Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники опасных ситуаций в военное время




 

Конечно первым и самим опасным источником является оружие. На данное время мы можем выделить такие виды оружия:

1) оружие массового поражения, которое в свою очередь разделяется на а) ядерное оружие, б) химическое оружие, в) биологическое оружие. Все это оружие ведет к массовому поражению население на больших территориях, а при ядерном ударе и к значительным разрушениям.

2) обычное оружие, которое применяется при локальных и широкомасштабных боевых действиях. Различают много видов обычного оружия, но вся она применяется для уничтожения людей и материальных объектов. Например при применении системы залпового огня на площади около 13 га будут уничтожены все сооружения и почти 82% живой силы врага.

3) средства радиоэлектронной борьбы, которые не ведут к уничтожению сооружений, но чрезвычайно вредные для человека.

Другим источником опасности является чрезвычайная антисанитарная обстановка во время ведения боевых действий. Прежде всего это большое количество трупов, которые не всегда можно похоронить (например в городах ведения интенсивных боевых действий), во-вторых нарушается нормальная работа коммунальных служб мост, который приводит к ухудшению качества воды, перебоев канализационной системы и т.п. Также всегда наблюдается рост популяции грызунов и других животных, которые всегда являются переносчиками болезней. Также чувствуется недостаточное медицинское обслуживание, недостаток медицинских препаратов (большинство идет на фронт). Следовательно создается благоприятная ситуация для возникновения эпидемий, особенно в теплые месяцы. Также многие люди могут страдать от обычных болезней которые не смогут эффективно лечиться в условиях военного времени.

Третьей составляющей является сложная экологическая и техногенная обстановка. Нужно учитывать, что современная война не обходится без значительных разрушений, которые сами по себе представляют угрозу жизни человека и обычно сопровождаются пожарами.

Но еще большую опасность несут в себе предприятия, которые и при мирных условиях были источником опасности и вредных выбросов. Химические предприятия, АЭС, нефтеперерабатывающие заводы в случае их частичного или полного разрушения вызовут техногенную катастрофу и будут составлять значительную опасность для жизнедеятельности людей в районе расположения.

Рассмотрев основные источники чрезвычайных ситуаций военного времени хочу перейти к описанию их видов и последствий, и способам локализации и ликвидации.

В современных условиях широкомасштабной войны не вызывает сомнений использования оружия массового поражения и прежде всего ядерного оружия. Рассмотрим последствия такого использования для жизнедеятельности человека.

Ядерное оружие имеет несколько факторов поражения: световой удар, тепловой удар, ударная волна и лучевое поражение. Каждый из них составляет большую опасность для жизни и здоровья человека. Световой удар приводит к слепоте, загоранию одежды и предметов окружающей обстановки, тепловой дополняет этот эффект. Ударная волна разрушает здания и сооружения, а послідуюче радиоактивное поражение делает пребывание на зараженной территории опасным для здоровья и жизни. Ядерный удар характеризуется большим радиусом действия (120 км. для бомбы средней мощности), большими потерями среди людей (90% в радиусе 100 км.) и еще большим количеством облученных. После него территория нежилая, а пожары разносят по ветру радиоактивные элементы. Люди получают ожоги разной степени, механические повреждения от ударной волны и обычно лучевую болезнь. В зависимости от ее степени наступает смерть или развивается лейкемия, раковые заболевания, значительно ослабляется иммунитет. Конечно при поражении ведут себя эвакуационные мероприятия, люди скрываются в специальных хранилищах с фильтрацией воздуха и запасами воды и еды. Проводятся работы по разбору завалов и локализации и тушения ядерных пожаров. Люди должны иметь средства индивидуальной защиты, которые предназначены для таких случаев. Район поражения локализуется и оцепляется для предотвращения распространения радиоактивного загрязнения. Проводится полная эвакуация людей, личного состава формирований и техники и их полная дезинфекция после выведения из зон поражения. Ядерное оружие представляет наибольшую угрозу для жизни и здоровья человека.

