Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, формы и показатели концентрации производства




Концентрация представляет собой процесс сосредоточения производства однотипных изделий на отдельном предприятии. Концентрация производства, являясь одной из форм его организации, непосредственно связана с понятием размера предприятия. Для характеристики размера предприятия применяются следующие показатели: количество промышленно-производственного персонала, стоимость основных средств предприятия, используемых в предпринимательской деятельности, объем выпуска продукции. Численность персонала характеризует размер предприятия по количеству живого труда, стоимость основных средств – по затратам овеществленного труда в средствах производства. Эти показатели характеризуют лишь отдельные стороны процесса концентрации производства. Обобщающим показателем, характеризующим размер предприятия, является объем выпуска продукции в денежном выражении. Этот показатель отражает совокупные затраты живого и овеществленного труда.

Ориентировочными границами при отнесении предприятий к мелким, средним и крупным являются численность персонала и годовые объемы выпуска продукции.

Особое влияние на концентрацию оказывает углубление специализации производства, а также централизация в разрезе отрасли производства стандартизированных деталей и узлов внутриотраслевого применения.

Одной из форм концентрации производства в промышленности является создание производственных объединений, которые представляют собой объединения предприятий и организаций в производственно-технический, научно-производственный и другой комплекс. В основе их организации могут лежать технологическая общность и однородность выпускаемой продукции, кооперирование и научно-технические связи.

Уровень концентрации в масштабе отрасли характеризуется удельным весом продукции крупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли.

Эффективность концентрации – это улучшение технико-экономических показателей производства в результате увеличения размеров предприятий. Укрупнение предприятий приводит к росту объемов выпускаемой продукции, создает условия для применения и лучшего использования высокопроизводительного оборудования, внедрения прогрессивных технологических процессов.

Укрупнение предприятий влияет также на организацию производства. Создаются условия для массового производства, сокращения производственного цикла, уменьшаются затраты на подготовку производства.

Укрупнение предприятий способствует снижению себестоимости единицы продукции. Это снижение достигается за счет опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы, уменьшения удельных амортизационных отчислений, экономии на условно-постоянных расходах.

С увеличением объема выпуска продукции повышаются и такие показатели как уровень производительности труда, капиталоотдача, рентабельность капитала, съем продукции с 1м2 производственной площади.

Однако следует иметь в виду, что укрупнение предприятий имеет целесообразные границы. Слишком высокая концентрация может привести к нерациональному размещению предприятий, возникновению монополии отдельных производителей, увеличению транспортных расходов и т.д.

Оптимальным размером предприятия будет такой, который обеспечивает максимальные результаты при минимальных затратах.

К факторам, оказывающим влияние на выбор оптимального размера предприятия, относятся:

· объем спроса и характер выпускаемой продукции;

· размещение источников сырья и рынков сбыта;

· сроки строительства и освоения производственной мощности, эффективность инвестиций;

· интересы обороноспособности страны.

Целесообразный размер предприятия определяется с учетом условий транспортировки сырья, материалов и готовой продукции, условий ее реализации и потребления, сложности управления, социальные условия и др.

Основная задача при выборе целесообразных размеров предприятий в отрасли состоит в том, что из ряда возможных размеров предприятий для выпуска данной продукции отобрать тот, который позволяет получить наилучшие экономические показатели.

9.Специализация производства: сущность, формы, показатели.

Специализация производства – это одна из форм его организации, которая представляет собой сосредоточение на нем производства определенного вида изделий или отдельных частей (деталей) этих изделий, отдельных операций технологического процесса. Специализированным называется предприятие, выпускающее в больших количествах один вид или ограниченное количество сходных по конструктивно-технологическим признакам видов продукции. Различают три формы специализации: предметная, подетальная и технологическая.

Предметная специализация выражается в сосредоточении производства определенных видов готовой продукции на отдельных предприятиях. Примером предметной специализации являются предприятия, выпускающие автомобили, холодильники, телевизоры и др. Предметная специализация обеспечивается путем сокращения ассортимента выпускаемой продукции или увеличения удельного веса одного вида продукции в общем объеме выпуска.

Подетальная специализация означает сосредоточение производства сборочных единиц или отдельных деталей готовых изделий на отдельных предприятиях. Поддельную специализацию имеют предприятия, выпускающие в больших объемах двигатели, компрессоры, подшипники и др.

Технологическая специализация выражается в ограничении производства определенными стадиями технологических процессов. Примером этого вида специализации может служить штамповочное, литейное производство. Механическая обработка и др.

Для оценки уровня специализации производства используются как основные, так и частные показатели. К основным относятся:

1. Удельный вес специализированного производства в общем объеме выпуска данного вида продукции.

2. Удельный вес основной (профильной) продукции в общем объеме производства продукции. К основной (профильной) продукции относят конструктивно и технологически однородную продукцию, соответствующую основному виду деятельности предприятия.

3. Количество классов, видов и разновидностей продукции. Чем меньше данный показатель, тем выше уровень специализации.

4. Коэффициент закрепления операции характеризует уровень внутрипроизводственной специализации. Определяется отношением числа всех технологических операций, выполняемых цехом (участком) в течение месяца, к числу рабочих мест. Чем ниже коэффициент закрепления операций, тем выше уровень специализации.

Дополнительно уровень специализации производства характеризуют следующие частные показатели: доля автоматизированного и специализированного оборудования в общем парке, удельный вес трудоемкости поточного производства в общей трудоемкости продукции, доля стандартизированных и унифицированных деталей и узлов в изделии и др.

