Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды организационных систем управления правовой работой




В настоящее время применяются следующие виды ОСПР:

1) централизованные (линейные);

2) координационного типа (линейно-функциональные);

3) сетевые;

4) проектные.

В централизованных ОСПР правовая работа выступает в каче­стве единого объекта управления. Исполнительный орган (как правило — единоличный) непосредственно руководит правовой работой, принимает основные организационные и правовые ре­шения, координирует работу исполнителей, дает структурным подразделениям и работникам необходимые указания по выпол­нению конкретных мероприятий правовой работы.

Практика показывает, что применение данного вида ОСПР яв­ляется оправданным, а зачастую и оптимальным при условии, что масштабы правовой работы невелики и по своему содержанию она не представляет существенной сложности.

ОСПР координационного типа характеризуются созданием спе­циальных координирующих подразделений (или компаний группы) по направлениям (поднаправлениям) правовой работы, которые обеспечивают межфункциональные взаимодействия между струк­турными подразделениями (компаниями группы) по горизонтали на основе информационно-регулирующей деятельности, совмест­ного принятия решений по тем или иным вопросам правовой ра­боты, а также оперативного контроля за ходом данной работы. Как правило, такие подразделения действуют от имени исполнитель­ного органа, но непосредственными правами распорядительства не наделяется. Примером таких координационных подразделений могут служить создаваемые в коммерческих организациях отделы договорной или договорно-претензионной работы, отделы по вза­имодействию с органами государственной власти и т.д.

Координационные ОСПР облегчают подведение организа­ционной основы под все мероприятия правовой работы, создают предпосылки для комплексного совершенствования данной рабо­ты. Образование координационных подразделений значительно расширяет возможности координации, налаживания взаимодей­ствия между структурными подразделениями фирмы, позволяет более оперативно и экономично решать возникающие в процессе правовой работы задачи.

Практика показывает, что применение координационных ОСПР приносит наибольший эффект в ситуациях, когда масшта­бы правовой работы по одному или нескольким ее направлениям приобретают значительный характер, а исполнителям приходится выполнять множество рутинных, часто повторяющихся процедур.

Сетевые ОСПР строятся на основе принципа двойного подчи­нения исполнителей.

Главная особенность таких систем состоит в обязательном вы­делении лица или органа, наделенного всей полнотой ответствен­ности за состояние правовой работы по направлению (поднаправ- лению), которому исполнительным органом фирмы делегируются соответствующие полномочия. Этот орган или лицо формирует команду правовой работы из числа действующих работников ли­нейных и функциональных подразделений, способных обеспе­чить выполнение необходимых мероприятий правовой работы организации наиболее эффективным образом. Члены этой ко­манды находятся в непосредственном подчинении у руководителя структурного подразделения, в котором они работают, а также в оперативном подчинении у руководителя команды правовой ра­боты по направлению (поднаправлению).

Примером подобных структур являются создаваемые в коммер­ческих организациях сетевые структуры управления договорной работой.

Сетевая ОСПР упорядочивает и резко сокращает длину го­ризонтальных связей, сводит к минимуму отрицательные по­следствия многоуровневого линейного подчинения, ускоряет принятие решений по различным вопросам правовой работы, спо­собствует резкому повышению активности исполнителей и их от­ветственности за конечные результаты правовой работы. Посколь­ку такие системы не связаны с созданием новых подразделений, они являются высокодинамичными, легко перестраиваются без отрицательных последствий.

Практика убеждает в высокой эффективности применения та­ких ОСП Р коммерческими организациями, масштабы и сложность правовой работы по направлениям в которых весьма значительны.

Сетевым ОСПР присуща проблема возможной противоречиво­сти указаний руководителей линейных (функциональных) подраз­делений и руководителя команды правовой работы, обуслонлен- ная естественным конфликтом их профессиональных интересов. Рядовой исполнитель может не понимать, указания какого руко­водителя приоритетны в настоящий момент. Несогласованные

указания руководителей могут создать чрезмерную нагрузку на ис­полнителя, при которой он физически не в состоянии выполнить необходимые мероприятия качественно и в срок.

Указанная проблема разрешается с помощью специальных орга­низационных инструментов — сетевых диаграмм и алгоритмов (биз­нес-процессов) правовой работы, которые будут рассмотрены ниже.

Проектные ОСПР являются упрощенной разновидностью сете­вых ОСП Р. Их основное отличие заключается в том, что в данном случае команда формируется для ведения правовой работы не по направлениям (поднаправлениям), а по конкретным задачам (про­ектам), например, для заключения и сопровождения конкретного договора или ведения конкретного судебного дела. Такая команда действует на временной основе в течение времени, необходимого для реализации проекта. По завершении проекта команда расфор­мировывается, а работники возвращаются к исполнению своих непосредственных обязанностей в линейных или функциональ­ных подразделениях.

Проектные ОСПР достаточно просты и экономичны. Они по­зволяют параллельно реализовывать несколько проектов, не ме­няя привычной структуры управления.

В настоящее время наблюдается активное вовлечение независи­мых юридических и консалтинговых компаний в правовую работу коммерческих организаций по направлениям (поднаправлениям) или по отдельным проектам. Это закономерный процесс, обуслов­ленный тем, что для подавляющего большинства компаний эко­номически невыгодно содержать большую юридическую службу с высококлассными, а потому высокооплачиваемыми специали­стами. В случае возникновения сложной правовой проблемы или необходимости решения отдельных правовых задач или правового сопровождения отдельных проектов компания привлекает внеш­них юристов. Взаимоотношения между компанией и внешним консультантом определяются договорами на правовое обслужива­ние. Практика убеждает в оправданности данного подхода к веде­нию правовой работы не только в целях экономии затрат по содер­жанию юридической службы, но и при существенных масштабах и сложности бизнеса, а также реализации финансовоемких и риско­ванных проектов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.