Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законы общей риторики




Общая риторика. Законы риторики

Риторика — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие. Первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации.

Законы риторики — приёмы, используемые в речи для достижения общериторического идеала.

· Закон гармонирующего диалога — для достижения гармонии между оратором и аудиторией необходима диалогизация речи.

Его реализации способствует выполнение принципов:

1. Внимания к адресату

2. Близости содержания речи интересам адресатов

3. Конкретности в изложении материала

4. Принцип движения — аудитория должна почувствовать, что речь происходит во времени и в пространстве

· Закон продвижения и ориентации адресата — оратор должен хорошо ориентировать слушателя в пространстве своей речи

· Закон эмоциональности речи.
Для её достижения могут использоваться тропы.

· Закон удовольствия — удовлетворение получают и оратор и аудитория.

· 36. Риторический канон: инвенция. Топика. Виды топов.

· Риторический канон -это система специальных знаков и правил, которые берут свое начало еще в древней риторике. Следуя этим правилам, можно найти ответы на следующие вопросы: что сказать? в какой последовательности? как ( какими словами)?

· Иначе говоря, риторический канон прослеживает путь от мысли к слову, описывая три этапа: изобретение содержания, расположение изобретенного в нужном порядке и словесное в ыражени е.

· В античности сложился своеобразный алгоритм речемыслительной деятельности, получивший название «риторический канон» (образец), состоящий из пяти частей, пяти этапов, пяти типов движения от мысли к слову. Его классический вид находим в «Риторике» Аристотеля:

· 1. Инвенция (лат. inventio) – изобретение, нахождение содержания.

· 2. Диспозиция (лат. dispositio) - расположение найденного материала.

· 3. Элокуция (лат.elokutio) - украшение, словесное оформление мысли.

· 4. Запоминание (лат. memorio) - запоминание, заучивание речи.

· 5. Произнесение (лат. actio hipocrisis) - актерское исполнение. Позднее этот этап называли «оратория».

· Рассмотрим вначале первый этап – инвенцию.

· Инвенция нацеливала оратора на тщательный поиск темы, содержания выступления исходя из цели речи. В древности называли такие способы поиска темы, как пристальное наблюдение за собой, людьми и вещами, размышление над знанием и тщательное обдумывание мыслей, изучение образцов, упражнения. Схема инвенции - нравы, аргументы, страсти. Нравы - это, по сути дела, использование впечатления, производимого на аудиторию. Нравы определяли требования к личности оратора, к его поведению, позволяющему произвести благоприятное впечатление на аудиторию, наладить с ней контакт. К добродетелям оратора греки относили серьезность, доброжелательность, скромность.

· В античности сложился своеобразный алгоритм речемыслительной деятельности, получивший название «риторический канон» (образец), состоящий из пяти частей, пяти этапов, пяти типов движения от мысли к слову. Его классический вид находим в «Риторике» Аристотеля:

· 1. Инвенция (лат. inventio) – изобретение, нахождение содержания.

· 2. Диспозиция (лат. dispositio) - расположение найденного материала.

· 3. Элокуция (лат.elokutio) - украшение, словесное оформление мысли.

· 4. Запоминание (лат. memorio) - запоминание, заучивание речи.

· 5. Произнесение (лат. actio hipocrisis) - актерское исполнение. Позднее этот этап называли «оратория».

· Рассмотрим вначале первый этап – инвенцию.

· Инвенция нацеливала оратора на тщательный поиск темы, содержания выступления исходя из цели речи. В древности называли такие способы поиска темы, как пристальное наблюдение за собой, людьми и вещами, размышление над знанием и тщательное обдумывание мыслей, изучение образцов, упражнения. Схема инвенции - нравы, аргументы, страсти. Нравы - это, по сути дела, использование впечатления, производимого на аудиторию. Нравы определяли требования к личности оратора, к его поведению, позволяющему произвести благоприятное впечатление на аудиторию, наладить с ней контакт. К добродетелям оратора греки относили серьезность, доброжелательность, скромность.