Также возможно широкое использование химического оружия, в основном газов и ядовитых веществ для заражения водных ресурсов. Химические боевые вещества будут поражать слизевые оболочки людей, глаза и открыты участки кожи и имея в основном нервно паралитическое действие приводят до их смерти. При невыполнении мероприятий индивидуальной защиты возможен большой процент потерь людей. Также следует заметить, что срок действия этих веществ достаточно длинный и они будут поражать животных и растения. Так при применении боевого газа SD-12 остается только выжжена земля и пустые сооружения. Отдельно стоят ядовитые вещества которыми загрязняют источники воды, как важны стратегические объекты. При таком диверсионном акте большие города могут остаться без достаточного количества водных ресурсов.

В случае представления сигналу «Химическая тревога» необходимо сразу же надеть противогаз, а при необходимости и другие средства защиты, и при первой возможности прибыть к хранилищу. В то же время силами войск и подразделов ГО разворачиваются эвакуационные мероприятия, медицинская помощь постраждавшим и их транспортировка к хранилищам, начинаются первые этапы дегазации. Нужно быстро ликвидировать угрозу для жизни людей, локализовать и очистить зоны загрязнения воды, недопустить отравления на большие территории. Для этого существуют специальные войска химической защиты и подразделы ГО и МЧС.

Еще сложнее ликвидировать следствия действия биологического оружия. Обычно биологическое оружие применяется в виде штаммов разных болезнетворных бактерий, зачасту генетически измененных, которые прививаются грызунам, насекомым, растениям для вызывания эпидемий и поражения живой силы противника и подрыва его тылов. Признаки биологической атаки обнаружить сразу сложно и возможно пройдет не мение месяца до этого. Потому важно проводить предупреждающий контроль, а при первых признаках биологической атаки объявляется карантин и все силы бросаются на выявление возбудителей болезни и их источников. Проводится дезинфекция городов заражения, дератизация, отлов бродячих животных, похоронення трупов. Возможно отравление водных ресурсов бактериями. В таком случае должно быть обеспечено снабжение незараженной водой из внешнего периметру. Сложность заключается в том, что последствия биоатак могут наложиться на эпидемии военного времени. Соединение с зараженным районом строго ограничивается и осуществляется только через КПП с соответствующим санитарным контролем. Вся техника и люди из зараженного района должны пройти установленный карантин и дезінфекцію.

При использовании обычных видов оружия происходят значительные разрушения и гибель большого количества людей. При бомбардировке и ведении боевых действий современным оружием возникают пожары которые представляют значительную угрозу жизни и здоровью людей, особенно при применении специальных воспалительных боеприпасов с напалмом и другими горючими веществами. Для таких случаев в подразделах ГО и войск формируются специальные пожарные команды для помощи в гашении пожаров, недопущении уничтожения материальных ценностей и людей. Главным заданием таких команд является сразу же после нанесения удара обнаружить, локализовать и погасить пожары до того как те нанесли вред мелькну и людям. Гражданское население эвакуируется из зоны пожара в первую очередь, а затем начинается эвакуация имущества если остановить огонь на данном этапе невозможно.

Также при боевых действиях и бомбардировках образуются завалы и под ними могут быть заблокированы люди которые не успели спрятаться в бомбоубежища. Подразделы ГО должны расчищать завалы, ликвидировать опасность новых завалов, эвакуировать население из опасной зоны. Но в первую очередь должна проводиться работа по своевременной евакуации населения в бомбоубежища перед угрозой бомбардировки. На этих работах должна в полной мере применяться специальная техника МЧС.

