Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы 4 страница




Используют также выражение хроническая инфляция для длительной во времени инфляции. Стагфляцией называют ситуацию, когда инфляция сопровождается падением производства (стагнацией).

в) Агфляция. Экономисты из инвесткорпорации Goldman Sachs для обозначения резкого роста цен на аграрную продукцию придумали новый термин: «Агфляция»[1] (аграрная инфляция). Высокие темпы агфляции зафиксированы уже два года подряд. В 2006 году индекс цен на продовольствие, рассчитываемый Goldman Sachs, увеличился на 26 процентов. В 2007 году его рост составил 41 процент.

 

Причины инфляции:

Механизм возникновения инфляции:

-Общий объём товаров, которые можно приобрести на имеющуюся в данной экономической системе денежную массу, может расти медленнее, чем объём денежной массы, или даже уменьшаться — в таком случае, стоимость товаров растёт, а стоимость денег уменьшается.

-Соотношение объёма товаров и объёма денег связано не напрямую, а с учётом скорости оборота денежной массы в данной системе. При увеличении скорости оборота денег, это будет эквивалентно увеличению денежной массы без изменения товарной массы.

На уровень инфляции существенное влияние оказывает объём денежной массы, выведенной из непосредственного потребления путём осуществления долгосрочных инвестиций, не предусматривающих быструю отдачу, уровень вкладов, находящихся в банках, величина ставки рефинансирования и так далее.

В экономической науке различают следующие причины инфляции:

а) Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды;

б) Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях;

в) Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы;

г) Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту темпов инфляции, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег;

В ходе особо сильных инфляций, как например в России во время Гражданской войны, или Германии 1920-х гг. денежное обращение может вообще уступить место натуральному обмену. Известны примеры, когда разумная политика правительства привела к длительному периоду снижения розничных цен при повышении заработной платы (например, в СССР в последние годы жизни И. В. Сталина и при правительстве Л. Эрхарда в Западной Германии начиная с 1948 года).

Значительная инфляция (десять и более процентов в год), свидетельствует об экономических проблемах в государстве. Достаточно часто сильная инфляция, называемая также гиперинфляцией (уровень может достигать тысяч и даже десятков тысяч процентов в год) возникает за счёт того, что для покрытия дефицита бюджета правительством выпускается избыточное количество денежных знаков.

Для современных экономик, в которых роль денег исполняют обязательства, собственной стоимости не имеющие, незначительная инфляция считается нормой и необходимостью и находится обычно на уровне нескольких процентов в год. Уровень инфляции обычно несколько увеличивается в конце года, когда растёт как уровень потребления товаров домохозяйствами, так и уровень расходов корпораций.

 

Методы измерения инфляции:

Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI), который рассчитывается по отношению к базовому периоду.

В России Федеральная служба государственной статистики публикует официальные индексы потребительских цен, которые характеризуют уровень инфляции. Кроме того, эти индексы используются как поправочные коэффициенты, например, при расчёте размера компенсаций, ущерба и т. п. Если изменить методику расчёта, то при тех же изменениях цен на потребительском рынке результаты могут существенно отличаться от официальных. В то же время, эти неофициальные результаты не могут учитываться в реальной практике, например, на них нельзя сослаться в суде. Наиболее спорным моментом является состав потребительской корзины как по наполненности, так и по изменяемости. Корзина может ориентироваться на реальную структуру потребления. Тогда со временем она должна меняться. Но любое изменение в составе корзины делает несопоставимыми предыдущие данные с текущими. Индекс инфляции искажается. С другой стороны, если не менять корзину, через некоторое время она перестанет соответствовать реальной структуре потребления. Она будет давать сопоставимые результаты, но не будет соответствовать реальным затратам и не будет отражать их реальную динамику.

Помимо индекса потребительских цен существует другие методы, которые позволяют рассчитать инфляцию. Как правило используются несколько основных методов:

-Индекс цен производителей (Producer Price Index, PPI) — отражает себестоимость производства без учета добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж. Значение PPI опережает по времени данные CPI.

-Индекс расходов на проживание (Cost-of-living Index, COLI) — учитывает баланс повышения доходов и роста расходов.

-Индекс цены активов: акций, недвижимости, цены заемного капитала и пр. Обычно цены на активы, растут быстрее цен потребительских товаров и стоимости денег. Поэтому владельцы активов вследствие инфляции только богатеют.