· Веер передаёт наличие многих причин у явления и массу следствий из одного события, явления:

· причина

· следствие причина

· причина

·

· причина

· причина следствие

· причина

· Когда вы приходите к врачу, жалуясь на боли в сердце, он пытается найти причину болезни в вашей наследственности, в образе жизни, в привычках и т.п. Ваше рассуждение на тему: «Книга – лучший подарок» будет полно причинно- следственных обоснований этого тезиса.

· «Цепочка» позволяет, постоянно переходя от причины к следствию, сделать некий вывод:

·

· причина следствие следствие следствие.

·

· причина причина

·

· Пример «цепной» реакции находим у С. Маршака: «Лошадь захромала – командир убит; конница разбита – армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, потому что в кузнице не было гвоздя».

· 7. Топ «обстоятельства»

· Этот топ выражает место, время, условия осуществления действия. Если топ «причина – следствие» наиболее характерен для рассуждения, то без смысловой модели «обстоятельства» немыслимо повествование: «В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми», - так впервые появляется в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Остап Бендер.

· Модель «обстоятельства» помогает ответить на вопросы: где? когда? при каких условиях? каким образом?

· 8. Топ «пример»

· Данный топ представляет собой конкретный факт, взятый оратором из собственного опыта, опыта других людей, из истории, но также и из фольклорных источников, художественной литературы, Священного Писания. Эта смысловая модель опирается на практицизм и прагматизм нашего мышления, на доверие тому, что было в самой реальности, а не приобретено в ходе рассуждений.

· Из художественной литературы заимствуются сходные ситуации, служащие подтверждением обобщённости и повторимости рассматриваемых обстоятельств. Приводить примеры нужно из области, знакомой слушателям, доступной уровню их восприятия. Пример может быть единичным, но чаще оратор использует несколько примеров, подтверждающих его точку зрения.

· 9. Топ «свидетельство»

· Топ «свидетельство» носит ещё одно название –«обращение к авторитетам». Это чаще всего цитаты, изречения, принадлежащие авторитетным людям, тем, кому мы доверяем, кем восхищаемся. Ими могут быть видные учёные, известные общественные и политические деятели, поэты, писатели, философы, древние мудрецы. Например: «Как сказал Н.Карамзин, монументы возвышают дух народа».

· В качестве свидетельства нередко используются пословицы и поговорки как выразители народной мудрости.

· Не менее убедительна и цитата из Священного писания, которая вводится в текст с указанием на источник: «В Священном Писании сказано: блаженны нищие духом, ибо их будет царствие небесное» и т.п.

· 10. Топ «имя»

· Эта смысловая модель обращает нас к внутренней форме слова, к происхождению (этимологии) слова. Так, понять, что такое «образование», поможет выяснение того, что такое «образ» – понятие, лежащее в основе слова «образование». Тогда образование предстанет перед нами как «выставление некоего образца», образа, по подобию которого формируется конечный продукт обучения; как некая идеальная модель знания, к которой направлены усилия учителя.

· Мы лучше поймём, что такое Владивосток как город, стоящий на страже границ России между Востоком и Западом, если разложим его имя на две составляющие: владеть и Восток, владеть Востоком.

·

· 37. Риторический канон: диспозиция. Композиция ораторской речи.

· Диспозиция учит расположению всех элементов, найденных в ходе инвенции. В результате этого сложного процесса создается текст. Риторический текст специально сконструирован в отличие от спонтанного устного текста, который рождается в обычном разговоре.

· Риторический текст, по выражению Ю.М. Лотмана, стремится превратиться в одно большое слово. Он представляет собой некую целостность, единство всех элементов, поскольку каждый его элемент несет на себе печать этого целого и в то же время оказывает влияние на весь текст, во многом предопределяя выбор того или иного слова, именно такое, а не иное расположение всех его частей.

· Слово «текст» происходит от латинского textum - ткань, связь, соединение, что как нельзя лучше характеризует именно риторический текст.

· В риторическом тексте можно выделить несколько слоев, которые переплетаются, взаимопроникают друг в друга, охватывают собою весь текст. Особенно ярко это проявляется в ораторской речи. Н.Н.Кохтев в работе «Ораторская речь: стиль и композиция» (М.,1992) выделяет, например, такие слои в тексте ораторской речи:

· · идейно-тематический, пронизывающий текст от начала и до конца, в котором отражена тема и главная мысль;

· · конкретно-понятийный, или фактический, передающий содержание;

· · структурно-логический, передающий внутреннюю логику текста;

· · композиционный, от введения до заключения;

· · стилистический, или языковой, непосредственная словесная фактура, учитывающая особенности жанра речи и ситуации общения.

