Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В зависимости от того, какую проблему необходимо решить, используют разные методы обращения к данному направлению. 4 страница




 

44.

Фотографии всегда таят в себе истории, независимо от их художественной ценности. Каждая фотография рассказывает историю по-своему в зависимости от того, кто неосознанно придаёт ей смыслы в процессе изучения.

Это делает обычные снимки не только превосходными естественными катализаторами социального общения, но также полезным инструментом в ситуации, когда вербальная коммуникация не является достаточно эффективной (например, в процессе психотерапии). Моменты, запечатлеваемые на снимках, настолько обычны, что люди редко задумываются над тем, что происходит, когда они пытаются осознать увиденное.

Фактическое значение любой фотографии — не столько в её визуальных фактах, столько в том, что эти детали вызывают в уме (и сердце) каждого зрителя. Смотря на снимок, люди спонтанно создают представление, и это может иметь или не иметь значение, исходя из того, что фотограф первоначально намеревался передать.

Таким образом, значение фотоснимка (и заключённое в нём "эмоциональное сообщение") зависит от того, кто смотрит, потому что восприятие людей и уникальные события жизни автоматически создают и определяют то, что они видят как реальность. Поэтому, реакции людей на фотографии, которые они находят особенными, могут фактически показать много о человеке, если задавать правильно вопросы.

В этом может помочь фототерапия — одна из форм арт-терапии, применяемая современными психологами и психотерапевтами. В фототерапии используют как работу с готовыми снимками (из личного фотоархива клиента или из журналов, открыток, просторов Интернета), так и активное создание клиентом авторских снимков.

Таким образом, основным содержанием фототерапии является создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности.

В фототерапии используются следующие виды изображений:

  1. Фотографии, найденные или созданные клиентом с помощью фотокамеры, коллекция изображений людей в журналах, Интернет, на открытках и так далее.
  2. Фотографии клиента, сделанные другими людьми, где клиент специально позирует, или снимки, сделанные спонтанно.
  3. Автопортреты — любые фотографии самого себя, сделанные клиентом, когда клиент буквально или метафорически сам полностью контролирует процесс создания снимка.
  4. Семейные альбомы и другие биографические фотоколлекции — фотографии семьи клиента или семейные снимки по выбору.
  5. Техника "фото-проекций", которая исходит из того феноменологического факта, что смысл снимка главным образом формируется зрителем в процессе восприятия.

Важно понимать, что фототерапия, как и любой другой вид арт-терапии, не учитывают эстетическую ценность творчества клиентов; успех фототерапии заключается в применении фотографии скорее как средства коммуникации, чем эстетических феноменов.

Фотография является привычным и относительно простым видом творчества, в котором у большинства клиентов уже есть успехи. Обычно клиенты показывают свои снимки психотерапевту, уже зная из опыта, что для их создания не требуется специальных художественных навыков. Поскольку почти все фотографируют или хранят личные снимки, то просьба принести свои фотографии или сделать новые в процессе психотерапии часто воспринимается легко и даже с удовольствием, ведь обмен фотографиями и их обсуждение — это нормальная социальная практика. Фототерапия рассматривает фотографию именно как коммуникацию, поэтому ни клиент, ни психотерапевт не обязаны обладать опытом в фотографии, разбираться в камерах и искусстве фотографии, для того, чтобы использовать фототерапевтические техники.

Лучший способ понять фототерапевтическую практику — это помнить, что фотографии обладают метафорическим, символическим языком и говорят с бессознательным без единого слова. Поэтому любой снимок может быть полезен в качестве стимула и катализатора в успешном процессе консультирования.

Фототерапия как и другие арт-терапевтические методы отличается мягкостью и бережностью по отношению к внутреннему миру человека. Это прекрасный способ самопознания и саморазвития, потому что посредством образов мы получаем прямой путь к бессознательному, а следовательно, можем открыть безграничные внутренние ресурсы для движения вперёд.

45.

Одним из таких методов является одно из новых направлений в области арт-терапии — видеотерапия — относящееся к когнитивной психологии. Его основателем является S.A. McNiff, который прибегнул к ней в 1975 году.

Она используется в настоящее время психологами различных направлений для решения очень большого и разнообразного круга задач:

  • Разрешение внутриличностного конфликта;
  • Лечение наркологической и алкогольной зависимости;
  • Лечение больных с невротическими и неврозоподобными расстройствами;
  • Разбор ситуаций во время тренинга и т.д.