Особенное внимание следует уделять техногенным катастрофам которые могут возникнуть от разрушения в ходе боевых действий экологически опасных объектов. Возьмем гипотетический пример: боевые действия идут вблизи Киева. Для послабления обороноспособности города противных уничтожает Киевскую ГЕС. Последствия для столицы катастрофические – затоплены много районов, прерваны коммуникации, уничтоженные или в неработоспособном состоянии много предприятий, исчезла электрическая энергия и конечно значительные человеческие жертвы. Другим примером может стать уничтожение во время бомбардировки крупного химического предприятия из производства опасных для людей хим. веществ (того же химического оружия). Можно только представить к каким жертвам это приведет. Еще более непредвиденными будут последствия удара по АЭС. Нужно принять во внимание, что противник всегда будет стараться уничтожить или захватить важные стратегические объекты, как то электростанции, крупные промышленные предприятия и т.п. Стоит сказать что первоочередной задачей для войск является недопущения этого, но война является войной и потому подразделами ГО, особенно в больших промышленных центрах, всегда повинные быть готовые минимизировать последствия любых таких ситуаций.

Угроза возникновения чрезвычайной ситуации будь какого класса или уровня – это реальна угроза для жизни и здоровья людей, угроза нарушения нормальных условий их жизни и деятельности или же значительных материальных потерь. Заданием безопасности жизнедеятельности как отрасли научно-практической деятельности есть здоровье и жизнь человека и среды ее обитания от опасностей, а также разработка и реализация соответствующих средств и мероприятий по созданию и поддержке здоровых и безопасных условий жизни и деятельности человека. Выполнение этого задания особенно остро стоит во время угрозы возникновения и при возникновении чрезвычайных ситуаций.

В теме, посвященной управлению риском, было показано, что порядок приоритетов при разработке любого проекта требует, чтобы уже на первых стадиях разработки продукта или системы в их проект, насколько это возможно, были включены элементы, которые исключают опасность. Если обнаружено, что опасностей невозможно избежать полностью, необходимо снизить вероятность риска к допустимому уровню путем выбора соответствующего решения. Именно во время угрозы возникновения и при возникновении чрезвычайных ситуаций со всей очевидностью проявляется необходимость применения концепции приемлемого риска. Но использование теории риска возможно лишь в том случае, когда можно сравнить между собой риск абсолютно разных опасностей, а для этого необходимо, чтобы разного вида опасности имели количественные характеристики одинаковой размерности.

Такую количественную характеристику всех чрезвычайных ситуаций можно получить благодаря использованию классификационных карточек чрезвычайных ситуаций, которые собранно в Классификатор чрезвычайных ситуаций в Украине.

Этот классификатор предназначается для использования органами исполнительной власти и органами управления всех уровней действующей в Украине ЄДСЗР. Для упрощения машинной обработки информации классификатор определяет оригинальный код каждой чрезвычайной ситуации, которая состоит из 5 цифр, которые указывают на класс, группу и вид чрезвычайной ситуации, и одной буквы, которая указывает уровень чрезвычайной ситуации (О – объектовый, М – местный, Р – региональный, Д – государственный).

К чрезвычайным ситуациям техногенного характера (код 10000) принадлежат группы (в дужках отмечен код группы):

* транспортные аварии (катастрофы – 10100);

* пожары, взрывы (10200);

* аварии с выбросами (угрозой выбросов) сильнодействующих ядовитых веществ (СДОР) на объектах экономики (10300);

* наличие в окружающей среде вредных веществ сверх предельно допустимых концентраций (10400);

* аварии с выбросами (угрозой выбросов) радиоактивных веществ (10 500);

* внезапное разрушение сооружений (10600);

* аварии на электроэнергетических системах (10700);

* аварии на системах жизнеобеспечения (10800);

* аварии систем связи и телекоммуникаций (10900);

* аварии на очистительных сооружениях (11000);

* гидродинамические аварии (11100).

