Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системный подход к анализу организаций




Механизмы интрапсихической защиты; самооценка; уровень притязаний

Успех и планирование карьеры; преодоление стереотипов

Аутогенный менеджмент; условия успешного управления своим поведением.

Когда говорят об аутогенном менеджменте, или самоуправлении, то имеют в виду постановку цели, планирование работы и распределение времени, выбор рабочей техники и реализацию программы самоконтроля. Речь идет об управлении собственным поведением, собственными делами и привычками. Аутогенный менеджмент – это проявление юли, требующее собственной перестройки. Каждый волевой импульс -проявление жизненной силы, действующей в каждом из нас.

Эта сила может использоваться осознанно лишь в том случае, когда человек понимает, чего он хочет. При этом следует соизмерять усилия с ожидаемым результатом. Важно оценить значимость своей цели и решить, стоит ли ею заниматься на данном этапе своей жизни. Выбор приоритетов – характерная черта аутогенного менеджмента.

Необходимо ясно представлять себе, где вы добились очевидных успехов, поскольку только в этом случае можно научиться развивать эти успехи, чтобы самосовершенствоваться.

Условия успешного управления своим поведением. Существует много психологических условий возможности управления своим поведением. Рассмотрим некоторые из них: 1) особенности восприятия социальных объектов, 2) уверенность в себе, 3) стереотипы мышления и поведения, 4) способность к сотрудничеству.

Мир мы видим таким, каким его осознаем. Все то, что мы до этого момента пережили и узнали, определяет наше сегодняшнее мышление, чувства и восприятие. На уверенность в себе влияют:

– уровень предварительной подготовки; плохая подготовка подавляет уверенность в себе; спасает доскональное знание предмета;

– человек, живущий с сознанием того, что все, что он делает, бессмысленно, автоматически обретает комплекс неполноценности. Тот, кто понимает смысл и ценность того, что делает, автоматически обретает чувство собственной значимости;

– принятие вызова, даже с риском потерпеть поражение, повышает собственное мнение о себе. Важно, что сделан шаг вперед и нас уже не так пугает следующий вызов;

– недостаточно чувствовать уверенность в себе, важно; чтобы вашу уверенность чувствовали и другие, как в личной жизни, так и на работе;

– без самодисциплины трудно хорошо выполнять свое дело, обрести уверенность в себе и, что особенно важно, внушить уверенность другим. Большинство руководителей знают, что иногда самоконтроль и самодисциплина помогают внушить уверенность другим, даже если сам в чем-то сомневаешься;

– если мы чувствуем, что нас любят, уважают, то становимся увереннее в себе и продолжаем совершенствовать свои личные качества;

– чувство собственного достоинства оказывает огромное влияние на уверенность в себе. Часто это чувство не имеет отношения к мнению других людей о нас, но может отражать наше собственное мнение о самих себе;

– дружеская поддержка важна для развития уверенности в себе;

– успех повышает уверенность в себе;

– если позволим чувству уверенности перерасти в самоуверенность, то окажем себе медвежью услугу. Уверенность прекрасно уживается со скромностью, но не имеет ничего общего с высокомерием.

 

Обычно успех – это событие, получившее социальную или общественную оценку. Однако успех бывает виден не только в зеркале общественного мнения или в признании со стороны других. Ведь то, что одни считают успехом, другие могут воспринимать как неудачу.

Успех может быть засвидетельствован и самим человеком. При этом немаловажно знать, что сам человек понимает под «успехом». Успех связан с ожидаемыми результатами, с целевой установкой. Успех зависит от системы ценностей конкретного человека, которая в течение жизни может претерпевать изменения.

Планирование карьеры и делового успеха. Ничего позитивного не достигнет тот, кто с завистью смотрит на людей, у которых дела идут лучше, чем у него. Если человек убежден, что ничего менять не надо, что нынешнее положение его устраивает, что оно именно такое, о котором он всегда мечтал, то тогда его единственная цель – сохранить достигнутое, поддержать теперешнее состояние.

