Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения




Основные вопросы

 

1. Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения.

2. Формы проявления девиантного поведения.

3. Особенности поведения детей, имеющих осложнения психического и личностного развития.

4. Агрессивное поведение как форма девиантного поведения.

5. Технология профилактической и коррекционно–воспитательной работы с подростками, склонными к девиантному поведению.

6. Ученический коллектив и семья как факторы предупреждения отклоняющегося поведения подростков.

 

Современная молодежь представляет собой поколение, выросшее в постсоветском обществе. На ее формирование влияли разнородные факторы, в том числе экономические трудности, социальная нестабильность, неопределенность общественных ценностей и идеалов и др. «В этой ситуации среди детей и подростков усилился процесс своеобразной поляризации. Одна часть молодых людей выбирает общественно полезные и личностно значимые способы поведения. Это <…> законопослушные подростки. Их большинство. Другая проявляет достаточно устойчивую склонность к отклоняющемуся поведению» [8, c. 3]. У учителя, выполняющего обязанности классного руководителя, в связи с этим возникают вопросы: «Каким образом обучать и воспитывать детей и подростков с отклоняющимся поведением? Как осуществлять профилактическую и коррекционную работу с ними? Какую помощь необходимо оказать родителям в воспитании трудного ребенка?» На эти и подобные вопросы отвечает коррекционная педагогика, исследуя проблему отклоняющегося или девиантного (от лат. deviatio — отклонение) поведения детей и подростков (в психолого-педагогической литературе термины «отклоняющееся поведение» и «девиантное поведение» обычно употребляются как синонимы).

Понятие «отклоняющееся (девиантное) поведение» имеет междисциплинарный характер. Как указывает ученый-психолог Е. В. Змановская, данный термин используется в двух основных значениях. В значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам», девиантное поведение выступает предметом психологии, педагогики и психиатрии. В значении «социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельно-

сти, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям», девиантное поведение является предметом социологии, права, социальной психологии [3].

Представители медицины, социологии, психологии, педагогики и других наук дают несколько различающиеся определения понятия отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения. Но все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе. В коррекционной педагогике (М. И. Рожков, И. П. Подласый, А. В. Торхова и другие) под девиантным поведением понимают отдельные поступки или поведение в целом, которому свойственны устойчивые отклонения от принятых в данном конкретно-историческом обществе социальных (моральных, правовых, психологических и иных) норм. Как виды отклоняющегося поведения различают делинквентное (антисоциальное), асоциальное (аморальное), аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение. Делинквентное поведение — это поведение, противоречащее правовым нормам, а потому угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Аморальное поведение — поведение, характеризующееся нарушением норм и правил морали. Аутодеструктивное поведение — поведение, которое связано с отклонением от медицинских и психологических норм

и, следовательно, угрожает целостности самой личности.

В целом отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Как отмечают исследователи В. Т. Кондрашенко, С. А. Игумнов, понятие «девиантное поведение» так же, как, например, понятия «кризисные состояния», «акцентуации характера», находится между нормой и патологией, не будучи в то же время ни тем, ни другим. Следует принять также точку зрения Е. В. Змановской о том, что отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация — дезадаптация — изоляция». В связи с этим исследователи рассматривают девиантное поведение как трудности развития ребенка, неудачную форму адаптации его к среде (дезадаптацию), своеобразную задержку взросления личности с наличием искажений в проживании типичных возрастных кризисов.

Сущность отклоняющегося поведения личности раскрывается через его специфические особенности. Знание этих особенностей поможет педагогу отличить отклоняющееся поведение от других феноменов и при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного ученика (табл. 63).

С учетом вышесказанного уточним ранее приведенное определение: девиантное поведение — это поведение личности, которому свойственно устойчивое проявление нарушений наиболее важных для данного общества социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Такое определение прежде всего ориентировано на практическую работу с детьми, имеющими отклоняющееся поведение. Оно может помочь в реализации таких профессиональных целей, как диагностика отклоняющегося поведения ребенка, планирование профессионального психолого-педагогического взаимодействия с ним, оценка динамики поведения и эффективности работы [3]. Проявления отклоняющегося поведения разнообразны. Существуют разные подходы к классификации отклоняющегося поведения. Например, И. П. Подласый предложил многомерную классификацию, в которой учтены причины, цели, эмоциональные состояния, видимые формы проявления девиантного поведения.

