Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неофрейдизм




Современное направление в философии и психологии США. Термин "Неофрейдизм" возник для обозначения новых течений, выделившихся к концу 30-х гг. из ортодокс. фрейдизма, в отличие от попыток переосмысления его Юнгом, А. Адлером и др. Основателями Н. явились Хорни, Г. С. Салливан (1892–1949), Фромм и А. Кардинер – психологи (кроме Фромма, социолога по образованию), первоначально примыкавшие к фрейдовской школе. Неофрейдизм сформировался в результате воздействия на психоанализ американских социологических и этнологических теорий, чьи прагматистские и бихевиористские установки. Неофрейдизм стремится сочетать с рядом положений и технических приемов психоанализа.

Исходным положением дизма явился принцип социального (Фромм) или культурного (Кардинер) детерминизма, который, в отличие от биологизма Фрейда, исходит из решающей роли среды как фактора, формирующего психологию. Изменение этого основного положения приводит к перестройке теории психоанализа, отдельные положения которого при этом отбрасываются, другие же переоцениваются. Центр тяжести исследований переносится с внутрипсихических процессов на межличностные отношения. Так, отклоняется учение о психической энергии (либидо) и теория сублимации, считающая духовное лишь преобразованной энергией первичных жизненных влечений. Вместе с этим Неофрейдизм вообще отказывается от монистической концепции человека, приходит к отрицанию диалектических взаимоотношений между природой и культурой, средой и индивидом (по Фромму, собственно человеческое начинается там, где оканчивается природа).

Учение о первичности социальной природы человека ведет к истолкованию психической нормы как успешной адаптации к социальной среде (Хорни, Салливан), а всякое нарушение "социальной идентичности" трактуется как патология. Однако если Неофрейдизм "социологизирует" психологию, то сами социальные силы при этом "психологизируются". Неофрейдизм отрицает те объективные социальные закономерности, которые в то же время не являются законами психологии, продолжая в этом направление ортодоксальность фрейдизма. Неофрейдизм отвергает также представления психоанализа о внутрипсихической структуре и процессах, заменяя их учением о защитных формах поведения, которые трактуются очень широко как включающие в себя почти все виды человеческой деятельности.

Психические процессы рассматриваются как односторонние реакции на внешнюю среду, осуществляемые в порядке обратной связи, в чем очевидно сказывается влияние американского бихевиоризма. Неофрейдизм пересматривает также роль бессознательного, которое выступает или как незначительный "пограничный феномен" в психологии или же как связующее звено между социальными и психическими структурами ("социальное бессознательное" Фромма).

Главной своей задачей Неофрейдизм ставит раскрытие связующих звеньев между социальными и психологическими структурами и специального изучение механизмов связи социальной и индивидуальной патологии.

Неофрейдизм, как и современный психоанализ, не представляет собой единого целого. Если Салливан без остатка растворяет индивида в межличностной среде, то Хорни признает в человеке известную возможность самодвижения ("стремление к самореализации"). Для Неофрейдизма в целом характерна эволюция взглядов Фромма. В ранних сочинениях он исходит из того, что человеческая природа создается социальным процессом, однако позднее в сочинениях "Здоровое общество" (Е. Fromm, The sane society, N. Y., 1955, new ed., L., 1963) объявляет чрезмерную социализацию человека источником слабости и вырождения. При этом, рассматривая отдельные социальные системы как различные попытки (иррационального) разрешения противоречий "основной человеческой ситуации", Фромм порывает с позитивистскими установками, сохранившимися еще у Хорни и Салливана, превращая психологию в философско-антропологическую теорию.

Кардинер развивает положение об идентичности культуры и "основной личности" (учение о "групповом типе" личности, в к-рой различается идентичное для всех членов данного общества "ядро" и периферичной организации), утверждая, что в свете его концепции вопрос о примате социального или индивидуального вообще теряет смысл.