· Для риторического текста характерны такие свойства, как подготовленность, тематическая заданность, организованность, связность, целесообразность, прагматизм, то есть направленность, которая вызывает у слушателей определённое поведение, заданные эмоции и чувства. Кроме того отмечают также его динамичность, оценочность, индивидуальность, сочетание рациональности и эмоциональности, а устная форма отличается еще и временной протяжённостью и необратимостью.

· Риторический текст представляет собой продукт речемыслительной деятельности, и его построение – это умелая организация всех его структурных составляющих.

· Сегодня композиция текста организуется по достаточно устойчивой схеме: вступление, основная часть и заключение. Во вступлении выделяют зачин (первые одно – два предложения), а в заключении - концовку.

· Способы развёртывания основной части могут быть различными. Так, Н.Н.Кохтев называет следующие способы:

· · транзитивный, то есть последовательный переход из одной темы в другую;

· · экстенсивный, при котором основная идея формулируется вначале, но приблизительно, в дальнейшем она обосновывается, обогащается, развивается, в конце речи оратор возвращается к основной идее;

· · параллельный – при наличии общей идеи темы развиваются самостоятельно, не переходя одна в другую;

· · интегральный, или смешанный (с.65).

· Содержательную структуру текста (его основной части) А.Н.Васильева (Основы культуры речи. - М.,1990) описывает иначе – в соответствии с функциональным стилем языка – и выделяет такие структуры:

· 1. предметно-логическую, свойственную, как правило, текстам научного и официально-делового стилей. В таком тексте объект описания раскрывается через логическую иерархию: общее – частное, подчинение – соподчинение, причина – следствие и т.п. Официально-деловой письменный текст обычно имеет образец, значительная часть такого текста содержит определённые клише, стандартные композиционные и языковые средства.

· 2. «плетёную», характерную для публицистического стиля. Приёмов создания плетёного текста много. Например, при единой теме, при целостности текста – множество различных линий, которые вырастают одна из другой. Такие тексты могут начинаться с конца и заканчиваться началом. При этом следует иметь в виду высокую эмоциональность и экспрессивность такого текста, которые вместе с необычной структурой создают у читающего или слушающего иллюзию, что текст рождается буквально у него на глазах.

· 3. структуру свободного образно-ассоциативного типа. Такие тексты характерны для художественного стиля, они требуют особого мастерства.

· Подобная классификация содержательной структуры текстов скорее относится к его письменным формам, но может быть применима и к текстам монологической устной речи.

· Приведенные композиционные схемы весьма абстрактны и не учитывают того, что содержание и строение текста тесно связаны с предметом речи и способами его осмысления, которые проявляются в различных функционально-смысловых типах текста – в описании, повествовании и рассуждении.

· Описание – это один из функционально-смысловых типов текста, раскрывающий характерные свойства и качества предметов и явлений. Соответственно, для описания оратор прибегает к топам «определение», «свойства», «род – вид», «целое – части» и некоторым другим. Основные правила описания предполагают умение выделить объект, правильно выбрать главную, характерную черту, определяющую сущность предмета (топ «свойства»), найти точное сравнение (топ «сопоставление»), позаботиться не только о точности изображения, но и об эмоциональности и образности. Начало описания может быть различным: прямое указание на предмет, обращение к нему, обозначение места, где он находится и т.п. Способы развертывания средней части также разнообразны, но общие правила гласят: самое интересное и привлекательное в предмете речи располагать к концу, уметь отделять главное от второстепенного. Конец описания часто содержит эмоциональную оценку этого предмета говорящим.

· Повествование – это один из функционально-смысловых типов текста, представляющий собой изложение событий. Повествование, или рассказ, состоит также из нескольких частей, которые обычно называют экспозицией (подготовка к рассказу), завязкой (начало), развитием действия до момента кульминации (середина повествования) и развязкой (конец). Понятно, что при кажущейся простоте и однообразии строения конкретное наполнение этой схемы необычайно многообразно. Рассказывая истории, необходимо помнить о главных принципах создания интересного, увлекательного повествования, таких, как живость, выразительность, увлекательность, краткость, правдоподобие, нарастание интереса до кульминации и развязки.