Например, при разрешении внутренних конфликтов, когда человек хочет лучше понять себя, происходящее с ним, обращаются к просмотру видео, в котором отображена данная проблема у героя фильма. Просматривая видео, человек проецирует свой образ на этого героя, сопереживает с ним эту ситуацию, смотрит, каким образом герой смог преодолеть это в себе. В данном случае идёт мощная работа с подсознанием пациента. Человек во время просмотра обращается в глубь себя, вспоминая все свои ощущения и сопоставляя с увиденным. Часто во время такого просмотра он решает сразу несколько задач, к нему приходит понимание того, что явилось основной причиной произошедшего с ним, а также он находит выход из ситуации, обретает веру в то, что он также может преодолеть преграды, стоящие перед ним.

В результате такой терапии происходят быстрые и мощные изменения сознания человека. У него появляются силы для работы над собой и преодоления кризиса.

В других случаях на видео записывают пациентов перед началом лечения, а затем во время лечения. Записывается то, как они ведут себя в повседневной жизни, общаются с другими людьми. Затем, через какое-то пациенту показывают видео на начальных этапах лечения и наблюдают за их реакцией, за всеми их недовольствами собой. Кто-то возмущён своей неряшливостью или неуклюжей походкой, манерой речи и т.д. Это заставляет человека собраться, быть более дисциплинированным, подтянутым. Периодически к съёмкам возвращаются вновь, благодаря чему у пациента есть возможность вновь скорректировать себя.

Врачи отмечали, что при лечении больных с невротическими заболеваниями процесс выздоровления шёл гораздо быстрее, благодаря применению этой методики, как вспомогательной.

К видеотерапии обращаются и при проведении тренингов, так как съёмка проведённого упражнения позволяет человеку посмотреть на себя со стороны, оценить то, как он выполнил задание, разобрать ошибки, которые он допустил. У участника тренинга появляется таким образом возможность посмотреть на себя со стороны, скорректировать свои действия в дальнейшем.

Видеотерапия — это беспристрастный взгляд со стороны, когда мы можем увидеть то, что было скрыто ранее от наших глаз. Вновь и вновь обращаясь к снятым кадрам, мы можем ещё раз тщательно проанализировать увиденное, и сделать выводы для принятия решения. А потому видеотерапия является одним самых простых и действенных инструментов для работы над собой, познания себя, открытия в себе чего-то нового.

46.

Ароматерапия — один из самых лучших способов сохранения психического здоровья, если правильно им пользоваться.

Ароматерапия, один из самых древних методов лечения, оздоровления и профилактики, в настоящее время переживает свое второе рождение. Влияние запахов на психическое и физическое состояние человека известно с древних времен. Уже в 50 веке до нашей эры упоминается об активном применении масел и ароматов для магического, лечебного, эстетического и психологического воздействия. Лечение запахами было традиционным и в древней Руси. Возможности современного человека для единения с природой ограничены, что нарушает внутреннюю гармонию человеческого организма, а лечение и профилактика химическими препаратами и лекарственными средствами в большинстве случаев вызывают побочные эффекты. Тогда как ароматерапия предлагает апробированный экологически чистый метод восстановления и профилактики здоровья, как физического, так и психологического. Ароматические масла прежде всего нормализуют психологическое состояние человека, позволяют сбалансировать организм человека и высвободить дремлющие ресурсы собственных сил организма, а это великая сила.

В мире существует более 3000 растений, из которых добывают эфирные масла, именно это обуславливает многообразие ароматерапии. Специалист может помочь подобрать Вам наиболее подходящее именно для Вас соотношение масел взаимоусиливающего действия, учитывая показания и противопоказания к применению.

Аромапсихология, активно изучая воздействие различных запахов на душевное состояние человека, помогает легко выходить из стрессовых ситуаций, снимать последствия различных психологических травм и может помочь компенсировать те ваши врожденные особенности, которые негативно влияют на ваше состояние. Положительные и отрицательные эмоции, испытываемые нами постоянно, чередуют друг друга с удивительной быстротой. Далеко не все могут справиться с этим, особенно творчески активные люди, которые больше других подвержены их воздействию. Для сохранения душевного равновесия воспользуйтесь запахами, которые помогут Вам поддерживать хорошую психо-эмоциональную и физическую форму, снять ежедневные стрессы, не допустить развития недугов и наполнить свою жизнь музыкой ароматов.

