Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие и влияние в педагогической общении




Третья сторона педагогического общения – интерактивная – предполагает организацию взаимодействия, совместной деятельности учителя и учеников и влияние, оказываемое в этом процессе.

Анализ педагогического взаимодействия включает рассмотрение позиций и ролей, занимаемых участниками педагогического процесса и стратегий взаимодействия, используемых ими с целью оказания влияния друг на друга.

При анализе педагогического взаимодействия следует исходить из принципа существования двух противоположных систем отношений или педагогических позиций в образовательном пространстве: моносубъектная педагогика и личностно-ориентированная или гуманистическая.

Моносубъектное взаимодействие предполагает выстраивание отношений между учителем, являющимся субъектом взаимодействия, и учеником – объектом педагогических воздействий. Следствием субъект-объектных отношений в школе становятся единая для всех учебная программа, фронтальное общение учителя с классом, стандартная оценка успеваемости и поведения, жесткая дисциплина и практически отсутствие индивидуального подхода к детям.

Когда ученик находится в положении объекта педагогических воздействий, взаимодействие учителя и ученика приобретает ряд характерных особенностей: на первый план выходят ролевые отношения, обеспечивается определенный уровень власти и используются такие стратегии воздействия как императив и манипуляция. Роль учителя – позиция человека, обладающего знаниями (в то время как учащиеся их не имеют и их нужно научить) и безупречным, «правильным» поведением (а ученики постоянно ошибаются и их действия нужно контролировать, пресекать и корректировать).

Личностно-ориентированное или гуманистическое педагогическое взаимодействие основано на том, что ученик становится субъектом; вместо субъект-объектных отношений в учебно-воспитательном процессе появляются субъект-субъектные отношения; вместо воздействия учителя на ученика – взаимодействие взрослого и ребенка; вместо подхода «с ценностями общества – к ребенку» подход «с ребенком – к ценностям общества» (А.Б. Орлов). Вместо педагогической задачи формирования изначально заданных свойств ставится задача развития.

А.Б. Орловым рассматриваются четыре принципа организации такого подлинного педагогического взаимодействия (А.Б. Орлов, 1995).

Первый, ведущий принцип – принцип диалогизации взаимодействия.

Моносубъектному обучению свойственно монологизированное взаимодействие, при котором учитель доминирует на всех уровнях – уровне обмена информацией, ролевого и межличностного взаимодействия. Учитель выступает как единственный источник информации, он контролирует и оценивает поведение школьников, является для них личным эталоном. Такая позиция педагога требует от него принятия только тех свойств и проявлений личности ребенка, которые не противоречат идеалу и одобряются. Все остальное в личности ученика отвергается и отрицательно оценивается.

Диалогизация педагогического взаимодействия меняет исходные позиции, делает их равноправными в личностном плане. Учитель и ученик строят отношения сотрудничества, диалога, взаимопонимания.

Второй принцип – принцип проблематизации. Он отсутствует при моносубъектных отношениях, когда учитель передает информацию, а ученик ее усваивает; учитель формулирует познавательные задачи, а ученик их решает; учитель требует, а ученик исполняет эти требования.

Проблематизация педагогического взаимодействия приводит к изменению функций учителя и ученика. Учитель актуализирует, стимулирует личностный рост ребенка, его познавательную и исследовательскую активность, создает условия для совершения учеником нравственных поступков, для самостоятельной постановки им задач самоизменения.

Третий принцип – принцип персонификации. Моносубъектное обучение предполагает ролевое взаимодействие. Взрослый в стенах школы полностью сливается со своей ролью учителя, воспитателя, ребенок – с ролью ученика. Поведение учителей и учеников определяется ролевыми требованиями, предписаниями, ожиданиями. Поэтому учительница не может плакать от обиды или веселиться с детьми после уроков, ученик не может открыто выражать свои сомнения по поводу компетентности учителя или не соглашаться с его решениями. Взаимодействуют, таким образом, не личности, а роли.

Персонификация педагогического взаимодействия требует отказа от ролевых «масок» и «фасадов», адекватного выражения чувств и переживаний, совершения действий и поступков, не соответствующих ролевым нормативам.

Четвертый принцип – принцип индивидуализации.

При моносубъектном обучении взаимодействие является фронтальным. Учитель не ориентирован на индивидуальность ученика, специфику его способностей и интересов. Творчество детей, их внешкольные увлечения и достижения не принимаются во внимание. Учебная деятельность оценивается, исходя из социальных норм и стандартов достижений.

Индивидуализация педагогического взаимодействия означает выявление способностей каждого ученика, построение содержания и методов обучения и воспитания, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям детей.

Позиция учителя определяет выбор стиля педагогического общения.

Первое экспериментальное исследование стилей педагогического общения было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левиным. Им была введена распространённая в наши дни классификация основных стилей руководства (общения): авторитарный, демократический и либерально-попустительский.

Описание этих стилей, наполненное «педагогическим» содержанием, приведено А.К. Марковой (1993).

При авторитарном стиле ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнёр. Учитель единолично принимает решения, устанавливает жёсткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учёта ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Авторитарный стиль общения (руководства) предполагает приказную или командную форму распоряжений, единоличные решения, пресечение чужой инициативы. Он не способствует (обычно исключает) созданию творческой атмосферы в классе. Используются императивные воздействия на учеников: поучение, приказы, распоряжения, замечания, требования, угрозы, наказания и поощрения, направленные на принуждение и послушание. Возможна и более тонкая стратегия воздействия – манипулирование, т.е. косвенное, скрытое влияние на учеников, навязывание им определенных целей, побуждение к соответствующим действиям. При этом ученик не понимает истинных намерений преподавателя, который преследует собственные интересы. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют её только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. При авторитарном стиле силы учеников направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие. Для учителя характерны низкая удовлетворённость профессией и профессиональная неустойчивость. Учителя с таким стилем руководства главное внимание обращают на методическую культуру, в педагогическом коллективе часто лидируют. Главной особенностью демократического стиля является то, что ученик рассматривается как равноправный партнёр в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще испытывают состояния спокойной удовлетворённости, высокой самооценки. Учителя с этим стилем больше обращают внимание на свои психологические умения. Для таких учителей характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворённость своей профессией. Главной особенностью попустительского стиля общения (руководства) является самоустранение учителя из учебного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее, передача инициативы ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся учитель осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных.

В Приложении IX приведен опросник «Стиль общения педагога» И.М. Соколова, позволяющий выявить у педагога доминирующий стиль общения в учебных и воспитательных ситуациях.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.