Помимо этого, различны и области интересов теоретиков Hеофрейдизма: y Хорни – это вопросы психопатологии и терапии, у Фромма – социальные проблемы современного капиталистического, особенно американского, общества; у Кардинера – психология "примитивных культур" и национальных меньшинств. Общую концепцию межличностных отношений развивает Салливан, формулируя ее в весьма абстрактных терминах, что позволяет ему наиболее последовательно проводить основные положения Неофрейдизма.

Так, в психике, по Салливану, вообще ничего нельзя обнаружить, кроме отношений (открытых или закрытых – мышление) к другим лицам и объектам или смены межличностных ситуаций. Существование личности как таковой есть миф или иллюзия, а личность – лишь сумма отношений, относительная устойчивость которой создается окружающим "социальным полем". Но это не столько отношения между людьми, сколько отношения между искаженными или фантастическими образами ("персонификациями"), которые складываются в социальные стереотипы (формы идеологии), порождаемые иррациональными аспектами общества и имеющие своей функцией понижение интенсивности страха (или макс. одобрение социальной среды). Но это иррац. метод защиты, ибо, искажая представления человека о себе и других, он сам выступает источником регрессивных и деструктивных тенденций.

Одним из источников Hеофрейдизма явилась американская "психологическая школа" в социологии (Гиддингс, Кули, Л. Бернард и др.). В частности, учение Кули о "спонтанной и бессознательной координации поведения" членов первичных социальных групп (см. Ch. H. Cooley, Social organization, 1909) предвосхищало положения Кардинера о формировании личности в различных культурах.

На Салливана повлияли теории "социального бихевиоризма" Мида, определявшего человеч. Я как "систему отраженных социальных связей". Н. много перенял также от американской школы культур-антропологии, подчеркивавшей, в противовес эволюц. антропологии, специфически неповторимый характер отдельных культур.

С конца 20-х гг. американская антропология начала широко использовать методы психоанализа для изучения отношений между индивидом и средой внутри отдельных культур, исходя из положения психоанализа о решающем влиянии первых лет жизни на формирование личности. Было издано огромное число монографий об отношении между членами семьи, режиме кормления и методах воспитания детей в отдельных культурах.

Выводом из этих работ явилось утверждение о "бесконечной изменчивости и пластичности" человеческой психологии, способной воспринять форму любой культуры. "Культурный" релятивизм был распространен и на сферу патологии. Так, Рут Бенедикт (R. Benedict, Patterns of culture, L., 1935, 3 ed., N. Y., 1957) пришла к парадоксальному выводу о том, что тяжелые формы патологии в одних культурах в других могут выступать как культурные нормы. Таковы экстатичные церемонии, трансы и галлюцинации у индейцев Канады, параноидная шизофрения у племени добу и т.д. Неофрейдизм и культур-антропология объединились в лице Кардинера, психиатра и этнолога, сплотившего в своем семинаре (в 1935) в Колумбийском ун-те этнографов и психоаналитиков из числа последователей Хорни.

Работы Бенедикт и М. Мид послужили источником собственно психиатрических теорий, занявших особенно большое место в Неофрейдизме. Причину неврозов Неофрейдизм видит в патогенной внешней ситуации или нарушении человеческих взаимоотношений. Иррациональность невроза есть отражение иррациональных аспектов общества, движущей силой невроза выступает состояние "основного страха" (точнее, "беспокойства" – basic anxiety), порожденного враждебной средой. Как реакция на страх возникают различные механизмы защиты. Таковы рационализация или преобразование невротич. страха в рацион. страх перед внешней опасностью (fear), всегда несоразмерно большой; подавление страха, при котором он замещается другими симптомами; "наркотизация" страха – прямая (с помощью алкоголя) или переносная в виде бурной внешней деятельности и т.п. и, наконец, бегство от ситуаций, вызывающих страх.

Эти средства защиты порождают четыре "великих невроза нашего времени" (Хорни):

невроз привязанности – поиски любви и одобрения любой ценой;

невроз власти – погоня за властью, престижем и обладанием;

невроз покорности (конформизм автомата)

неврозоизоляция, или бегство от общества.

