Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и направления исследования психологии учителя




Психология учителя как раздел педагогической психологии начала активно разрабатываться с середины XX века. В 1920-1930 гг., по признанию Л.С.Выготского, наука еще не дошла до тех данных и открытий, которые позволили бы ей найти ключи к психологии педагога. Вместе с тем Л.С.Выготский видел перспективу педагогической психологии в разработке психологических основ деятельности и личности учителя. Он отмечал, что нельзя заниматься психологией педагогического процесса только с точки зрения воспитанника и ученика. Необходимо учитывать также психологию учительского труда и показать, каким законам он подлежит.

Л.С.Выготский был одним из первых исследователей психологии педагога. По его мнению, основными требованиями к учителю являются полнейший отказ от «футляра» и развитие всех сторон педагогического процесса, которые дышат активностью и жизнью. «Ученик до сих пор всегда стоял на плечах учителя. Он смотрел на все его глазами и судил его умом. Пора ставить ученика на собственные ноги. Первое требование, которое мы предъявляем к учителю, заключается в том, чтобы он был научно-образованным профессионалом и истинным учителем раньше, чем математиком, словесником и т.д. <…> Но это составляет только одну сторону дела. Другая – заключается в том, что учитель должен отвечать и противоположному требованию. Он должен быть учителем до конца и вместе с тем не только учителем или, вернее, чем-то еще помимо учителя (Выготский Л.С., 1984, т.4, с.358 – 366).

В 1940-1950-е гг. отечественные исследователи сосредоточили более пристальное внимание на учителе – центральной фигуре и организаторе воспитания и обучения. На их взгляд, с одной стороны, психологическая наука должна информировать педагога по проблемам возрастной психологии и психологических основ воспитания и обучения. С другой стороны, исследователей интересовала личность самого учителя. У истоков исследований в области психологии личности педагога стояли П.Ф. Каптерев, Н.Д. Левитов, Ф.Н. Гоноболин, которые начали системные исследования педагогических способностей, качеств личности.

В последующие годы появились новые глубокие и содержательные исследования педагогических психологов: А.А. Бодалева, С.Г. Вершловского, С.Б. Елканова, И.И. Ильясова, В.А. Кан-Калика, С.В. Кондратьевой, В.А. Крутецкого, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, Г.Н. Мальковской, В.А. Сластенина, И.В. Страхова, Г.С. Сухобской, Л.М. Фридмана, А.И. Щербакова и др. Они посвящены изучению характерных особенностей деятельности и личности учителя, его педагогических способностей и мастерства, мышления, такта. Последние работы И.А. Зимней, Г.А. Ковалева, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, А.Б. Орлова и др. открывают новую перспективу изучения профессионального труда учителя как целостной и развивающейся педагогической реальности.

Исследователи представляют труд учителя – сложнейшую психическую реальность – в виде многомерного пространства, состоящего из трёх взаимосвязанных пространств: личности учителя, педагогической деятельности и педагогического общения.

В ходе труда учителя три его стороны вступают в сложные диалектические отношения друг с другом, каждая из них является то предпосылкой, то средством, то результатом развития другой (например, вначале личность является условием, приспосабливается к требованиям профессиональной деятельности и педагогического общения, а затем сама строит и развивает их). Несколько упрощая, можно сказать, что педагогическая деятельность – это «технология» труда учителя, педагогическое общение– климат и атмосфера этого труда, а личность – ценностные ориентации, идеалы, внутренние смыслы работы учителя.

Соотношение рассмотренных сторон может быть представлено таким образом:

Рис. 14. Модель труда учителя (по Марковой А.К., 1993) [11]


 

Личность учителя является стержневым фактором труда учителя, определяющим его профессиональную позицию в педагогической деятельности и педагогическом общении.

В соответствии с представленной моделью труда учителя и выделяются основные направления исследования в области психологии учителя: личность учителя, педагогическая деятельность и педагогическое общение.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.