Чрезвычайные ситуации естественного характера (код 20000) включают группы:

* геологические (20100);

* метеорологические (20200);

* гидрологические морские и гидрологические пресноводные (20300 и 20400);

* пожары в естественных экосистемах (20500);

* инфекционная заболеваемость людей (20600);

* отравление людей (20700);

* инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных (20800);

* массовая гибель диких животных (20900);

* поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями (20950). К чрезвычайным ситуациям социально-политического характера (код 30000) принадлежат:

* вооруженные нападения, увлечения и содержания важных объектов или реальна угроза совершения таких акций относительно органов государственной власти, дипломатических и консульских учреждений, правоохранительных органов, радиоцентров теле и узлов связи, военных гарнизонов государственных заведений, атомных электростанций или других объектов атомной энергетики (30100);

* покушение на руководителей государства и народных депутатов Украины (30200);

* нападение, покушение на членов экипажа воздушного или скоростного морского (речного) судна, похищения или попытка похищения, уничтожения или попытка уничтожения таких судов, захвата заложников из числа членов экипажа или пассажиров (30300);

* установление взрывного устройства в общественном месте, учреждении, организации, предприятии, жилищном секторе, на транспорте (30400);

* исчезновение или похищение из объектов хранения, использования, переработки и во время транспортировки огнестрельного оружия, боеприпасов, артвооружения, взрывных материалов, радиоактивных веществ, СДОР, наркотических веществ, препаратов и сырья (30500);

* выявление обветшалых боеприпасов (30600);

* аварии на арсеналах, составах боеприпасов и других объектах военного назначения с выбросами обломков, реактивных и обычных снарядов (30700).

Отмеченный классификатор не содержит ни конкретных, ни специальных признаков опасных ситуаций военного характера и не дает их деления на группы. Особенности оценки и реагирования на чрезвычайные ситуации военного характера определяются законодательством Украины, отдельными нормативными и соответствующими оперативными и мобилизационными планами и не изучаются в пределах учебной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Каждая квалификационная карточка чрезвычайной ситуации содержит информацию о виду, группе и классе чрезвычайной ситуации, признака вида чрезвычайной ситуации и уровне этих признаков, когда ситуация считается чрезвычайной, когда требуется срочное оповещение о ней и когда она требует государственного реагирования. Признаки вида чрезвычайной ситуации характеризуют угрозу или возникновение чрезвычайной ситуации и разделяются на конкретных (физические, химические, технические, статистические и другие) и специальных.

В процессе определения уровня чрезвычайной ситуации (ЧС) последовательно рассматриваются три группы факторов:

* территориальное распространение;

* размер причиненных (ожидаемых) экономических убытков и человеческих потерь;

* классификационные признаки чрезвычайных ситуаций.

В дополнении 2 приведены примеры некоторых квалификационных карточек, которые могут быть использованы при проведении семинарских и практических занятий из темы.

Установление факта отнесения аварийного события к рангу HG, определение вида и уровня ЧС проводится в такой последовательности.

При наступлении аварийного события оперативный дежурный персонал объекта извещает о ней постоянному органу управления местного уровня ЄДСЗР, а также соответствующему, за подчинением, отраслевому органу управления местного или регионального или общегосударственного уровня.

Постоянные органы повседневного управления местного, уровня ЄДСЗР и вышеуказанные отраслевые органы осуществляют первую оценку аварийного события на ее соответствие востребованиям отнесения к рангу ЧС.

С этой целью выполняется целевой поиск необходимой классификационной карточки, а уже в ней – похожего конкретного признака. В случае совпадения или значительного сходства аварийного события хоть с одним из приведенных в карточке конкретных признаков осуществляется сопоставление числовых критериев этого признака с реальной границей, который достигнут аварийным событием. При превышении хоть одного из критериев аварийное событие заносится к журналу ЧС и об этом немедленно извещаются орган повседневного управления регионального уровня ЄДСЗР и региональная структура отраслевых министерств и других центральных органов исполнительной власти, где также она регистрируется в журнале ЧС под определенным цифровым кодом с добавлением в конце буквы «М» (местная).

Даже если параметры аварийного события достигли уровня установленного в классификационной карточке первого критерия и это относит ЧС лишь к местному уровню, контроль за ее развитием должны обеспечить, одновременно готовя дополнительные силы и средства реагирования к направлению в место события, региональные органы управления ЄДСЗР. Это распространяется и на случаи, когда аварийное событие произошло за пределами конкретного объекта и потому с самого начала является местной.