Но каждая из попыток освобождения сама порождает новые конфликты, требующие и новых средств спасения, и все глубже затягивает жертву в порочный круг невротич. динамики, приводя в итоге к самоотчуждению. Поскольку все формы человеч. деятельности могут состоять на службе невроза, различие между нормой и патологией стирается, все многообразие их проявлений сводится лишь к вариантам неск. простых защитных реакций. Цель психотерапии Неофрейдизм видит в анализе "жизненной ситуации" пациента, выявлении дефектов в системе его социальных связей для лучшей адаптации к существующему образу жизни (что оценивается рядом критиков как "программа воспитания конформизма").

Неофрейдизм, подобно учению А. Адлера, стремится быть не столько наукой, сколько непосредственно практич. учением. Так, соч. Хорни обращены собственно не к специалистам, а к широкой массе пациентов. Фромм превратил, в конце концов, Неофрейдизм в теорию утопического "коммунитарного социализма".

При этом сказывается внутреннее противоречие Неофрейдизма. Критикуя Фрейда за неверие в прогресс и достижение всеобщего счастья и конкретно – за определение цели терапии как освобождения от страдания, неофрейдисты утверждают, что ставят более высокие цели – "уничтожение страха" (Хорни), достижение внутр. свободы и счастья (Фромм). Однако это предполагается достичь в обществе, которое сам Фромм назвал "обществом всеобщего отчуждения".

Неофрейдизм, который получил значительное распространение в работах чикагской группы психоаналитиков (Ф. Александер, Т. Френч и др.), в социологических исследованиях (Ризман и др.), хотя и не образовал никакой формальной школы. Он создал новый тип "психологического бестселлера". Сочинения Хорни, Фромма и Бенедикт нашли путь к самым широким кругам читателей, выходя огромными тиражами в десятках изданий. Критика Н. в США исходит от ортодоксальных фрейдистов или от отдельных радикальных авторов. Так, известный американский литературный критик Л. Триллинг видит в "биологизме" Фрейда последнее убежище от "тирании культуры" и считает, что концепция личности Неофрейдизма ликвидирует внутренние возможности для социального протеста (см. L. Trilling, Freud and the crisis of our culture, Boston, 1955). С критикой H. выступает также амер. философ X. Маркузе (см. Н. Marcuse, Eros and civilization, L., 1956) и др. За пределами США Неофрейдизм почти не получил распространения.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Когнитивная психология рассматривает психику как систему когнитивных реакций. При этом постулируется связь этих реакций не только с внешними стимулами, но и с внутренними переменными, например с самосознанием, когнитивными стратегиями, селективностью внимания и т.д. Главным принципом, на основании которого рассматривается когнитивная система человека, является аналогия с компьютером, т.е. психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации.

Методом анализа функционирования этой системы стал микроструктурный анализ психических процессов. Поэтому серьезное достоинство когнитивной психологии - это точность и конкретность полученных данных, что частично приближает психологию к тому недосягаемому идеалу объективной науки, к которой она стремилась много веков. Однако и в данном случае, как и в аналогичных, эта точность достигается за счет упрощения и игнорирования неоднозначности человеческой психики в отличие от модели.

Это направление появилось в американской науке в 1960-х гг. как альтернатива доминированию бихевиоральных концепций, отрицавших роль сознания и подходивших к интеллекту в основном как к способности научаться путем проб и ошибок. Тот факт, что попытки пересмотреть такую интерпретацию когнитивных процессов Толменом не нашли отклик в 40-0-е гг., доказывает, что в то время методология бихевиоризма еще себя не исчерпала, а сама эта школа еще плодотворно развивалась. Но к 1960-м гг. ситуация изменилась, так как становилась совершенно ясной (особенно для психологии США) невозможность и непродуктивность игнорирования сознания и выведение его из предмета психологии.

Так появляется последняя в XX в. психологическая школа. Хотя ее возникновение порождено скорее общим направлением и логикой развития психологической науки, чем открытиями конкретных ученых, тем не менее можно говорить о деятельности двух психологов, в наибольшей степени способствовавшей консолидации нового направления. Д. Миллер (р. 1920) создал первый научный центр когнитивной психологии и начал разрабатывать новые методы изучения познавательных процессов. У. Найссер (р. 1928) выпустил в 1967 г. книгу?Когнитивная психология?, в которой изложил основные положения этого направления.

