Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к зачету по юридической психологии 3 страница




Вывод: лица, совершившие неосторожные преступления, совершили их впервые в сложившейся провоцирующей ситуации или в состоянии временного неблагоприятного психофизического состояния.

Именно поэтому при назначении наказания за такого рода преступления суды должны проводить компетентный психологический анализ личности подсудимого, т.е, учитывать в полном объеме все смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

Неосторожные преступления: высокий уровень тревожности, избыточный самоконтроль. Под воздействием алкоголя часто.

 

 

42. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.

Большинство преступлений имеют возрастную мотивационную специфику: эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, стремлений к самоутверждению, подражанию авторитетам.

Поведенческая основа подросткового возраста: психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность.

Особенности: недостаточность жизненного опыта, низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, двигательная и вербальная активность, внушаемость, подражательность, обостренное чувство независимости, стремление к престижу, неуравновешенность возбуждения и торможения. Физиологическая перестройка организма связана с вниманием к половым вопросам.

При неблагоприятных социальных условиях эти особенности катализируют вредные влияния, приобретают отрицательную направленность.

 

43. Психология подростковой преступности.

Существует ряд поведенческих стереотипов, на базе которых формируется поведенческий тип подростка.

1. реакция оппозиции. Вызывается завышенными претензиями к деятельности и поведению подростка, излишними ограничениями, невниманием к его интересам со стороны окружающих взрослых. Эти реакции проявляются в прогулах, побегах из дома.

2. реакция имитации. Проявляется в подражании определенному лицу, образцу. Иногда образцом может стать и антисоциальный герой. Может быть вовлечен в совершение преступных действий.

3. реакция отрицательной имитации – поведение, противопоставленное навязываемой модели.

4. реакция компенсации – восполнение неудач в одной области подчеркнутым успехом в другой (компенсация неуспехов в учебе «смелым» поведением).

5. реакция гиперкомпенсации – настойчивой стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности (робость может побудить к отчаянному поведению, к вызывающему поступку).

6. реакция эмансипации – стремление высвободиться из-под навязчивой опеки старших, самоутвердиться.

7. реакция группирования – объединение в группы сверстников, которые отличаются однородной направленностью, территориальной общностью, борьбой за господство над своей территорией.

 

44. Структурно-психологический анализ преступного деяния.

Механизм преступления – сложный комплекс взаимодействия внешних и внутренних факторов, обусловливающих возникновение и развитие преступного деяния.

Содержание преступного деяния – зависит от вида преступления.

Внутренняя структура преступного деяния:

1) мотив (обоснование цели), цель действия и форма вины лица + намерение (устойчивое стремление к реализации) (психологические компоненты);

2) предмет действия, повод, способ (в нем проявляются психофизиологические особенности человека), средства и условия его реализации (физические и вещественные компоненты);

+ обстоятельства, содействующие принятию решения о совершении преступления: провоцирующее поведение потерпевшего, давление со стороны преступной группы, наличие субъективной возможности сокрытия преступления, алкоголь.

3) результат действия, т. е. те последствия, которые наступили от действия (выполнение, невыполнение, перевыполнение).

 

45. Преступная группа.

ПРЕСТУПНАЯ ГРУППА - группа лиц, совершивших преступление по предварительному сговору, заранее договорившихся об этом.

Совместное преступное действие нескольких лиц имеет ряд юридических градаций:

--простое участие – соисполнительство при отсутствии распределения ролей в спонтанно возникшей группе (частичное совпадение индивидуальных целей),

--сложное участие – выполнение определенной воли во временно функционирующей преступной группе (объединены мотивационно и общей целью),

--соучастие в стабильной преступной группе (руководство, членство) (высокая самоидентификация личности с группой, усилен групповой контроль за деятельностью членов).

Преступная группа отличается системой устойчивых антисоциальных норм и поведенческих шаблонов. Межличностные отношения в группе основаны на соперничестве, эгоистическом расчете, утверждении превосходства лидеров посредством грубой физической силы.

Деятельность преступной группы побуждается преступными интересами и организуется в соответствии с общим преступным умыслом.

46. Психолого-криминалистические типы преступных групп и их структура.

