности труда, а повышение цен ограничивает повышением затрат на заработную плату.
В 70-80-е гг. ХХ в., в период стагфляционных кризисов, школа «экономики предложения» выдвигает свой путь борьбы со спадом и инфляцией в экономике. В противовес кейнсианскому стимулированию спроса теоретики «экономики предложения» выступали за непосредственное стимулирование производства и предложения товаров. Главным способом такого стимулирования А.Лаффер и его последователи считали фискальную политику. Представители этой школы считали, что уменьшение налоговых ставок на предпринимателей увеличит их возможности инвестирования, а снижение налогов на заработную плату повысит стимулы к труду и его производительность.
Изменение структуры налогов, сокращение доли прямых налогов и увеличение доли косвенных налогов, отказ от прогрессивных ставок налогообложения, уменьшение расходов государственного бюджета также являются средствами борьбы с инфляционными процессами в экономике.

 

 

Макроэкономическое равновесие на рынке экономических благ (модель AD – AS): совокупный спрос, неценовые детерминанты совокупного спроса.

 

Совокупный спрос — это объем товаров и услуг (объем национального продукта, совокупность конечных товаров), который потребители, предприятия и правительство готовы купить (на которые предъявляется спрос на рынках страны) при данному уровне цен (в данный момент времени, при данных условиях).

Совокупный спрос () — это сумма планируемых расходов на приобретение конечной продукции; это реальный объем производства, который потребители (включая фирмы и правительство) готовы купить при данном уровне цен. Основной фактор, влияющий на — общий уровень цен. Их взаимосвязь отражается кривой, которая показывает изменение суммарного уровня всех расходов в экономике в зависимости от изменения уровня цен. Зависимость между реальным объемом производства и общим уровнем цен является отрицательной или обратной. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выделить основные составляющие: потребительский спрос, инвестиционный спрос, спрос со стороны государства и чистый экспорт, и проанализировать воздействие изменения цен на эти составляющие.

Совокупный спрос

ñ — Спрос населения страны на потребительские товары

ñ — Спрос предприятий на инвестиции

ñ — Государственные закупки (госзаказы)

ñ — Экспортируемый спрос (иностранные покупатели товаров на экспорт)

Потребление: с ростом уровня цен реальная покупательская способность падает, в результате чего потребители будут чувствовать себя менее состоятельными и соответственно будут покупать меньшую долю реального выпуска по сравнению с той, которую они купили бы при прежнем уровне цен.

Инвестиции: рост уровня цен приводит, как правило, к росту процентных ставок. Кредит становится более дорогим, а это удерживает фирмы от осуществления новых инвестиций, т.е. повышение уровня цен, воздействуя на процентные ставки, приводит к уменьшению второй составляющей — реального объема инвестиций.

Государственные закупки товаров и услуг: в той степени, в которой расходные статьи госбюджета определяются в номинальном денежном выражении, реальная величина государственных закупок при повышении уровня цен также будет сокращаться.

Чистый экспорт: при росте уровня цен в одной стране импорт из других стран будет расти, а экспорт из этой страны — сокращаться, в результате реальный объем чистого экспорта снизится.

Неценовые детерминанты (факторы) влияющие на совокупный спрос:

Потребительские расходы, которые зависят от:

ñ Благосостояния потребителей. При увеличении благосостояния увеличиваются потребительские расходы, то есть происходит увеличение AD

ñ Ожидания потребителей. Если ожидается увеличение реальных доходов, то увеличиваются расходы в текущем периоде, то есть увеличивается AD

ñ Задолженности потребителя. Долги снижают текущее потребление и AD

ñ Налогов. Высокие налоги снижают совокупный спрос.

ñ Инвестиционные расходы, к которым относят:

ñ Изменение процентных ставок. Увеличение процентной ставки приведет к снижению инвестиционных расходов и соответственно снижению совокупного спроса.

ñ Ожидаемые прибыли от инвестиций. При благоприятном прогнозе увеличивается AD.

ñ Налоги с предприятий. При повышении налогов снижается AD.

ñ Новые технологии. Обычно приводят к увеличиению инвестиционных расходов и росту совокупного спроса.

ñ Избыточные мощности. Используются не полностью, нет стимула к наращиванию дополнительных мощностей, снижаются инвестиционные расходы и падает AD.

ñ Государственные расходы

ñ Расходы на чистый экспорт

ñ Национальный доход других стран. Если национальный доход стран растет, то они увеличивают закупки за границей и тем самым способствуют увеличению совокупного спроса в другой стране.

ñ Валютные курсы. Если курс на собственную валюту растет, то страна может больше закупать иностранных товаров, а это ведет к увеличению AD.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.