Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Печеночный сосальщик Fasciola hepatica




Б 795

Издательство ФГОУ ВПО БГСХА

Улан - Удэ

ЗООЛОГИЯ

Улан – Удэ

ЗООЛОГИЯ

Рабочая тетрадь для студентов 1 курса факультета ветеринарной медицины

Направление - «Ветеринария»

 

Издательство ФГОУ ВПО БГСХА


ДЕПАРТАМЕНТ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

при МСХ РФ

ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова»

 

 

Кафедра биологии и биологических ресурсов

Болотова Ж.Г., Ешижамсоева С.Б., Николаева Н.А.

Рабочая тетрадь для студентов 1 курса факультета ветеринарной медицины

Направление - «Ветеринария»

 

 


УДК 636:637 (07)

Печатается по решению методического совета Бурятской государственной сельскохозяйственной академии

Протокол №

РЕЦЕНЗЕНТ: кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Имескенова Э.Г.

 

 

Составители: Болотова Ж.Г., Ешижамсоева С.Б., Николаева Н.А.

 

ЗООЛОГИЯ. Рабочая тетрадь для студентов 1 курса

факультета ветеринарной медицины

Направление - «Ветеринария»

- Улан - Удэ: РИО Бурятской государственной сельскохозяйственной академии, 2011.- 80 с.

Рабочая тетрадь разработана с учетом специфики факультета ветеринарной медицины. Предназначена для лабораторно-практических занятий и самостоятельного изучения дисциплины, содержит названия тем, задания и контрольные вопросы.

© Болотова Ж.Г., Ешижамсоева С.Б.,

Николаева Н.А.

 


ТЕМА 1. Тип Саркомастигофоры (Sarcomastigofora)

Подтип Саркодовые (Sarcodina)

Подтип Жгутиконосцы (Mastigophora)

Тип Ресничные или Инфузории (Сiliophora)

 

Конспект:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 1. Изучить устройство микроскопа (механическую, оптическую и световую системы) и правила работы с ним.

Задание 2. Изучить и зарисовать, используя схемы, таблицы и микропрепараты строение амебы,эвглены зеленой.


 

 

Рис.1. Голая амеба (Amoebaproteus):

1 - эктоплазма; 2 - эндоплазма; 3 - ядро; 4 - пищеварительные вакуоли; 5 - сократительная вакуоль; 6 - мембрана

 

 

Рис.2. Эвглена зеленая (Euglenaviridis)

1 - ядро; 2 - глазок; 3 - хроматофоры; 4 - жгутик; 5 - сократительная вакуоль;6 - пелликула; 7 - зерна парамила


Задание 3. Рассмотреть под малым увеличением микроскопа колонию вольвокса. Обратить внимание на форму и строение колонии, рассмотреть соматические и генеративные клетки, дочерние шары внутри колонии. Зарисовать колонию вольвокса.

Задание 4.. Изучить и зарисовать, используя схемы, таблицы и микропрепараты строение инфузории туфельки.


 

Рис. 3 Колония вольвокса

1 - материнская колония; 2 - дочерняя колония

Рис.4. Инфузория туфелька Parameciumcaudatum

1- реснички; 2- пищеварительные вакуоли; 3 – микронуклеус; 4 – ротовое отверстие; 5 – глотка; 6- порошица; 7 – сократительная вакуоль; макронуклеус; 9 – трихоцисты.


Домашнее задание:

1. Изучить и зарисовать строение лучевиков и солнечников.

2. Зарисовать строение трихомонады и трипаносомы.

3. Заполнить таблицу «Паразитические представители типа Саркомастигофоры»

 

Представители В каких животных паразитирует В каких органах паразитирует Как передаются Меры профилактики
Дизентерийная амеба          
Трипаносома          
Трихомонада          
Лейшмания          
Лямблии          
Балантидий          
Ихтиофтириус          

ТЕМА 2 Класс Споровики

Тип Апикомплексы Apicomplexa

Класс Споровики Sporozoea

 

Конспект

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1. Изучить и зарисовать цикл развития эймерий(с пояснениями).

Задание 2. Изучить и зарисовать цикл развития малярийного плазмодия рода Plasmodium.

 

 

Рис. 1. Жизненный цикл кокцидий рода Эймерия

I – первое поколение шизогонии,II – второе поколение шизогонии, III – третье поколение шизогонии, IV - гаметогония,V - спорогония.

 

Рис.2. Цикл развитиямалярийного плазмодия рода Plasmodium

 

 

Домашнее задание:

1. Нарисовать схему жизненного цикла токсоплазм и саркоспоридий (с пояснениями).

2. Составить краткую характеристику книдоспоридий и микроспоридий.

3. Записать классификацию царства животных (по учебнику)

Тип Подтип Класс


П/ц Одноклеточные

 

 

П/цМногоклеточные (Metazoa)

 

 


Контрольные вопросы

1. Половое размножение животных. Примеры

2. Бесполое размножение животных. Примеры. Размножение одноклеточных.

3. Типы обмена у одноклеточных. Примеры.

4. Способы питания и захвата пищи у одноклеточных.

5. Покровы и органоиды движения одноклеточных.

6. Как происходит удаление непереваренных остатков пищи из организма одноклеточных. Роль сократительной вакуоли

7. Раздражимость у одноклеточных..

8. Отличия одноклеточного от многоклеточного животного.

9. Подтип Саркодовые. Характеристика, представители, значение.