Постановке конкретных промежуточных целей должно предшествовать стратегическое планирование, выбор направления своей деятельности. Планирование означает умение думать с опережением и предполагает системность в работе. Планирование необходимо, но не надо становиться его заложником. Чрезмерная детализация далекого будущего мешает, т.к. мир богат, динамичен и мы не можем всего предусмотреть; поэтому, полезно быть открытым изменениям, уметь извлекать пользу и из непредвиденных ситуаций. Кроме того, мы меняемся, и наши планы могут терять свою актуальность, устаревать. Надо иметь мужество, чтобы на определенных этапах своей жизни от них отказаться, пересмотреть их.

Предпосылки жизненного успеха

I. Биологические факторы жизненного успеха.

1. Здоровье тела – это не только отсутствие болезней, но и залог жизненных сил (физическая тренированность, закаленность, иммунореактивность, высокая восстанавливаемость, сбалансированность обмена веществ и так далее). 2. Долголетие зависит от генотипа, условий жизни и специальных мероприятий, направленных на задержку старения, его компенсацию или омоложение. Активная жизненная позиция, творчество заметно удлиняют жизнь, снижают риск возникновения заболеваний.

3. Самочувствие зависит от состояния здоровья, физического состояния и психического комфорта. Улучшить его могут массаж, душ, зарядка, психотерапия и другие мероприятия. Хорошее самочувствие повышает работоспособность.

4. Работоспособность определяется запасом здоровья и сил после отдыха, эмоциональной окраской работы, условиями труда, уровнем развития навыков и величиной стимула. Эффективным физиологическим методом повышения работоспособности является отдых. В профессиональной деятельности работоспособность зависит в первую очередь от творческой атмосферы, одержимости идеей, навыков творческой работы.

5. Внешность складывается из красоты лица и фигуры, которые зависят главным образом от природных данных, а также от специальных мероприятий.

6. Обучаемость – важнейшее условие жизненного успеха. Она есть результат природных данных, здоровья, высокого уровня культуры и привычки трудиться над собой.

II. Социальные факторы жизненного успеха

1. Материальная обеспеченность создает дополнительные условия для поддержания здоровья, физической формы, для заботы о своей внешности, дает возможность хорошо отдохнуть, получить образование, иметь определенное социальное положение в обществе.

2. Уровень образования зависит от способностей человека, трудолюбия, инициативности, качества обучения и материальных возможностей.

3. Служебное положение зависит от: а) выбранной профессии и возможностей для служебного роста; б) степени профессиональной подготовки; в) заинтересованности руководства в продвижении сотрудника; г) инициативности, направленной на собственное продвижение по службе.

III. Психологические факторы жизненного успеха

1. Самоуправление, самовоспитание необходимы на протяжении всей жизни, так как бессистемно полученные знания, случайно развитые навыки чаще всего не отвечают истинным потребностям личности, приводя ее к однобокому развитию и неполной реализации заложенного в ней потенциала.

2. Самопроявление предполагает не только потенциал своих положительных качеств, но и само действие, уровень сформированное™ практических умений.

3. Коммуникабельность. Человек не может ни жить, ни трудиться один. Общество устроено так, что оно может эффективно функционировать, если в нем поддерживаются нормальные человеческие отношения. Преуспевающий человек еще и потому добивается успеха, что умеет ладить с людьми, оказывать на них влияние.

Итак, биологические, социальные, психологические факторы успеха влияют на нашу готовность воспользоваться представившимся случаем.

«Победитель» отличается от «неудачника», плетущегося в хвосте жизни и жалующегося на превратности своей судьбы, тем, что постоянно стремится управлять собой и своей деятельностью.

Составляющие деятельности, ведущей к успеху:

1. Желание достичь чего-то в своей профессиональной жизни.

2. Анализ своих талантов и выявление резервных способностей.

– Анализ реальной ситуации, в которой находишься.

– Принятие решения по поводу того, какие качества, умения хочешь в себе развить в большей степени, чтобы достичь профессионального успеха.

– Тренировка – упражнение – повторение (любой талант раскрывается только при его использовании). Надо заплатить «цену» за то, к чему стремишься.

– Полное использование своих умений.

3. Постановка перспективных и ближних профессиональных целей.

4. Поиск внешних ресурсов, помогающих достижению этих целей.

5. Разработка программы достижения целей.