Однако, опасности вас подстерегают и на этом пути. К сожалению, это очень распространенная иллюзия, что ароматические масла абсолютно безвредны. Это далеко не так. Используя необдуманно масла, Вы можете нанести себе вред, который не сразу обнаружите. В этом и состоит опасность использования ароматических масел без индивидуального подбора. Особенно опасно использовать масла для лечения детей, ведь их психика очень подвержена любому влиянию, как позитивному, так и негативному.

И еще одна опасность подстерегает Вас на этом пути. К сожалению, в мире подлинных шедевров ароматов существуют и «грубые подделки». Для успешной ароматерапии очень важно качество и происхождение масла. Масла, производимые парфюмерной промышленностью для применения в лечебных целях не пригодны, т.к. для получения стандартного запаха масла подвергаются химической обработке — хотя это и не подделка, но основные свойства этого масла уже утеряны.

47.

Психогимнастика - метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно-временные характеристики общения.

Термин «психогимнастика» может иметь широкое и узкое значение. Психогимнастика вузкомзначении понимается как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Такого рода психогимнастика направлена на решение задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратных связей и т.д.

Вширокомсмысле психогимнастика - это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.

Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет клиентам проявлять себя и общаться без помощи слов. Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого - познание и изменение личности клиента.

Психогимнастика включает в себя три части, характеризующиеся самостоятельными задачами и собственными методическими приемами:

1. Подготовительную.

2. Пантомимическую.

3. Заключительную.

Подготовительная часть психогимнастического занятия

Задачи:

· уменьшение напряжения участников группы;

· снятие страхов и запретов;

· развитие внимания;

· развитие чувствительности к собственной двигательной активности, активности других людей;

· сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы;

· формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение других людей.

 

48.

Релакса́ция, миорелакса́ция (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — снижение тонуса скелетной мускулатуры. Релаксация может быть достигнута в результате применения специальных психофизиологических техник, физиотерапии и лекарственных препаратов. Считается, что релаксация способствует снятию психического напряжения, из-за чего она широко применяется в психотерапии, при гипнозе и самогипнозе, в йоге и во многих других оздоровительных системах. Релаксация, наряду с медитацией, приобрела большую популярность как средство борьбы со стрессом и психосоматическими заболеваниями.

Релаксация особенно эффективна для людей с повышенным мышечным тонусом. Доказано, что повышенный мышечный тонус ведёт к развитию заболеваний.[1] Для людей с пониженным мышечным тонусом эффект релаксации будет меньше. Резкое или прогрессирующее снижение или повышение мышечного тонуса может быть результатом болезни.

Аутогенная тренировка —— психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесиягомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенных в результате дистресса.

Методика аутогенной тренировки (аутотренинга, АТ) основана на применении мышечной релаксации, самовнушении и аутодидактике (самовоспитании). Являясь «родственницей» гипнотерапии, АТ выгодно отличается от последней тем, что пациент активно вовлекается в процесс терапии, в отличие от пассивной роли пациента в лечении гипнозом. В качестве лечебного метода, АТ была предложена немецким врачом Иоганном Шульцем в 1932 году. В России она начала применяться в конце 50-х годов XX века. Согласно классификации д-ра Шульца, используемой и в настоящее время, АТ разделяется на «низшую» ступень, включающую упражнения на релаксацию и самовнушение, и «высшую», направленную на введение пациента в трансовые состояния разной глубины и интенсивности. Высшую ступень АТ впервые в России подробно разработал и описал М.С. Шойфет

Медита́ция (от лат. meditatio — размышление) — тип упражнений по тренировке концентрации внимания[1][2], используемый в оздоровительных целях, для выработки контроля над течением своих мыслей и эмоций[3] или для вхождения в особое религиозно-психическое состояние «памятования»[4] (пали: sati,санскрит: स्मृति, традиционный термин; альтернативный перевод — «осознанности» от англ. mindfulness).

Существует множество техник медитации. Во время медитации практикующему обычно требуется принять определённую позу, иногда применяются чёткии другие вспомогательные предметы. Объектом концентрации обычно служат ощущения внутри организма, внутренние образы, реже эмоции. Иногда объектом концентрации может быть внешний физический предмет. Медитация может сочетаться с дыхательными упражнениями.

49.

Анималотерапия (от латинского "animal" - животное) - вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Это цивилизованный научный метод лечения и профилактики серьезных заболеваний. В анималотерапии используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми безопасно.

Положительное действие животных на больного человека подтверждено экспериментами. Люди, у которых есть домашние любимцы, живут дольше и болеют меньше - это научный факт. При этом их нервная система находится в куда лучшем состоянии, чем у тех людей, у кого нет питомцев.