К проявлениям отклоняющегося поведения И. П. Подласый относит: непослушание, шалость, озорство, проступок, негативизм, упрямство, капризы, своеволие, грубость, недисциплинированность, агрессию и правонарушения. Эти проявления девиантного поведения, по его мнению, вызываются эмоциональной напряженностью разного уровня (от легкого эмоционального возбуждения, двигательного беспокойства и тревожности разной степени тяжести до депрессии, депривации и фрустрации). Поэтому основной (обычно неосознаваемой) целью откло-

няющегося поведения и является стремление избавиться от эмоционального напряжения. Действительно, шалость, озорство и другие мелкие нарушения прекращаются сразу, как только дана разрядка организму, снято избыточное напряжение [7].

В психолого-педагогической литературе предлагаются и другие подходы к классификации отклоняющегося поведения. В соответствии с подходом С. А. Беличевой девиантное поведение характеризуется как устойчивое нарушение социальных норм, имеющее социально-пассивную или корыстную, или агрессивную направленность (рис. 177).

 

Девиантное поведение обусловлено общим развитием личности, ее возрастными особенностями и социальным опытом. Это отражено в классификации видов девиантного поведения подростков, предложенной А. Д. Гонеевым (рис. 178).

 

Девиантное поведение обусловлено общим развитием личности, ее возрастными особенностями и социальным опытом. Это отражено в классификации видов девиантного поведения подростков, предложенной А. Д. Гонеевым (рис. 178).

 

 

Каковы факторы и причины девиантного поведения? Исследователи выделяют следующие группы факторов, детерминирующих отклоняющееся поведение индивида: внешние условия физической среды (климатический, геофизический, экологический и другие факторы); внешние социальные условия; внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения; внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки. К внешним социальным условиям относятся: общественные процессы (государственная политика, социально-экономическая ситуация, средства массовой информации, традиции, мода и др.); характеристики социальных групп, в которые включен индивид (этнические установки, субкультура, социальный статус, принадлежность к учебно-профессиональной группе, референтная группа и др.); микросоциальная среда (уровень и стиль жизни семьи, психологический климат в семье, личности родителей, характер взаимоотношений в семье, стиль семейного воспитания, друзья, другие значимые люди).

Субъективной причиной отклоняющегося поведения может стать отношение самого ученика или группы к социальным нормам. Например, для подростков отклоняющееся поведение выступает специфическим способом изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. Для этого они используют особые приемы: сленг, символику, моду, манеру, поступок и т. д. Причиной распространения различных форм отклоняющегося поведения может быть также кризис ценностных ориентаций части молодежи. В этом случае свою жизнь они считают бесполезной, не нужной другим, бесперспективной, бесцельной, неинтересной, разобщенной. Существенную роль играет действие механизма относительной депривации, то есть ощущение ущемленности своего материального положения по сравнению с положением других. Биологические предпосылки включают: наследственно-генетические особенности, врожденные свойства индивида, импринтинг (запечатление на ранних этапах онтогенеза). ские процессы играют определенную роль в формировании отклоняющегося поведения. Они определяют силу и характер реакций индивида на любые средовые воздействия. Вместе с тем биологические основы отклоняющегося поведения действуют только в контексте определенного социального окружения. В целом же отклоняющееся поведение личности является результатом сложного взаимодействия социальных и биологических факторов, действие которых, в свою очередь, преломляется через систему отношений личности [3].