Экономическая эффективность специализации обусловлена возможностью внедрения специализированной высокопроизводительной техники, прогрессивной технологии, рациональной организации труда и производства. На специализированных предприятиях более высокий уровень производительности труда, капиталоотдачи, повышается эффективность использования оборотных средств и снижается себестоимость продукции.

Создание специализированных предприятий влияет на увеличение расстояния между потребителями и поставщиками и повышает тем самым транспортные расходы. Поэтому при решении вопроса об уровне специализации исходят из рациональных ее границ с тем, чтобы транспортные расходы не превышали экономии, получаемой от специализации.

Для определения экономической эффективности специализации используют следующие показатели: себестоимость продукции, транспортные расходы на ее доставку потребителям, общая сумма инвестиций, необходимых для осуществления специализации, и их эффективность, экономия текущих затрат и др.

 

10. Производственное кооперирование: сущность, формы, эффективность.

Специализация предприятий предопределяет необходимость их кооперирования. Под кооперированиемпонимается планомернаяпроизводственная связь между предприятиями, совместно изготовляющими определенную продукцию на базе разделения труда.

Кооперирование и специализация производства представляют собой различные стороны единого процесса. С одной стороны, специализация – это важнейшая предпосылка для кооперирования производства, с другой – она невозможна без длительных производственных связей между предприятиями, которые изготовляют сборочные единицы или осуществляют отдельные стадии технологических процессов, и головными предприятиями, выпускающими готовые изделия.

Производственное кооперирование можно классифицировать по различным признакам: а) по характеру участия предприятия в кооперировании – со стороны (предприятие получает) и на сторону (предприятие поставляет);б) по характеру использования производственной базы – на безе специализации, на базе свободных производственных мощностей;в) по объектам кооперирования – предметное (готовые изделия), подетальное (детали, узлы), технологическое (выполнение отдельных операций технологического процесса), инструмент и приспособления;г) по отраслевому признаку – внутриотраслевое и межотраслевое;д) по территориальному признаку – внутрирайонное и межрайонное.

Для оценки уровня кооперирования используется показатель, характеризующий удельный вес затрат на полуфабрикаты, заготовки и сборочные единицы, поступающие в порядке кооперирования, в общих затратах на производство готовой продукции, выпускаемой данным предприятием. Для характеристики развития кооперирования применяются и другие показатели: территориальная структура и объем поставок на сторону и со стороны; количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием, т.е. число предприятий-поставщиков и предприятий-потребителей; оптимальный радиус кооперирования; удельный вес внутрирайонного кооперирования в общем объеме кооперирования.

Экономическая эффективность кооперирования достигается улучшением показателей работы предприятий за счет прекращения изготовления на них небольшого количества тех или иных заготовок и сборочных единиц и передачи их на специализированные предприятия. Экономическая эффективность кооперирования производства тесно связана с эффективностью его специализации.

На основе развивающейся специализации производства одновременно решаются и вопросы улучшения кооперирования исходя как из общих условий развития промышленности, так и из специфических условий, характерных для ее отдельных отраслей, а также из условий развития межотраслевых производств по стране в целом и в каждом экономическом районе. Это обеспечивает повышение эффективности производства.

 

11. Диверсификация производства: понятие, виды, эффективность.

экономической деятельности – это расширение активности крупных фирм, объединений, предприятий и целых отраслей за рамки основного бизнеса, под которым понимается производство товаров и услуг, имеющих максимальные доли в чистом объеме продаж по сравнению с другими видами продукции. Диверсификация – в широком смысле – стратегическая ориентация на создание многопрофильного производства. Данная форма организации является важнейшей составной частью современной рыночной экономики, оказывающая существенное воздействие на систему разделения труда, конкуренцию, эффективность производства. Диверсификация означает как корректировку основной деятельности фирмы, так и существенную переориентацию ее стратегии. Первое направление называется узкоспекторной диверсификацией, второе – широкоспекторной, т.е. не связанной с основным производством. Уровень диверсификации измеряется двумя показателями: идентификацией числа отраслей или номенклатуры товаров и услуг, охватываемых деятельностью фирмы, а также соотношением основного и диверсифицированного производства. Диверсификация стимулируется стремлением фирм в условиях конкуренции упрочить свое положение на рынке, своевременно реагировать на изменение рыночной конъюктуры.

К наиболее общим формам диверсификации, получившим широкое развитие в промышленности, относятся концентрическая и конгломеративная (создание общих компаний). Концетрическая диверсификация обычно осуществляется либо за счет создания технологий и производства для изготовления продукции, относящейся к профилю других отраслей, на основе внутрифирменных научных исследований и разработок или за счет приобретения технологий и производства других отраслей, необходимых для обеспечения полного цикла изготовления продукции. Конгломеративная – путем приобретения рентабельных предприятий и фирм в различных отраслях. Несмотря на то, что эти формы дополняют друг друга, реальное увеличение продукции связано лишь с концентрической диверсификацией, покупка же существующих предприятий представляет собой только перераспределение имеющихся капиталов.

Причинами, побуждающими предприятия выпускать новые продукты и выходить с ними на новые рынки, могут быть:

· стремление обеспечить себе устойчивое финансовое положение за счет выпуска более рентабельной продукции;

· проникнуть в отрасли с высокой нормой прибыли;

· уменьшение риска не получения прибыли.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.