Иппотерапия – это вид анималотерапии, использующий как основное средство общение с лошадьми и верховую езду. Иппотерапия - это эффективная лечебная физкультура. С конца 50-х годов её начали применять при психических и неврологических заболеваниях, а сейчас в 45 странах Европы и Северной Америки созданы центры лечебной верховой езды. Иппотерапию используют при нарушениях опорно-двигательного аппарата, атеросклерозе, черепно-мозговых травмах, полиомиелите, желудочно-кишечных заболеваниях, простатите, сколиозе, умственной отсталости. Общение с лошадью дает устойчивый положительный эмоциональный фон, который сам по себе является целебным.

Дельфинотерапия - дельфины очень часто используются в медицине и психотерапии. Общение с дельфинами помогает стабилизировать психоэмоциональное состояние человека, снять психологическое напряжение. После общения с дельфином человек успокаивается, начинает нестандартно мыслить, быстро находит выход из кризисной ситуации. Дельфинотерапия – это прекрасная психологическая реабилитация для людей, попавших в экстремальные условия, переживших землетрясения, ураганы, аварии и любой другой сильный стресс. Их пациенты - предприниматели, люди творческих профессий, дети с заболеваниями нервной системы - аутизмом, ДЦП, олигофренией, синдромом Дауна.

50.

Методсистематическойдесенсибилизации - метод систематического постепенного уменьшения сензитивности (т.е. чувствительности) человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность, а следовательно, и систематическое последовательное уменьшение уровня тревожности по отношению к этим объектам. Метод может быть полезен для разрешения трудностей в развитии, когда основной причиной выступает неуместная неадекватная тревожность.

Сама методика относительно проста: у человека, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызывается представление о ситуациях, приводящих к возникновению страха. Затем посредством углубления релаксации клиент снимает возникающую тревогу. В воображении представляются различные ситуации: от самых легких - к трудным, вызывающим наибольший страх. Процедура заканчивается, когда самый сильный стимул перестает вызывать у пациента страх. Этапы процедуры систематической десенсибилизации

1-й этап - овладение клиентом методикой мышечной релаксации и тренировка умения клиента переходить в состояние глубокой релаксации.

2-й этап - конструирование иерархии стимулов, вызывающих тревожность и страх.

3-й этап. Этап собственно десенсибилизации - соединение представлений о ситуациях, вызывающих страх, с релаксацией.

51.

К иммерсионным методам относят: метод наводнения, метод имплозии, метод парадоксальной интенции.

Метод наводнения

Метод наводнения заключается в том, что клиента побуждают оказаться в реальной ситуации, вызывающей страх, находиться в ней максимально долгое время и убедиться в том, что возможные негативные последствия (например, смерть от сердечного приступа у клиента с кардиофобией или отсутствие обморока у клиента с агорафобией) отсутствуют. Для достижения желаемого результата клиент должен находиться в этой реально и ситуации как можно дольше, чаще и испытывать как можно более сильный страх.

Метод имплозии

Имплозия - методика наводнения в воображении. Цель имплозии - вызвать интенсивный страх в воображении, который приведет к уменьшению страха в реальной ситуации. Изменение происходит в результате длительного пребывания в ситуации, ранее сопровождавшейся страхом, поскольку теперь она не приводит к последствиям, вызывающим страх. В общих чертах повторяется методика систематической десенсибилизации, но без сопутствующей релаксации. Человека погружают в воображаемую ситуацию в ее наиболее устрашающей форме - в воображении клиента активизируется стимул (или его символический заменитель) и осуществляется длительный контакт с ним. Поместив, таким образом, клиента в наихудшее для него условие, психолог пытается вызвать у него внутренний взрыв тревоги, к которой организм (после повторных столкновений с ситуациями, вызывающими панику) должен привыкнуть вплоть до полного ее исчезновения.

Метод парадоксальной интенции

Метод предложен В. Франклом (1966). Одним из существенных факторов в возникновении неврозов В. Франкл считал так называемую опережающую тревогу. Последняя часто вызывает именно ту ситуацию, которой опасается клиент. Другим фактором выступает чрезмерное интенсивное стремление - интенция, затрудняющее осуществление цели. На этих фактах В. Франкл основывает технику парадоксальной интенции. Клиенту предлагается прекратить борьбу с симптомом и вместо этого умышленно вызывать его и даже стараться усиливать его.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.