-Дефлятор ВВП (GDP Deflator) — рассчитывается как изменение в цене на группы одинаковых товаров.

-Паритет покупательной способности национальной валюты и изменение курса валют.

-Индекс Пааше — показывает отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода.

 

  1. Безработица. Определение понятия, виды, примеры, причины.

Безработица — это незанятость экономически активного населения в хозяйственной деятельности. Существует фрикционная безработица, имеющая место тогда, когда индивид ищет работу по собственному желанию, и институциональная безработица, которая возникает в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.

Виды безработицы:

а) Безработица вынужденная и добровольная. Первая возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Вторая связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; её масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения.

б) Безработица зарегистрированная — незанятое население, ищущее работу и официально взятое на учёт.

в) Безработица маргинальная — безработица слабозащищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.

г) Безработица неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).

д) Безработица циклическая — вызывается повторяющимися спадами производства в стране или локальном регионе.

е) Безработица сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерными для некоторых отраслей экономики.

ж) Безработица структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий, причём существует 2 типа структурной безработицы: стимулирующая и деструктивная.

з) Безработица технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате часть рабочей силы становится либо излишней, либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

 

Методика расчёта: В расчёте данных о безработице учитываются только лица, достигшие 16-летнего возраста. Из расчётов исключаются: лица, находящиеся в местах заключения, в психиатрических лечебницах, и военнослужащие.

Безработными называются лица, которые не работали в изучаемый период: уволились по собственному желанию, были сокращены вопреки их желанию.

Различается несколько видов безработицы.

-Сезонная безработица — результат кратковременных сезонных изменений рынка труда.

-Фрикционная безработица — временно находящиеся без работы в результате смены работы.

-Структурная безработица возникает в результате реструктуризации экономики.

-Циклическая безработица связана с цикличностью экономики. Возникает в результате снижения спроса и падения производства.

Безработным называется человек, разыскивающий работу. Если человек не ищет работу, он считается Разочаровавшимся работником. Разочаровавшиеся работники и те, кто не входит ни в группу безработных, ни в группу занятых, считаются «Лицами, не входящими в трудовые ресурсы».

Коэффициент занятости населения — процент занятых людей в общем количестве населения.

В США данные о безработице выходят в первую пятницу каждого месяца в 8:30 утра по западному времени.

 

Положение с безработицей в мире: По данным Международной организации труда, в 2005 в мире насчитывалось 191,8 млн безработных, что на 35 млн больше, чем 10 лет назад (при этом 2,8 млрд человек имеют работу). В последние годы уровень занятости растёт во всех регионах мира, кроме стран Северной Африки и Ближнего Востока (преимущественно арабских). В этих странах зафиксирован и наивысший уровень безработицы — 13,2 % от трудоспособного населения. На втором месте — «чёрная Африка» с 9,7 %. В развитых странах уровень безработицы в 2005 составил 6,7 %.

 

  1. Международная торговля. Определение понятия, примеры, необходимость и (или) желательность для конкретной страны.

 

Внешняя торговля - торговля какой-либо страны с другими странами. Международная торговля - совокупность внешней торговли всех стран мира.

Международная торговля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.

Базой международной торговли является международное разделение труда. За счёт использования эффекта масштаба даже страны с одинаковыми наборами ресурсов, специализируясь, могут получать взаимную выгоду от торговли.

 

Формы международной торговли:

1. Экспорт - вывоз за границу национальных товаров.

2. Импорт - ввоз зарубежных товаров в страну.

3. Реэкспорт - вывоз ранее ввезённых товаров.

4. Реимпорт - ввоз ранее вывезенных товаров.

 

Особенности ценообразования: Ценообразование в международной торговле зависит от большого количества факторов:

-место и время продажи товара;

-взаимоотношения между продавцом и покупателем;

-условия коммерческой сделки;

-характер рынка;

-источники ценовой информации.

Мировыми ценами называется особая разновидность цен в международной торговле — цены важнейших (крупных, систематических и устойчивых) экспортных или импортных сделок, совершаемых на обычных коммерческих условиях в основных центрах международной торговли известными фирмами-экспортерами и импортерами соответствующей продукции.

 

Организации: Регулированием мировой торговлей занимается ряд международных и общественных организаций. В 1966 году в целях содействия развитию права международной торговли была создана Комиссия ООН по праву международной торговли — вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН. В 1995 году была основана глобальная международная организация в области правил международной торговли — Всемирная торговая организация (ВТО). ВТО является преемником Генерального соглашения о тарифах и о торговле.