6. Принятие решений по ходу деятельности.

7. Настойчивые действия, направленные на достижение целей.

8. Самоконтроль, оценка своих профессиональных достижений.

 

Если человек воспитывается в ориентации на успех и в то же время не ощущает признательности со стороны окружающих, то в такой ситуации он может предпринять попытки компенсации истинного успеха.

1. Бегство в болезнь. Стратегия компенсации отсутствия признательности, так как о больном окружающие заботятся, и одновременно создается «законное» оправдание отсутствия в данный момент успехов. Хотя бегство в болезнь поможет только на короткий период, состояние вечно больного куда менее предосудительно, чем лодыря или неспособного

2. Агрессивность как форма защиты. Бегство в агрессивность предпочитают те, которые вошли в жизнь с сильной программой антислабости. Слабость для них предосудительна и ее в любых случаях еле дует избегать. Такой человек страдает, но показывать, что ему плохо, не может, поскольку это было бы демонстрацией слабости. Душевная боль трансформируется в ярость, агрессию.

3. Вызывание на себя гнева окружающих. Негативное внимание для такого человека лучше, чем отсутствие внимания. Ему присущи опоздания, он не выполняет данных обещаний, иногда напрашивается на грубость, а затем искренне обижается. Это стратегия отчаявшегося человека. А люди считают, что у него все в порядке, раз он не жалуется.

4. Слишком много действовать (больше казаться, чем быть). Действие может быть вполне «здоровой» компенсацией. Человек старается снискать признание окружающих за свои достижения. Если это удается, то у него повышается самоценность, появляется радостное мироощущение, а если не удается, то он может использовать стратегию, которую В. Биркенбиль назвал как «слишком много действовать.

6. Бегство в одиночество. Неадекватно восприняв нечто случившееся или свою роль в нем, человек начинает недооценивать свои перспективы и уклоняется от всех ситуаций, где есть вероятность оказаться несостоятельным.

7. Активная общественная и политическая деятельность. Лозунги подобных активистов: «Сейчас не время заниматься узкими профессио-нальными делами, вот когда ситуация стабилизируется...» Отмечено, что люди, достигшие успеха в своей профессии, гораздо менее активны в общественной и политической деятельности.

9. Рационализация. Неразумность тех или иных своих поступков, порожденных внешним конфликтом, человек иногда пытается объяснить, приводя развернутую рациональную аргументацию.

Другой пример объяснения человеком причин своих неудач: «Мне уже поздно начинать». Псевдоразумность такой аргументации проявляется в том, что в других обстоятельствах тот же человек считает себя достаточно способным, чтобы заняться новыми для себя делами. Однако, попав в сложную, неудачную для себя ситуацию, человек осознанно или неосознанно упреждает негативную оценку окружающими своего поведения и начинает формировать у них новое о себе мнение.

10. «Бедненький я, бедненький». Некоторые так опасаются критики, что предпочитают выглядеть несчастными, лишь бы не слышать отрицательных отзывов. Они постоянно выставляют себя виноватыми, чтобы другие поняли: это благородный человек, который сам страдает от каждой своей ошибки. Самокритика как бы блокирует критику со стороны.

Уровень притязания – стремления индивида к цели такой сложности, которой по его мнению соответствуют его способности, а также достижения в определённом виде действия, сфере общения, на которую рассчитывает человек при оценке своих возможностей. Термин введён Куртом Левином.

Уровень притязаний может быть заниженным или завышенным, т.е. он не всегда соответствует объективной оценке способностей индивида.

Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определённое место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.).

В других случаях важно несколько снизить уровень притязаний ребёнка. Необходимость решения этой задачи определяется не только тем обстоятельством, что ребёнок с неоправданно завышенным уровнем притязаний встречает решительный отпор в детском коллективе, но и потому, что завышенный уровень притязаний, многократно вступая в противоречие с реальными неудачами, порождает острые эмоциональные конфликты. Нередко при этом ребёнок проявляет упрямство, обидчивость, ведёт себя неадекватно, притворяясь вполне удовлетворённым, либо стремясь объяснить свои неудачи чьим-то противодействием, становясь подозрительным, озлобленным, агрессивным. При частом повторении эти психические состояния закрепляются в виде устойчивых черт характера.