10. Подтип Жгутиковые. Характеристика, представители, значение.

11. Паразитические представители Саркодовых и Жгутиковых.

12. Тип Апикомплексы. Характеристика, представители, значение.

13. Тип Ресничные. Характеристика, представители, значение.

14. Класс Инфузории. Характеристика, представители, значение.

15. Паразитические виды инфузорий.

16. Жизненный цикл малярийного плазмодия.

17. Жизненный цикл эймерии.

18. Особенности развития токсоплазм.

19. Особенности развития саркоспоридий.

 

ТЕМА 3. Тип ГУБКИ (SPONGIA, или PORIFERA)

Конспект

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1. Изучить и зарисовать по схемам и таблицам особенности и различные типы строения губок (аскон, сикон, лейкон).

Задание 2. Зарисовать общий вид губки и строение стенки тела губок.Записать функции клеток.

 

 

Рис. 1. Строение губок

1 – аскон, 2 – лейкон, 3 – сикон


 

 

Рис. 2. Общий вид губки

 

Рис. 3. Строение стенки тела губок


Домашнее задание

1. Классификация и филогения типа Губки

2. Значение губок в водных экосистемах

Контрольные вопросы:

1. Тип Губки. Характеристика, представители, значение.

2. Губки - как примитивные представители многоклеточных. Строение тела губок. Клеточные элементы тела губок

3. Физиология губок. Скелет губок.

4. Размножение и развитие губок.

5. Экология и практическое значение губок.

6. Классификация губок.

7. Филогения типа Губки.

 

ТЕМА 4. Тип Кишечнополостные (Сoelenterata)

Класс Гидроидные (Hydrozoa)

Класс Сцифоидные медузы (Scyphozoa)

Класс Коралловые полипы (Anthozoa)

Конспект

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1. Зарисовать строение тела гидры.

Задание 2. Изучить и зарисовать строение сцифоидных медуз.

ЗаданиеЗ. Рассмотреть и зарисовать строение и жизненный цикл морского колониального гидроидного полипа Оbeliа.

Задание 4. Изучить жизненные циклы представителей различных классов в типе Кишечнополостные, выявить сходство и отличие.


 

 

Рис. 1. Внешний вид гидры (Hydraoligactis): 1 - тело; 2 - подошва; 3 - рот; 4 - щупальца; 5 - почка

 

Рис.2. Гидра (поперечный разрез): 1 - эктодерма; 2 - энтодерма;3. - опорная пластинка (мезоглея); 4 - кишечная (гастральная) полость

 

Рис. 3. Строение стенки тела гидры

 

Рис.4. Колониальный гидроидный полип Оbeliа


Домашнее задание

1. Зарисовать жизненный цикл гидроида Оbeliа.

2. Зарисовать строение и цикл развития сцифоидной медузы.

3. Изучить и зарисовать строение кораллового полипа.

4. Составить краткую характеристику гребневиков

 

Контрольные вопросы:

1. Тип Кишечнополостные. Характеристика, классификация, представители, значение.

2. Чередование поколений кишечнополостных.

3. Класс Гидроидные. Характеристика, представители, значение.

4. Класс Сцифоидные медузы. Характеристика, представители, значение.

5. Класс Коралловые полипы. Характеристика, представители, значение.

6. Сравнительная характеристика типов Губки и Кишечнополостные.

7. Филогения типа Кишечнополостные.

8. Основные особенности строения гребневиков

 

ТЕМА 5.Тип Плоские черви (Рlathelmintes)

Класс Сосальщики (Тrematoda)

 

Конспект:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1. Изучить и зарисовать используя микро- и макропрепараты, таблицы анатомическое строение печеночного и ланцетовидного сосальщиков.

Задание 2. Зарисовать циклы развития печеночного сосальщика.


 

Рис.1. Ланцетовидный сосальщик (Disrocoeliumlanceatum)

1 - ротовая присоска; 2 - брюшная присоска; 3 - кишечник; 4 - желточники; 5 - семенники; 6 - яичник; 7 - оотип и семяприемник; 8 - матка.

 

Рис.2. Печеночный сосальщик (Fasciolahepatica): 1 - ротовая присоска; 2 - брюшная присоска


.

 

 

Рис. 3. Цикл развития печеночного сосальщика

Домашнее задание

 

1. Составить краткую характеристику и зарисовать строение турбелярий.

2. Заполнить таблицу «Особенности циклов развития сосальщиков»

 

Название вида Печеночный сосальщик Ланцетовидная двуустка Кошачья двуустка шистосома Легочная двуустка
Основной хозяин            
В каком органе паразитирует            
Промежуточный хозяин            
Личиночные стадии паразита            
Пури заражения основного хозяина            

 

Контрольные вопросы:

1. Тип Плоские черви. Характеристика, классификация, представители, значение.

2. Класс Ресничные черви. Характеристика, представители, значение.

3. Класс Дигенетические сосальщики. Характеристика, представители, значение.

4. Печеночный сосальщик. Систематическое положение, жизненный цикл.

5. Ланцетовидный сосальщик. Систематическое положение, жизненный цикл.

6. Кошачий сосальщик. Систематическое положение, жизненный цикл.

7. Шистосома. Систематическое положение, жизненный цикл.

8. Кошачья двуустка. Систематическое положение, жизненный цикл.

ТЕМА 6.Тип Плоские черви (Plathelmintes)

Класс Ленточные черви (Сestoda)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.