 

 

 

2. Основные направления экономической науки в настоящее время: неоклассика, кейнсианство, институционализм, марксизм. Что между ними общего, в чем различие.

 

Неоклассическая экономическая теория – это экономическая теория, согласно которой: 1. непредвиденные изменения уровня цен способны породить макроэкономическую нестабильность только в краткосрочном периоде; 2. в долгосрочном периоде экономика всегда сохраняет стабильность при производстве внутреннего продукта, обеспечивающем полную занятость ресурсов вследствие гибкости цен и заработной платы.

К основным чертам неоклассической теории относят:

а) Система свободного предпринимательства, обеспечивающая справедливое распределение доходов (наличие рыночной системы);

б) Государство должно осуществлять не фискально-бюджетную, а кредитно-денежную политику, оно должно не только следить за соблюдением хозяйственного законодательства, но и активно его совершенствовать (государственное регулирование не отвергается, просто несколько меняется его форма);

в) Разгосударствление жизни путем приватизации государственной собственности и дерегулирования;

 

Кейнсианство — макроэкономическое течение, сложившееся как реакция экономической теории на Великую депрессию в США. Основополагающей работой была Общая теория занятости, процента и денег[1] Джона Мейнарда Кейнса, опубликованная в 1936 году.

Кейнсианство использует те же механизмы, что классическая и неоклассическая школы, но различается по ряду гипотез и приходит к совсем иным выводам и императивам.

Суть кейнсианства:Рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина тому — склонность сберегать часть доходов, что приводит к тому, что совокупный спрос меньше совокупного предложения. Преодолеть склонность к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования. По данной схеме развитые страны успешно строили экономику в течение 25 лет. Лишь в начале 1970-х начали проявляться проблемы макроэкономической политики, обострившиеся в связи с нефтяным кризисом 1973 г. Кейнс выстраивал следующую цепочку: падение общего покупательского спроса вызывает сокращение производства товаров и услуг. Сокращение производства ведет к разорению мелких товаропроизводителей, к увольнениям наемных работников большими предприятиями, и крупномасштабной безработице. Безработица влечет снижение доходов населения, то есть покупателей. А это, в свою очередь, форсирует дальнейшее падение покупательского спроса на товары и услуги. Возникает замкнутый круг, удерживающий экономику в состоянии хронической депрессии. Кейнс предлагал следующий выход: если массовый потребитель не способен оживить совокупный спрос в масштабах национальной экономики, это должно сделать государство. Если государство предъявит (и оплатит) предприятиям некий крупный заказ, это приведет к дополнительному найму рабочей силы со стороны этих фирм. Получая заработную плату, бывшие безработные увеличат свои расходы на потребительские товары, и, соответственно, повысят совокупный экономический спрос. Это, в свою очередь, повлечет рост совокупного предложения товаров и услуг, и общее оздоровление экономики. При этом начальный государственный заказ, предъявленный предприятиям, может быть грандиозным и в той или иной степени даже малополезным.

Идеи Кейнса получили дальнейшее развитие в работах представителей посткейнсианства как «ортодоксальных» кейнсианцев (Д. Хикса, Э. Хансена, А.Лейонхуфвуда и др.), так и левых кейнсианцев (Дж. Робинсон, П. Сраффы и др.). Глава американских последователей Кейнса Э. Хансен положил кейнсианский коэффициент мультипликатора в основу теории экономического цикла. Он сделал вывод, что увеличивая расходы в периоды кризисного спада производства и уменьшая их в периоды «перегрева» экономики, государство способно сглаживать циклические колебания производства и занятости. Кейнсианство ввело в научный оборот макроэкономические агрегатные (совокупные) величины, их количественные взаимосвязи. Тем самым оно дало импульс развитию новых разделов экономической науки, в частности эконометрики.

 

Классический институционализм зародился в начале ХХ века в США. Его основоположником считается Торстейн Веблен. Последователи институционализма стремились расширить рамки экономического анализа, привлекая подходы и методы смежных наук. Представители институционализма считали, что поведение экономического человека формируется главным образом в рамках и под воздействием социальных групп и коллективов. Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений. Институты — формы и границы деятельности людей. Они представляют собой политические организации, формы предпринимательства, системы кредитных учреждений. Это налоговое и финансовое законодательство, организация хозяйственного обеспечения и многое другое, связанное с хозяйственной практикой. Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий, и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.