· Рассуждение – это один из функционально-смысловых типов текста, представляющий собой формулировку и доказательство некоего тезиса. Рассуждение – это доказывание своего мнения. Рассуждение может идти от общего к частному (дедуктивный способ) и от частного к общему (метод индукции). В качестве примера композиции текста - рассуждения можно привести структуру строгой хрии (рассуждения на нравственную тему), ее дедуктивный образец, который состоит из 8 частей:

· 1) начало (приступ, то есть объявление темы);

· 2) парафразис, или экспозиция (разъяснение темы);

· 3) причина (на основе нескольких топов «причина» и «следствие»);

· 4) противное (используется топ «противопоставление»);

· 5) подобие (тема подтверждается с помощью топа «сравнение»);

· 6) пример;

· 7) свидетельство;

· 8) заключение.

· Подробный комментарий строгой хрии дан в учебнике А.К. Михальской «Основы риторики» на стр.220 – 223.

· Среди основных принципов создания текста-рассуждения – это принципы правильного выбора стратегии рассуждения, отбора аргументов, оценивания их силы, расположения в тексте.

· Вместе с тем следует отметить, что риторический текст редко представляет собой или только описание, или только повествование, или только рассуждение. Чаще всего эти три функционально-смысловых вида взаимодействуют в структуре целостного текста, их объединение, переходы от одного вида к другому требуют определённого мастерства.

· Обратимся теперь к последовательности действий при создании текста.

· Риторический текст создаётся в несколько этапов:

· 1) подготовительный. На этом этапе происходит анализ и оценка аудитории, перед которой предстоит выступать, поиск идеи, определение цели и задач речи, отбор материала и его осмысление, разработка концепции речи, отбор аргументов.

· 2) этап первичного текста, на котором создаётся «черновой» вариант текста, который лучше всего положить на некоторое время в стол, так как вполне возможны незаметные на первый взгляд недостатки;

· 3) пауза. Этот этап не должен быть долгим, не более нескольких дней;

· 4) этап самоэкспертизы;

· 5) заключительный, на котором уточняются, отбрасываются, добавляются аргументы, углубляется содержание, корректируются языковые средства и стиль повествования и т.п. В конце работы обдумывается «изюминка», делающая начало речи наиболее эффектным.

· Трудности создания первичного текста связаны с дефицитом (или избытком) информации для реализации конкретного замысла, с поиском наиболее динамичного начала и убедительной концовки, с логическим размещением материала, с оценкой силы аргументов, их отбором, с размещением их в определенной последовательности; со словесным выражением «сгущённых квантов мысли» («муки фразы»), с поисками языковых средств для стилистически адекватного выражения мыслей.

· Этими трудностями объясняются недостатки, которые следует устранить на втором этапе: информационная избыточность текста, слабость вступительной и заключительной частей, слабость аргументов или неверное их размещение и т.п.

· Работу над любым текстом следует начинать с оценки той аудитории, перед которой предстоит выступать, она во многом определяет и тему, и способ развертывания текста, и подбор материала, и его «украшение».

· Написанный первичный вариант следует подвергнуть «самоэкспертизе». Можнo указать следующие общепринятые критерии оценки текста:

· 1. Соответствие обстановке и цели общения, составу аудитории;

· 2. Информационная ценность;

· 3. Соответствие содержания действительности, которую отображает текст;

· 4. Оптимальность содержательней полноты и речевой сжатости применительно к условиям коммуникации;

· 5. Обоснованность эмоционально-оценочных акцентов;

· 8. Оправданность композиционной структуры с точки зрения жанра, адресата, условий общения;

· 7. Стилистико-языковая выдержанность;

· 8. Качество внешнего оформления.

· Выступление обычно строится по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет именно такой композиции. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления.

· Композиция ораторского выступления

 

· Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения. Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории.

