Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие (генезис) экономической теории. Основные экономические школы




Экономические законы, их основное содержание.

Хотя экономические законы – высшая цель научного познания, тем не менее, экономика функционирует не по законам, открытым экономистами, – это экономисты пытаются понять законы, по которым она развивается.Любой закон – объективное необходимое существенное отношение между явлениями или процессами, выражение внутренней связи между ними. Различают "естественные" (природные) и "общественные" (социальные) законы. В связи с этим выделим отличительные черты экономических законов:

они являются законами развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей;

они носят исторический характер;

они могут не соответствовать интересам определенных групп людей или классов.

Экономические законы – это возникающие между экономическими явлениями или процессами зависимости, выражающие их сущностную природу. Экономическая зависимость, принимающая статус экономического закона, характеризуется необходимостью, объективностью, устойчивостью и повторяемостью. Экономический закон – это сущностное отношение, т.е. такая связь, которая выражает истинную природу данного экономического процесса. Поэтому экономический закон – это предел экономического познания, далее которого познавать нечего.Важнейшим критерием классификации экономических законов является продолжительность их действия:Общие (всеобщие) экономические законы, действующие на протяжении всей истории человечества, на всех стадиях общественного развития. Примеры – закон возвышения потребностей; закон разделения, перемены и кооперации труда; закон экономии времени (закон роста производительности труда); закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил и др. Особенные экономические законы – это законы, действующие в определенные исторические эпохи, т.е. в рамках нескольких (но не всех и не одного) способа производства. Примеры – закон стоимости (ценности); закон спроса; закон предложения и др. Единичные (специфические) экономические законы – те, что действуют в пределах одного способа производства, например, законы распределения при рабстве.

Экономические законы, как и законы природы, носят объективный характер, но эта объективность иного характера, чем в случае с природой. Хотя экономические законы объективны в том смысле, что они не зависят от индивидуального или общественного сознания, но их действие происходит не само по себе, а опосредуется деятельностью людей.

12. Экономический рост: типы, показатели, факторы.

 

13. Конкуренция и её виды.

Это форма противостояния субъектов (продавца и покупателя).Формы конкуренции: совершенная (одинаковые условия производства, приблизительно одинаковый доступ к кредитам, информации, ассортименту); несовершенная (когда хотя бы один элемент отсутствует; монополия – откровенно выраженное превосходство). Виды конкуренции: 1.внутриотраслевая(ориентируется на п/п с средними издержками). приводит в формирования цены на однородную продукцию на уровне затрат сред. по отрасли п/п (потому что их больше). эта цена называется рыночной (общественной) стоимости. 2. межотраслевая (переход из менее прибыльной отрасли в более перспективную). Противодействие п/п-й разной отрасли. Приводит к выравниванию различных размеров прибыли к единой средней величине.

 

15. Виды конкуренции: совершенная, монополистическая. Олигополия. Сущность конкуренции и ее значение. Конкуренция (от лат. сталкиваться) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропр-лями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хоз. обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покуп-кий спрос.Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют Друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса, В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики. Для обуздания ее и удержания на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции. В "Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 гг." подчеркивается, что развитие предпринимательства, либерализация цен и внешней торговли создали определенные предпосылки для развития конкуренции. Однако реализация этих предпосылок не всегда ведет к заметным сдвигам в формировании конкурентной среды в силу ряда противодействующих тенденций. К их числу относится стремление многих хозяйствующих субъектов, органов управления к сохранению монополизма. В связи с этим стратегическим направлением деятельности в области антимонопольной политики считается формирование полноценной конкурентной среды, ориентированной прежде всего на качественные стороны функционирования экономики.Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах. Классики марксизма о конкуренции. Имея в виду капиталистическую конкуренцию, Ф. Энгельс определял ее как наиболее полное выражение господствующей в современном гражданском обществе войны всех против всех. Закон капиталистической конкуренции, по Марксу, основывается на разнице между стоимостью товара и издержками производства. Он различал две формы кап-тической конкуренции: внутри- и межотраслевую.Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которые образуют общественную стоимость. Общественную стоимость товаров, которая устанавливается в результате внутриотраслевой конкуренции на рынке, К.Маркс назвал рыночной стоимостью. Рыночная стоимость отличается от рыночной цены. На величину последней оказывает влияние спрос к предложение товаров. Когда спрос выше предложения, рыночная цена устанавливается выше стоимости и наоборот. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей различных отраслей производства. Стимулируя технический прогресс н повышение производительности труда на предприятиях, она в то же время выступает как тормоз их развития, поскольку порождает коммерческую тайну, отвлекает крупные средства на спекуляцию, рекламу и другие непроизводительные цели.Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспред-я прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой. В ходе такого движения капиталов нормы прибыли разных сфер производства колеблются вокруг определенного среднего уровня. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал, называется средней прибылью. Она зависит, во-первых, от 1 уровня средней нормы прибыли и, во-вторых, от величины авансированного капитала. Средняя прибыль определяется как произведение средней нормы прибыло на величину авансированного капитала: Р = Р`*К, где Р — средняя прибыль; Р` - средняя норма прибыли; К -авансированный капитал.Образование средней нормы прибыли означает перераспределение совокупной прибыли между предпринимателями различных отраслей по принципу: равновеликая прибыль на равновеликий авансированный капитал, вложенный в эти отрасли.Превращение прибыли в среднюю прибыль приводит к тому, что товары продаются не по стоимости, а по цене производства, которая состоит из издержек производства и средней прибыли на авансированный капитал.46,47 Конкуренция.Соверш. конкуренция это соперничество многочисленных произв-лей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен; возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секретам; однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм; хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран была характерна до середины XIX в. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и государства. Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции.Одна из моделей — монополия, для которой характерны:Единственный продавец (одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги);Отсутствие близких продуктов-заменителей (с точки зрения пок-ля это озн, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив);Диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой); вступление в отрасль конкурентов заблокировано. Критерием оценки степени монополизации служит доля хозяйственной единицы в производстве. Так, согласно законодательству ФРГ доминирующее положение предпр-я или группы предпр-й на рынке возникает, если на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке. В хозяйственной практике Республики Беларусь в качестве занимающих доминирующее полож. на рынке рекомендуется рассм. тех участников хоз. оборота, доля которых на нем составляет свыше 70 %. Степень монополизации для участников, доля которых составляет от 35 до 70%, определяется дифференцированно, в частности выявляется их воздействие на реализацию товаров •(условия, цены и т.д.) на рынке с учетом его географических границ.Моделью несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:Существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимозависимость и фактически невозможен тайный сговор;Продукты хар-ся реальными и мнимыми различиями и непохожими условиями их продажи;Экономическое соперничество влечет за собой ценовую и неценовую конкуренцию;Вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде; тип продукта дифференцированный; неценовая конкуренция: значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыль. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара (его модификация, качество, внешний вид и т.д.).Моделью несовершенной конкуренции является олигополия, для которой характерны:

наличие нескольких фирм;

тип продукта (стандартизированный или дифференцированный); контроль над ценой;

наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;

неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен. –

Олигополия в основном распространена в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого продукта,Методы конкурентной борьбы. В современных условиях используются силовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Действуют также методы прямого насилия поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д.Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся применение монопольно высоких и монопольно низких цен, метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены).Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Эти методы в основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.Конкуренция по продукту — стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США продается одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы.Конкуренция по условиям продаж — использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, Льготы при покупке для постоянных покупателей.Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означает пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда матиц и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на • условиях договора купли-продажи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.