При последующем ухудшении ситуации и достижении критериев, что определении в колонке срочного извещения, ЧС переходит к региональному уровню управления, который должен взять на себя ответственность за своевременное, полное и адекватное реагирование на ЧС, и срочно известить о ЧС органы повседневного управления государственного уровня ЄДСЗР (оперативно дежурные службы МЧС

Украины, отраслевых министерств и других центральных органов исполнительной власти). В этот период ЧС заносится к журналу ЧС государственного уровня под определенным цифровым кодом с добавлением в конце буквы «Р» (региональная). Одновременно изменяется буква в кода во всех журналах других уровней управления. Из этого момента контроль за ее развитием должны обеспечить, одновременно готовя дополнительные силы и средства реагирования к направлению в место события, органы управления государственного уровня ЄДСЗР.

Ответственность за своевременное, полное и объективное информирование координационных органов управления государственного уровня ЄДСЗР возложена Кабинетом Министров Украины на отраслевые министерства и другие центральные органы исполнительной власти, которыми разработаны и согласованы соответствующие классификационные карточки.

В случае последующего ухудшения ситуации и достижения критериев, которые определены в последнем столбике карточки, ЧС переходит к государственному уровню управления, органы которого из этого момента берут на себя ответственность за своевременное, полное и адекватное реагирование на ЧС. В журналах регистрации всех уровней опять и уже окончательно изменяется буква в определенном цифровом коде из «Р» На «Д» (государственная).

В случае, если проявления аварии (катастрофы) могут быть отнесены к разным отраслям или конкретным видам ЧС, окончательное решение относительно ее классификации принимает комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций на том уровне, к которому принадлежит ситуация.;

Пример. Оперативный дежурный мясокомбината в городе N докладывает органу повседневного управления местного уровня ЄДСЗР о факте выявления аварийного события – пожарах в помещении с емкостями аммиака.

Дежурный органа повседневного управления местного уровня ЄДСЗР дает первую оценку ЧС. Учитывая прогнозное развитие события, существует возможность ее классификации по карточкам 10206 (Пожары на радіаційна-, химически и биологически опасных объектах) или 10301 (Авария с выбросами (угрозой выбросов), образование и распространение СДОР во время производства, переработки или хранения (захоронения)).

В результате рассмотрения характеристик аммиака (СДОР 4 класса опасности) и максимального количества аммиака, который может быть в емкостях (5 тонн), местная комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций принимает решение, что это событие принадлежит к техногенным авариям (класс 10000), может быть охарактеризована как возможна авария с выбросами (угрозой выбросов) СДОР на объектах экономики (кроме транспорта) – группа 10300 и конкретизированная как авария с выбросами (угрозой выбросов), образование и распространение СДОР во время производства, переработки или хранения (захоронение), которое определяется карточкой 10301. Исходя из количества аммиака, который может быть в емкостях, – 5 тонн – дежурный сразу присваивает ей уровень региональной и срочно извещает об этом орган повседневного управления регионального уровня ЄДСЗР и региональную структуру Минагропрому Украины.

Вся эта работа осуществляется одновременно с употреблением всех возможных мероприятий по гашению пожара силами подразделов мясокомбината и местных пожарников.

Предыдущий код события – 10301-Р, признак 109г -5т.

Орган повседневного управления регионального уровня ЄДСЗР и региональные структуры МВД Украины и Минагропрому Украины проверяют обоснованность кодировки события, уточняют, что реально в вместимости находится лишь 200 кг аммиака, принимают управление ликвидацией НС на себя и сообщают органам повседневного управления государственного уровня ЄДСЗР уточненные даны: Код НС 10301-Р, признак 109г – 0,2т.


Список литературы

 

1) «Гражданская оборона», Москва 1989 г., учебное пособие для офицеров запаса

2) Кириленко В.И. «Подготовка офицеров запаса», Москва 1988 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.