Примитивно организованные группы имеют в своем составе не более 10 человек. По внутригрупповой структуре они относятся к типу главарь-участники. Преимущественно их преступная деятельность – эпизодический рэкет, мошенничество. Внутригрупповая дифференциация не развита – действуют сообща.

Среднеорганизованные группы функционируют по типу иерархической внутригрупповой организации (между главарями и исполнителями есть промежуточные звенья). Состоят из многих десятков участников. Отличаются значительной внутригрупповой дифференциацией, узкой специализацией различных групповых подразделений – разведчики, боевики, исполнители, телохранители, финансисты, аналитики. Основная деятельность – устойчивый рэкет, шантаж крупных предпринимателей, контрабанда, наркобизнес. Имеют устойчивые связи с управленческими структурами.

Высокоорганизованные преступные организации отличаются сетевой структурой своей организации. Имеют сложную иерархическую систему управления, приносящую доход собственность, официальное прикрытие (фонд, магазин, ресторан, казино). Существуют устойчивые межличностные контакты, общность целостных ориентаций. Высокая координация действий членов группы. В условиях группы резко понижается чувство индивидуальной ответственности, повышается безнаказанность, вседозволенность, ощущение групповой защищенности.

47. Расследование как познавательный и удостоверительный процесс.

Задачи:

--раскрытие преступления – обнаружение события преступления и установление личности преступника,

--закрепление, проверка и предварительная оценка доказательств с последующей передачей материалов в суд.

Цель следственной деятельности – установление истины по уголовному делу, которая достигается в процессе познавательно-удостоверительной деятельности следователя.

Деятельность следователя по раскрытию и расследованию – восстановление криминальных событий по прямым и косвенным признакам.

Материальные следы могут позволить судить о профессии преступника, его возрасте, силе, росте, особенностях. Каждое событие преступления отображается в материальной среде и психике людей.

Следователь исследует как взаимосвязи непосредственно воспринимаемых явлений, так и то, что отразилось в сознании людей о событии. В первом случае решаются объективно обусловленные задачи, во втором – субъективно обусловленные.

Преступления умышленно маскируются, скрываются. Для распознания типа ситуаций (объективная/субъективная задача) необходимо знать их ключевые признаки

Исследуя психические источники доказательств, анализируя показания, следователь должен оценить показания, определить их истинность. В отличие от материальных следов психические нестабильны, склонны с стиранию, изменчивости, они фрагментарны.

 

48. Психологическая характеристика следователя.

Повышенная психическая напряженность деятельности предъявляет ряд требований к качествам психики следователя:

--сенситивность — повышенную нервно-психическую чувствительность к различным факторам внешнего воздействия;

--эмоциональная устойчивость;

--пониженный уровень тревожности, т.е, умеренная эмоциональная возбудимость в экстремальных ситуациях;

--сопротивляемость различным психотравмируюшим условиям;

--толерантность — привыкание или устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям.

Важнейшими качествами следователя, которые имеют первостепенное значение при расследовании уголовных дел, являются его волевые, коммуникативные и, главное, интеллектуальные качества. Следователь должен обладать тонкой наблюдательностью, высочайшим чувством долга, а также соответствующей нравственной и социальной позициями. Его деятельность должна постоянно подчиняться процессуальному закону, а не его предвзятости и подозрительности. Следователь должен также иметь такие качества характера, как хладнокровие, рационализм, т.к. его профессиональная деятельность протекает в эмоционально экстремальных ситуациях.

Профессиональная деформация следователя: негативные личностные качества –душевная черствость, грубость, устойчивая подозрительность, предвзятость, склонность к обвинительному уклону

49. Этапы расследования и структура познавательной деятельности следователя.

1) Подготовительный: возбуждается уголовное дело. Задачи – установить достоверность информации, получить достаточную информацию о наличии или отсутствии события. В случае наличия события определить признаки (если преступное – определить состав).

2) Первоначальный: выявляется исходная информация, определяется тип следственной ситуации, выдвигается обоснованная версия моделирования события. Задачи: поиск носителей уголовно-релевантной информации, превращение обнаруженных объектов в источники следственной информации, выявление признаков преступления.