Социальная организация – произвольное соглашение людей, объединившихся в процессе работы, распределив между собой определенные функции для эффективной деятельности всей организации в целом. У объединившихся, людей предполагается наличие общих интересов.

Характерные черты социальных организаций:

– задачи организаций распределяются среди различных позиций (должностей) как официальные обязанности;

– должности организованы в иерархическую структуру власти;

– решения и действия должностных лиц управляются формально установленной системой правил и инструкций;

– формальная организация располагает административным штатом, в задачу которого входит обеспечение функционирования этой организации;

Каждая организация является в той или иной степени бюрократической. Члены организации рассматриваются функционально не как личности, а как носители определенных социальных ролей. Интересы отдельных работников не всегда совпадают с целями организации.

Признаки бюрократической организации:

– сотрудники в основном не знают друг друга;

– сотрудники чувствуют себя ограниченными в высказывании лич-ных взглядов;

– личные цели подчинены целям организации (от сотрудников требуется лояльность, единство, эффективность в труде);

Каждая организация имеет также и неформальную структуру, нигде официально не зафиксированную, но оказывающую большое влияние на нее.

Сплав формальной и неформальной структуры организации формирует ее социально-психологический климат.

Организационные системы. При анализе организаций используется системный подход. Система в первую очередь удовлетворяет трем условиям:

1. Состоит из большого количества составных частей;

2. Части должны отличаться друг от друга;

3. Части должны иметь упорядоченные связи между собой (структурные связи).

Основная цель организации – достижение (поддержание) наибольшей эффективности ее деятельности и непрерывного выявления и решения возникающих проблем.

Под проблемой понимают некоторое состояние организации, характеризующееся различием между предъявляемой потребностью и возможностью организации удовлетворить эту потребность в момент ее появления. Решение проблемы состоит в разрешении этого несоответствия. Проблемная ситуация – выявленная проблемой множеством допустимых вариантов решения, правилами принятия решения и т.д.), посредством которой руководитель выносит решение по проблеме.

Принятие решения – процесс определения мероприятий, направленных на разрешение некоторой выявленной проблемы в организации.

Для достижения цели организация осуществляет следующие процессы: выявление проблемы, принятие решения по этой проблеме, реализация принятых решений, контроль за их исполнением. Эти процессы затрагивают все уровни организации.

Линейная организационная структура образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы.

Достоинства линейной организационной структуры:

– четкая система взаимных связей;

– ясно выраженная ответственность;

– быстрота реакции на прямые приказания. Недостатки:

– отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;

– тенденция к волоките, если вопрос решается между подразделениями;

– перегрузка менеджеров верхнего уровня;

– зависимость работы от личных и деловых качеств менеджера высшего звена.

Штабная организационная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые не обладают правами принятия решений и руководства какими-либо нижестоящими подразделениями или исполнителями, а лишь помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления силами штата специалистов по отдельным функциям.

Преимущества:

– более основательная подготовка решений и планов;

– освобождение линейных менеджеров от глубокого анализа проблем;

– возможность привлечения консультантов и экспертов. Недостатки:

– недостаточно четкая ответственность (те, кто готовит решение, не участвуют в его осуществлении);

– тенденция к чрезмерной централизации.

Функциональная организационная структура требует создания подразделений для выполнения определенных функций на всех уровнях управления. Преимущества:

– освобождает линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов;

– возможны консультации опытных специалистов;

– уменьшает потребность в специалистах широкого профиля., Недостатки:

– усложняются взаимосвязи;

– затрудняется координация;

– проявляется тенденция к чрезмерной централизации.

Структура организации предполагает распределение полномочий, которое осуществляется благодаря наличию должностных инструкций. Инструкция позволяет определить обязанности, права и ответственность персонала и оберегает его от выполнения несвойственных функций. При этом персонал должен ясно осознавать общие цели организации. Инструкция упорядочивает потоки информации в учреждении, формирует требование к должностям и порядку оценки работников.

Делегирование полномочий – это передача подчиненному задачи или деятельности из сферы действий руководителя (при этом одновременно делегируются права и ответственность).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.