Отличия институционализма от других экономических школ:

-Привычные для неоклассической школы категории (такие как цена, прибыль, спрос) не игнорируются, а рассматриваются с учетом более полного спектра интересов и отношений.

-В отличие от маржиналистов, которые исследуют экономику «в чистом виде», отбрасывая социальную сторону, институционалисты, напротив исследуют экономику лишь как часть социальной системы.

-С точки зрения классической политической экономии, экономика рассматривается как основа или «базис» для науки, культуры, политики, институционализм же считает эти понятия равноправными и взаимосвязанными.

-Отрицание принципа оптимизации. Хозяйствующие субъекты трактуются не как максимизаторы (или минимизаторы) целевой функции, а как следующие различным «привычкам» — приобретенным правилам поведения — и социальным нормам.

-Интересы общества первичны. Действия отдельно взятых субъектов в значительной мере предопределяются ситуацией в экономике в целом, а не наоборот. В частности, их цели и предпочтения формируются обществом. В маржинализме и классической политэкономии считается, что сначала возникают интересы индивида, и они являются порождающими по отношению к интересам социума.

-Отрицание подхода к экономике как к (механически) равновесной системе и трактовка экономики как эволюционирующей системы, управляемой процессами, носящими кумулятивный характер. ---Старые институционалисты исходили здесь из предложенного Т. Вебленом принципа «кумулятивной причинности», согласно которому экономическое развитие характеризуется причинным взаимодействием различных экономических феноменов, усиливающих друг друга. В то время как маржинализм рассматривает экономику в состоянии статики и динамики, а классики характеризуют какой-либо экономический подход как естественный.

-Благосклонное отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику.

-Отрицание «рационального человека», руководствующегося исключительно полезностью. По мнению институционалистов, действия индивида спрогнозировать невозможно из-за невозможности учесть все факторы (экономические и неэкономические), влияющие на поведение человека. Следует определить, какие именно факторы лежат в основе спроса. Помимо цен это может быть ожидание цены, стремление уберечь фирму от риска и т. п. На экономическую ситуацию влияют не только цены; наряду с ними действуют и должны быть приняты во внимание такие факторы как инфляция, безработица, кризисы, политическая нестабильность и т. п.

-Цены не столь изменчивы, как об этом говорится в трудах классиков. Издержки, спрос, конъюнктура чрезвычайно подвижны, цены же консервативны. Несмотря на происходящие на рынке изменения цены зачастую не меняются.

-С точки зрения институционалистов задача экономической науки не только в том, чтобы составить прогноз, понять систему взаимосвязей, но и дать рекомендации, обосновать рецепты соответствующих изменений в политике, поведении, общественном сознании.

Марксизм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века.

Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют следующие положения: учение о прибавочной стоимости, материалистическое понимание истории (экономический детерминизм), теория отчуждения и учение о диктатуре пролетариата.

Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемой в его истории.

Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»), что позволило его сподвижнику Энгельсу заявить, что именно «труд создал человека». Важнейшим фактом антропогенеза стал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Производство накладывает определённый отпечаток на общество, вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства.

Все известные формации обладают известной долей антагонизма, поскольку в зависимости от отношений к средствам производства разделены на классы: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. Классовая борьба создаёт государства, а также различные формы идеологии (включая религию, право и искусство) для того, чтобы один класс мог господствовать над другим. Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые постепенно «перерастают» производственные отношения, вступают в конфликт с ними, что и приводит к революциям (социальным и политическим).

Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна окончательно избавить человека от отчуждения и привести общество к коммунистической формации.

Основным трудом Маркса в экономической сфере является «Капитал». Объектом критики Маркса являются меркантилистская, классическая и вульгарная школы. Основная ценность и научная новизна работы Маркса — в комплексном изучении специфического товара Рабочая сила. В результате анализа Маркс выделил и отдельно исследовал прибавочную стоимость как самостоятельное экономическое явление. Это позволило научно объяснить источник и природу прибыли на капитал, а также различные формы экономической эксплуатации.

 

3. Что такое вмененные (скрытые, альтернативные) издержки и почему их нужно учитывать в экономических расчетах.