3) Основной: создается необходимая для полного расследования доказательственная база. Задачи: проверяются версии. Используются возможности криминалистической техники и экспертизы. По завершению этапа не должно остаться противоречий и неясностей.

4) Заключительный: процессуальное оформление завершения производства по делу – полное подтверждение одной версии, исследование все релевантных для дела источников информации, доказательства систематизированы, согласованы и непротиворечивы, установлены обстоятельства, входящие в предмет доказывания, сделана обоснованные выводы о виновности/невиновности обвиняемого. Дело передается на утверждение прокурору, а затем в суд.

 

 

50. Коммуникативная деятельность следователя.

 

Коммуникативная деятельность - это умение понимать человека, чувствовать его, управлять его эмоциональной средой.

Исследование структуры коммуникативной стороны деятельности, познание психологических закономерностей общения в особых условиях уголовно-процессуального резюмирования дает возможность разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности труда следователя на этом уровне.

Характеризуя коммуникативные способности следователя, можно выделить следующие элементы:

--умение быстро организовывать контакт с собеседником. он начинается с освобождения от внутреннего "зажима" с умением в течение всего времени разговора смотреть в глаза человека и, далее, умения найти индивидуальный подход с учетом особенностей личности допрашиваемого;

--волевую форму: всегда быть в форме, то есть целевое управление своим поведением. Волевое превосходство - одно из самых главных в коммуникативной деятельности.

Коммуникативная деятельность не помогает преодолеть конфликт.

Допрос является в первую очередь организацией следователем того психологического состояния опрашиваемого, которое реализуется в изложении и наиболее правильной и полной информации о событии преступления и личности преступника.

Успешное взаимодействие двух систем - следователя и допрашиваемого, зависит от психологического контакта.

 

51. Психология обвиняемого.

В соответствии с действующим законодательством, обвиняемым признается лицо, в отношении которого в установленном законом порядке вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого.

Основанием для привлечения лица к уголовной ответственности служит наличие достаточных доказательств для предъявления обвинения. Акт предъявления обвинения состоит из оглашения обвинения и разъяснения обвиняемого его прав. В психологическом плане важно, чтобы это было сделано простым, доступным языком.

2 стратегии поведения обвиняемого: стремление избежать суда и наказания или осознание неизбежности суда.

Защитная тактика обвиняемого: активная (дача ложных показаний, уничтожение вещдоков) или просто отказ сотрудничать. Защитные механизмы формируются уже при возникновении преступного умысла, затем в ходе совершения преступления и при сокрытии его следов. Но это и слабость обвиняемого.

Часто самооценка отличается низкой самокритичностью, неадекватностью; внутренне не осуждают себя, формируют у себя механизм психологической защиты. Человек осуждает себя только если переходит границы собственных поведенческих принципов.

Нарушенные социальные нормы как правило обесценены (поэтому нет чувства вины). Уличение в бесчестие может не волновать, но уличение в предательстве, трусости – глубоко оскорбить.

 

52. Психологические особенности потерпевшего.

Психическое состояние потерпевшего во многом определяется его обвинительной доминантой, отрицательными эмоциями из-за ущерба.

Показания потерпевшего – средство защиты его интересов.

Психические состояния потерпевшего следует отнести к экстремальным психическим состояниям (стресс, аффект, фрустрация), вызывающим существенные сдвиги в его отражательно-регуляционной сфере.

Травмирующие воздействие событий приводит к преувеличению временных интервалов. У потерпевшего возникает сложный нервно-эмоциональный комплекс со взаимодействием чувств стыда, обиды, унижения, мести, агрессивности. От полового насилия возникает чувство депрессии, апатии, обреченности. Из-за чувства стыда показания могут умышленно искажаться.

При производстве следственных мероприятий может формироваться механизм психологической защиты от повторных психотравмирующих воздействий.

Следователь должен быть тактичен, внимателен, ему необходимо улавливать динамику настроения потерпевшего. Особенно внимательно должны быть рассмотрены просьбы о прекращении дела (может быть вызвано давлением).

 

53. Факторы, влияющие на формирование показаний.

Восприятие (формирование), запоминание (влияет на объективность показаний) и воспроизведение.