Традиционно причины отклоняющегося поведения подразделяются исследователями на две группы: причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами; причины социального и психологического характера. По отношению к подросткам и молодежи в отдельную группу выделяют причины, связанные с возрастными кризисами [2]. Среди причин психологического и социального характера обычно называют: дефекты правового и нравственного сознания; содержание потребностей личности; особенности характера; особенности эмоционально-волевой сферы. В частности степень распространения девиантного поведения в значительной мере зависит от того, как происходит процесс включения детей в общественную жизнь. Изъяны, деформации, которые возникают в функционировании всех основных институтов социализации личности семьи, учреждений образования, общественных организаций, неформальных объединений и групп молодежи и других), неизбежно ведут к разного рода отклонениям в поведении детей и подростков.

В группе социальных причин главную роль играют семья (неполная, неблагополучная, алкоголизм или аморальный образ жизни родителей, отрицательный микроклимат в семье, низкий уровень культуры родителей и т. п.) и неформальная группа сверстников с антисоциальными тенденциями. К психологическим причинам относятся также акцентуации характера. Например, деструктивные и противоправные действия нередко совершаются в состоянии сильных аффектов. В таком состоянии человек плохо контролирует или совсем не контролирует свое поведение. Детей, демонстрирующих склонность к аффективному поведению, называют аффективными (истерическими или истероидными). Причинами аффективного поведения могут быть: склонность к нему, характер и темперамент; дидактогения, неудачи в учении, конфликты с учениками класса, со всей учебной группой, несложившиеся отношения с учителями, родителями; внутренний конфликт между уровнем притязаний и тем уровнем, на котором ученик пребывает в классе; напряженность жизни и другие.

Ребенок с девиантным поведением обычно характеризуется как «трудновоспитуемый», «сопротивляющийся воспитанию и обучению», социально дезадаптированный. Социальная дезадаптация приводит к педагогической или социальной запущенности. Педагогическая запущенность характеризуется хроническим отставанием по ряду учебных предметов, негативным отношением к учению, сопротивлением педагогическому воздействию, дерзостью, различными социальными проявлениями (сквернословие, курение, хулиганство, пропуски уроков, осложненные конфликтные отношения с учителями, родителями, сверстниками и другими). Она может сопровождаться социальной запущенностью. В этом случае для подростков характерны отчужденность от семьи и учебного заведения, опасные социальные отклонения. Они формируются под воздействием асоциальных (криминогенных) группировок, усваивают групповые нормы и ценности, что приводит к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок.

В психолого-педагогической литературе (А. С. Белкин и другие) под социально-педагогической запущенностью понимают стойкое, отчетливо выраженное искажение нравственных представлений, невоспитанность чувств, несформированность умений общественного поведения, обусловленные неблагоприятными влияниями микросреды и недостатками педагогического процесса. Возникновение социально-педагогической запущенности — длительный процесс, проходящий несколько стадий (табл. 64).

Существующая педагогическая практика показывает, что социальная дезадаптация — обратимый процесс. При своевременном вмешательстве и коррекции поведение и развитие детей может вернуться или приблизиться к норме. Исследователи подчеркивают, что большинству «трудных» подростков свойственны отсутствие личностной значимости обучения в учреждении образования; нарушение активности (беспомощность), нарушения и даже отсутствие ценностных ориентаций и нравственных норм. Ценностные ориентации подростков-правонарушителей характеризуются неразвитостью взглядов на будущее, высоким уровнем социальной дезадаптации; их притязания носят характер материального вознаграждения. Недостаточная зрелость личности проявляется в низком уровне самосознания. Психическая незрелость, неадекватность самооценки, неточные представления о своих возможностях и занимаемом месте в обществе делают подростка неподготовленным к жизни в обществе и толкают его

на своеобразные пути самоутверждения.

Кроме того, у подавляющего большинства подростков девиантного поведения обнаруживается склонность к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ и более высокий уровень агрессивности. Доминирующими причинами отклоняющегося поведения подростков и молодежи в современных условиях (по оценке самих молодых людей) являются проявление таких негативных личностных черт, как зависть, корысть, злоба, ненависть, насилие в отношениях между подростками, а также негативные примеры или образцы поведения. Отрицательно влияют на поведение подростков конфликтные отношения с родителями, незанятость,

избыток свободного времени.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 9371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.