 

Затраты (издержки или расходы) — размер ресурсов (для упрощения измеренный в денежной форме), использованных в процессе хозяйственной деятельности предприятия на (за) определённый временной этап. Зачастую в повседневной жизни люди путают данные понятия (затраты, издержки и расходы) с закупочной ценой ресурса, хотя и такой случай возможен. Затраты, издержки и расходы исторически в русском языке не разделялись. В советское время экономика была "вражеской" наукой, поэтому существенного дальнейшего развития в этом направлении не было, кроме т.н. "советской экономики".

Внутренние (неявные, скрытые) состоят из неоплаченных затрат фирмы из-за использования принадлежащих ей ресурсов, и нормальной прибыли или факторного дохода предпринимательства.

Альтернативные издержки - издержки упущенной выгоды или издержки альтернативных возможностей (англ. Opportunity cost(s))— экономический термин, обозначающий упущенную выгоду (в частном случае—прибыль, доход) в результате выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей. Величина издержек упущенной выгоды связана с полезностью наиболее ценной из альтернатив, которая оказалась нереализованной. Альтернативные издержки характеризуются неотделимостью от принятия решений (действий), субъективностью, ожидаемостью на момент осуществления действия. Альтернативные издержки не являются расходами в бухгалтерском понимании, они всего лишь экономическая конструкция для учёта упущенных альтернатив. Если имеется два варианта инвестиций, А и Б, причем варианты взаимоисключающие, то при оценке доходости варианта А необходимо учитывать неполученый доход от непринятия варианта Б, как стоимость упущенной возможности, и наоборот.

 

4. Понятия потребности, спроса, потребления, производства, распределения, предложения.

 

Спрос — это количество товара, которое покупатели желают купить по данной цене. Полным спросом на товар является совокупность спросов на этот товар по различным ценам.

Потребление — использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. В экономике потребление приравнивается к приобретению благ или услуг. Потребление становится возможным вследствие получения дохода или траты сбережений.

Производство — процесс создания разных видов экономического продукта. Понятие производства, характеризует специфически человеческий тип обмена веществ с природой, или более точно — процесс активного преобразования людьми природы с целью создания необходимых материальных условий для своего существования.

Распределение —одна из фаз воспроизводственного цикла (производство-распределение-обмен-потребление)

Предложение — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях (определенное количество товара, который продавцы готовы предложить в течение определенного периода времени.).

 

5. Основные предположения о поведении индивидуального потребителя в неоклассической экономической теории (концепция «экономического человека», законы Госсена: первый (изменение предельной полезности одного блага) и второй (условие максимума полезности при потреблении нескольких благ).

 

законы Госсена — математическая разработка главных принципов теории предельной полезности, общих основ теорий субъективной ценности.

По мнению прусского экономиста Г. Госсена поведение человека определяет стремление к максимизации полезности или наслаждения. В связи с этим, Госсен выдвинул два тезиса, названные его последователями «законами».

Первый закон Госсена. При непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы продукта ниже предыдущей. Полезность первых единиц при повторении акта потребления также ниже, чем при первом акте.

Второй закон Госсена. Упрощённый вариант основан на рассмотрении натурального хозяйства человека, изолированного от общества. При наличии определенного количества различных продуктов индивидуум в течение данного ограниченного периода времени может потребить их в разных комбинациях, одна из которых должна быть наиболее выгодной, приносящей максимум наслаждения, что достигается при установлении равенства предельных полезностей всех продуктов. Следующая степень приближения учитывает условия товарного хозяйства. Цена товаров и количество денег — главные факторы, ограничивающие потребление. Оптимальным будет тот вариант потребления, при котором достигается равенство между предельными полезностями, получающимися от последних денежных единиц, израсходованных на покупку отдельных товаров.

 

Второй закон впоследствии широко использовался математической школой для объяснения явлений капиталистического спроса и ценообразования.

 

6. Основные законы поведения потребителей на рынке одного товара: закон спроса, закон убывающей предельной полезности, эффект дохода, эффект замены (замещения).

 

Спрос — одна из сторон рыночного ценообразования отражает желание приобрести определённый объём товаров по данной цене.

Закон спроса — при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены — повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.

Неценовые факторы, влияющие на спрос: Уровень доходов в обществе; Размеры рынка; Мода, сезонность; Наличие товаров-субститутов (заменителей); Инфляционные ожидания.

 

Предельная полезность (нем. Grenznutzen, англ. Marginal utility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Другими словами— это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага (производная):




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.