Показания обвиняемого. 2 стратегии поведения обвиняемого: стремление избежать суда и наказания или осознание неизбежности суда. Защитная тактика: активная (дача ложных показаний, уничтожение вещдоков) или просто отказ сотрудничать. Защитные механизмы формируются уже при возникновении преступного умысла, затем в ходе совершения преступления и при сокрытии его следов.

Показания потерпевшего. Психическое состояние потерпевшего во многом определяется его обвинительной доминантой, отрицательными эмоциями из-за ущерба. Показания потерпевшего – средство защиты его интересов. Часто показания насыщены оценочными элементами, но значение имеют только фактические сведения. Психические состояния потерпевшего следует отнести к экстремальным психическим состояниям (стресс, аффект, фрустрация), вызывающим существенные сдвиги в его отражательно-регуляционной сфере. У потерпевшего возникает сложный нервно-эмоциональный комплекс со взаимодействием чувств стыда, обиды, унижения, мести, агрессивности. От полового насилия возникает чувство депрессии, апатии, обреченности. Из-за чувства стыда показания могут умышленно искажаться. При производстве следственных мероприятий может формироваться механизм психологической защиты от повторных психотравмирующих воздействий. Особенно внимательно должны быть рассмотрены просьбы о прекращении дела (может быть вызвано давлением).

 

54. Психология свидетелей.

 

Свидетель в уголовном процессе – это лицо, располагающее информацией о преступлении и его участниках. Свидетель может лично воспринимать событие преступления (очевидец) либо получить информацию от других лиц. Психология свидетеля (осведомленного лица) определяется следующими основными моментами. 1) Физиологическим и психофизиологическими особенностями, состоянием психики (норма или патология), половыми и возрастными характеристиками, свойствами второй сигнальной системы, т.к. связано с восприятием, запоминанием и воспроизведением информации. 2) Эмоциональным фоном до и эмоциональным реагированием в период преступления. 3) Особенностями личности (социальным положением, направленностью личности, мотивационной и ценностной сферой, профессиональной принадлежностью и т.д.). 4) Значительной долей оценочной информации, требующей тщательного анализа. 5) Внушаемостью и самовнушаемостью. 6) Процессуальным положением на предварительном следствии. 7) Психологической ролью в совершенном преступлении. 8) Характером взаимодействия с лицом, проводящим расследование.

Описанные психологические особенности учитываются в процессе получения значимой информации от свидетеля (как в уголовном процессе, так и в оперативно-розыскной деятельности). Осуществляется: 1) диагностика и оценка состояния психофизиологических, познавательных процессов, памяти, уровня и характерных особенностей мышления; 2) диагностика и оценка личностных характеристик свидетеля; 3) выбор и применение психологических способов активизации памяти, мышления, стимулирование восстановления ассоциативных связей (в том числе с помощью гипноза); 4) анализ психологической роли свидетеля в совершенном преступлении; 5) оперативный анализ и оценка невербальных реакций свидетеля, особенно при диалоговом этапе допроса; 6) оперативное изменение тактики допроса на основании вышеперечисленных факторов;) применение специальных психологических приемов распознавания и преодоления умышленного либо непроизвольного искажения фактов.

 

55. Психологический контакт в следственной деятельности.

Следует заметить, что профессиональным качеством любого следователя является его умение установить психологический контакт со всеми участниками уголовного процесса. Психическое поведение следователя при производстве следственных действий должно строиться с учетом психического состояния допрашиваемого, который может быть либо резко возбужден и отрицательно настроен по отношению к преступнику, либо, наоборот, находиться в состоянии депрессии и быть подавленным. В такой ситуации следователь должен быть подчеркнуто внимателен, он не может быть небрежным и наигранно веселым, только установление между сторонами соответствующего контакта может содействовать повышению уровня психической активности допрашиваемых лиц.

Именно поэтому задачей следователя является установление у допрашиваемого лица положительных, социальных, связей, такие связи усиливают и побуждают к гражданским мотивам в поведении допрашиваемого. Это не означает, что следователь должен заигрывать с допрашиваемым, последний должен увидеть в процессе допроса профессионала, принципиального и грамотного специалиста, в совершенстве знающего свое дело. Вся система коммуникативных контактов должна состоять из положительных качеств личности и грамотного разъяснения следователем процессуальных прав и обязанностей допрашиваемого лица.