Очертив основной круг проблем нового направления, Найссер определил познание как процесс, при помощи которого входящие сенсорные данные подвергаются различным видам трансформации для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего использования. Он предположил, что когнитивные процессы лучше всего изучать, моделируя информационный поток, проходящий через различные стадии трансформации. Для объяснения сути происходящих процессов им были предложены такие термины, как?иконическая память?,?эхоическая память?,?преднастроечные процессы?, и созданы методы их изучения, такие как визуальный поиск и селективное наблюдение. Метафора компьютера, которая, как упоминалось, очень распространена в этом подходе, легла в основу работ, в которых компьютерные программы выступают моделью для понимания процессов обработки информации человеком. Положительным в этом является тот факт, что интеллект не рассматривается как набор последовательных, часто мало связанных этапов или ступеней переработки информации, как это было в традиционной психологии, когда вслед за ощущением шло восприятие, затем память, мышление и т.д. Здесь это комплексная система, имеющая сложную структуру, а иерархия построена на типах переработки информации и зависит от предстоящих задач.

Многочисленные исследования, проводимые учеными этого направления, были направлены на изучение этой структуры и ее деятельности в разных ситуациях. Среди этих работ необходимо отметить изучение тех преобразований, которые происходят в сенсорной информации с момента ее попадания на рецептор и до получения ответной реакции. При этом были получены факты, доказывающие, что сенсорная чувствительность является непрерывной функцией и не существует порога в собственном смысле этого слова, так как порог обнаружения сигнала зависит от многих факторов. На основании этих материалов была разработана теория обнаружения сигнала. Теория информации, которая повлияла на все дальнейшие работы по когнитивной психологии, также была первоначально сформулирована на основе данных, полученных при изучении восприятия.

В результате исследований были выделены структурные составляющие (блоки) интеллекта, впервые описаны такие виды памяти, как кратковременная и долговременная, показано, что своеобразным фильтром, отбирающим нужные в данный момент сигналы, является внимание, которое получило совершенно новую трактовку в когнитивной психологии.

Материалы, полученные при исследовании внимания и памяти, послужили стимулом к исследованию бессознательного, подход к которому в когнитивной психологии существенно отличается не только от психоаналитического, но и от подхода гуманистической психологии. Бессознательное содержит неосознаваемую часть программы переработки информации, которая включается уже на самых первых этапах восприятия нового материала. Изучение содержания долговременной памяти, так же как избирательной реакции человека при одновременной, конфликтной подаче информации (например, в правое ухо - одна информация, а в левое - другая), раскрывает роль этой неосознаваемой переработки. При этом речь идет о том, что из бесчисленного количества информации, получаемой в единицу времени, когнитивная система отбирает и доводит до сознания лишь те сигналы, которые наиболее важны в данный момент. Такая же селекция происходит при переводе информации в долговременную память. С этой точки зрения некоторые ученые считают, что практически все сигналы, все воздействия внешней среды запечатлеваются в нашей психике, однако не все они осознаются в данный момент, а некоторые не осознаются никогда ввиду своей малой интенсивности и незначительности для жизнедеятельности, но никак не в силу своей асоциальное или несовместимости с моралью, как считал Фрейд.

Говоря о развитии когнитивного направления, необходимо упомянуть о теории личностных конструктов Д. Келли (1905-967). Эта теория хотя и стоит несколько особняком, по своей сути близка к основным положениям этой школы. Точка зрения Келли на человека, являющегося по существу исследователем, стремящимся понять, интерпретировать и контролировать себя и окружающий мир, во многом послужила причиной интереса когнитивной психологии к процессу осознания и переработки людьми информации о своем мире.

В последнее время когнитивная психология, как и другие школы, все больше ориентируется на достижения смежных направлений. Результаты, полученные учеными этой школы, проникают и в работы по возрастной психологии, психологии эмоций и личности, социальной и экологической психологии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.