Особенного внимания требуют обвиняемые, в отношении которых избрана такая мера пресечения, как содержание под стражей, поэтому при первой встрече в следственном изоляторе следователь должен избежать конфликтного взаимодействия с таким обвиняемым.

 

56. Приемы правомерного психического воздействия.

Наука судебная психология знает соответствующие приемы правомерного воздействия следователя при противодействии со стороны допрашиваемых лиц:

--ознакомление такого лица со всеми имеющимися по делу доказательствами и убеждение в бесполезности противодействия;

--создание у обвиняемого субъективных представлений о доказательствах, содержание которых ему было неизвестно;

--исправление ошибочных представлений о неосведомленности следователя по какому-то вопросу, имеющему значение для дела;

--предъявление доказательств по мере их значимости с внезапным предъявлением особо значимых, изобличающих в совершении преступления;

--совершение следователем действий, которые допускают их многозначное толкование обвиняемым;

--использование фактора внезапности при производстве следственных действий;

--демонстрирование возможностей следователя для объективного установления скрываемых обстоятельств вне зависимости от показаний обвиняемого.

Учитывая все приемы, следователь должен соответствующим образом строить тактику допроса.

 

57. Психологические основы осмотра места происшествия.

 

Осмотр места происшествия является следственным действием, хотя и проводится до возбуждения уголовного дела. Его проведение основано на чувственной области познания, на основании проведенного осмотра места происшествия следователь воссоздает мысленно картину совершенного преступления. По характеру вещественных доказательств, обнаруженных происшествия, можно выделить четыре типа места происшествия, по которым выделяется дальнейшая направленность и познавательная деятельность следователя:

--преступление совершено в данной обстановке, а на имеющихся предметах есть явные следы;

--преступление совершено в данной обстановке, однако она не имеет явных изменений; преступление совершено в другом месте, а на месте происшествия имеются только следы этого преступления;

--следы преступления были преступником инсценированы.

--из проведенного осмотра необходимо приступить к построению версий, которые в дальнейшем следует проверить. Очень часто преступник использует предметы своей профессиональной деятельности. Заранее подготовленные орудия убийства, например, могут свидетельствовать об умышленном убийстве.

При осмотре места происшествия аналитический ум следователя должен быть направлен на выяснение тех следов преступления, которые характерны для конкретного вида преступления, обязывает следователя хорошо знать криминалистику. Поэтому основой всей познавательной деятельности следователя при осмотре им места происшествия должно быть с совокупности признаков данного преступления и степени вероятности связей между сигами расследуемого вида преступлении.

Инсценировку можно распознать: чересчур демонстративно представлено, наличие признаков различных преступлений, несоответствие признаков на мете происшествия механизму подлинного преступления, противоречия в обстоятельствах, неестественно яркая логичность при отсутствии деталей.

 

58. Психологические основы допроса.

Допрос – способ получения личных доказательств. Полнота и достоверность зависят от соблюдения процессуальных норм закона и от осведомленности следователя в психологических механизмах формирования представлений памяти и их реконструкции.

Задача следователя – систематизировать полученную информацию, найти ее ключевые, системообразующие элементы, выдвинуть систему вопросов, восстанавливающих каркас события. По части события восстановить его в целом.

Допрашиваемые могут: содействовать раскрытия, противодействовать, безразлично относиться к деятельности ПО.

Стадии допроса:

1-подготовка и вызов на допрос. Правильный выбор времени, изучение информационной базы – все возможные источники. Установление личности.

2-установление психологического контакта в начале профессионального взаимодействия. Разъяснение процессуальных прав.

3-выяснение в ходе допроса важной информации (стадия свободного рассказа, стадия глубокого зондирования)

4-завершение допроса, подписание протокола.

5-анализы итогов допроса. Оценка показаний, определение их истинности: обратить внимание на логическую связь, соответствие сведений другим доказательствам, общие психофизические возможности индивида.

59. Очная ставка и ее виды. Психологические основы очной ставки.

Очная ставка – одновременный допрос двух ранее допрошенных лиц. Основание – наличие в показаниях допрашиваемых противоречий относительно одних и тех же обстоятельств дела. Отличается повышенным динамизмом и остротой межличностного конфликтного поведения.

Различаются следующие виды очных ставок: между двумя свидетелями, свидетелем и потерпевшим, свидетелем и подозреваемым или обвиняемым, потерпевшим и подозреваемым или обвиняемым, между подозреваемыми и между обвиняемыми.

Вначале устанавливается знают ли допрашиваемые друг друга и в каких отношениях находятся. Далее дают показания. Следователь задает вопросы, разрешает допрашиваемым задавать вопросы друг друга. Первым допрашивается лицо, которое дает признательные показания, а вторым – отрицающее их лицо.

Вначале снимаются противоречия относительно менее значимых обстоятельств (путем задавания косвенных вопросов), а затем – более значимых.

Следователь должен быть осведомлен о характере, психических особенностях допрашиваемых заранее. Он должен сохранять устойчивость и уравновешенность, находиться в состоянии полной психической стабильности.

Цель очной ставки – изобличение лица, противодействующего следствию. Правдивая информация выступает основным фактором психического воздействия.

 

60. Психологические основы опознания.

Следователь может предъявить для опознания лицо или предмет свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиняемому. Опознающие предварительно допрашиваются об обстоятельствах, при которых они наблюдали ответствующее лицо или предмет, и о приметах и особенностях, по которым они могут произвести опознание.

Дознание как психический процесс зависит от:

--прочности хранящего в памяти образа;

--от психического развития опознающегося общей направленности его личности, чем менее психически и интеллектуально такая личность развита, тем больше вероятность ошибочного опознания и выше вероятность опознания по надуманным или второстепенным знакам. Поэтому так важен допрос перед началом этого следственного действия, который выделит индивидуальные признаки лица или предмета, которые необходимо опознать. При “возможности предъявления лица к опознанию его опознание следователь проводит по фотографии, предъявляемой одновременно с фотографиями других лиц в количестве не менее 3х. Если у следователя возникнут обоснованные сомнения в способности опознающего правильно воспринимать и воспроизводить воспринятое ранее, то назначается судебно-психопогическая экспертиза.

Опознание проводят по специфическим признакам при участии минимум 3 человек.

 

61. Психологические основы обыска.

При обыске следователь, осуществляя поиск, должен постоянно психологически воздействовать на обыскиваемого. Для этого следователь перед началом обыска должен сообщить обыскиваемому, с какой целью он проводит данное следственное действие, и предлагает ему добровольно выдать искомые веши или документы, используя при этом такие психологические средства внушения, как убеждение и разъяснение такой необходимости. Во время производства обыска запрещено обмениваться информацией между обыскивающими. Действия, требующие специальных навыков, производят специалисты. Важнейшим психологическим процессом во время обыска считается наблюдение, при помощи которого следователь должен предполагать действия обыскиваемого лица.

Для достижения положительных результатов обыска необходимо помнить о том, что:

--нельзя приступать к нему в усталом состоянии;

--не вступать в конфликт с обыскиваемым, вести себя с ним и членами его семьи корректно и вежливо;

--устранять все отвлекающие факторы (посторонние разговоры, ненужное хождение по помещению и т.п.);

--не приступать к осмотру нового объекта, не закончив полного обследования предыдущего;

--прерываться для отдыха при необходимости, чтобы избежать непроизвольного отвлечения внимания;

--обращать особое внимание на профессию прячущего и предметы его увлечения:

--наблюдать за поведением обыскиваемого лица и его непроизвольными реакциями, чествуют и этические нормы для следователя, производящего обыск;

--нельзя прибегать к действиям, унижающим честь и достоинство обыскиваемого лица;

--проводить это следственное действие в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства;

--следователь должен относиться бережно к имуществу обыскиваемого лица;

--не оглашать писем и документов, не относящихся к обыску;

 

62. Психологические основы следственного эксперимента.

Следственный эксперимент как следственное действие проводится с целью воспроизведения определенного действия или обстановки, при которых было совершено преступление. В ходе его проведения проверяется возможность видеть, слышать определенные действия, опознавать определенные вещи и предметы при их удаленности и слабой освещенности, при проведении следственного эксперимента следователь устанавливает:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.