· 1.1 Подготовка к выступлению

·

 

· Речь написана, выступающий проверяет, нет ли отступлений от темы, связь между частями, логичность и аргументированность, доступность текста, загруженность текста иллюстративным материалом.

· Вступление

 

· Внимание — это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте. Внимание бывает непроизвольное — то, которое возникает непреднамеренно (например, к сирене пожарной машины, молнии за окном, движущемуся предмету в лекционной аудитории и др.), произвольное — сознательно регулируемое сосредоточение на объекте и послепроизвольное — поддерживаемое интересом (например, начал читать книгу и увлекся). В аудитории необходимо вызвать в первую очередь произвольное внимание. Эту задачу выполняет вступление.

· Вступление является обязательным элементом любого публичного выступления. Различают две части вступления: зачин и завязку. В хорошо подготовленной аудитории выступление может быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина; в менее подготовленной аудитории вступительная часть должна быть более развернутой и включать зачин.

· Зачин нужен для того, чтобы завладеть первичным вниманием аудитории. Он представляет собой краткий словесный подход к теме, причем он может быть не связан с темой выступления, а касаться условий, в которых происходит встреча со слушателями, степени их организованности, времени начала выступления, предыдущего выступления или выступлений (последний тип зачина позволяет оратору провести мысль о логичности построения всех выступлений, показывает место данного выступления в системе остальных, которые прослушали уже или еще прослушают, создает впечатление о слаженной работе лекторов, о рациональном распределении тем и проблем между ними)

· Завязка — это уже подход к теме выступления. В завязке надо тем или иным способом обозначить проблему, которую вы будете раскрывать, и связать ее с интересами слушателей. Завязка должна захватить внимание слушателей.

·
Основная часть

 

· Для того чтобы эффективно донести главную мысль до слушателей, оратор должен ее сформулировать. Поэтому нужно заранее позаботиться о словесной формулировке главной идеи: выразить словами, по возможности, кратко и понятно. П. Сопер отмечал, что «сам оратор иногда точно не знает, какова его цель, пока не сформулирует ее полностью». С другой стороны, исследования Т.М. Дридзе убедительно показали, что третья часть любой аудитории в принципе все хорошо понимает, но не может самостоятельно сформулировать главную мысль оратора, не в состоянии выделить эту мысль в выступлении.

· Словесная формулировка главной мысли выступления необходима как самому оратору, так и его аудитории.

· 1.4 Заключительная часть выступления

·

 

· Заключительная часть имеет две основные функции: напомнить главную мысль объяснить, что с ней надо делать.

· Основными недостатками композиции являются нарушение логической последовательности в изложении материала, перегрузки текста логическими рассуждениями, отсутствие доказательности, большое количество затронутых вопросов.

· Главная часть подводит к заключению. Если оратор смял выступление, не уложился в срок, не сделал вывода, то цель выступления не достигнута. Конец речи должен быть логически связан с ее началом. В авторской речи действует закон края, поэтому заключение должно обобщать те мысли, которые высказывались в основной части выступления.

· В заключительной части оратор может наметить задачи, которые вытекают из содержания выступления, определить позиции слушателей. Особенно важны последние слова оратора. Они зависят от вида речи. Политическая речь может закончиться призывом, лозунгом, обращением. В докладе на политическую тему будут содержаться предложения об улучшениях или изменениях, завершая академическую лекцию, оратор использует прием повторения. Речь также может заканчиваться риторическим вопросом или утверждением.

· Кроме того, в конце выступления оратор может вновь повторить основные положения, сделать аудитории комплимент, вызвать смех, использовать цитату, создать кульминацию.

· 38. Риторический канон: элокуция. Троп. Виды тропов.

· Элокуция – это раздел классического риторического канона, в котором рассматривались стиль изложения, грамматические конструкции разной степени сложности, фигуры и тропы

· Прежде всего следует сказать о средствах «украшения» речи, воздействующих на аудиторию, «берущих в плен» мысли и чувства слушателей, делающих речь оратора более выразительной. Такими средствами в первую очередь являются фигуры и тропы.

· Троп (греч. tropos - поворот, оборот речи) - это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета (или явления) на другой, связанный смысловыми отношениями с первым.

· Тропы

·

· Королевой тропов по праву считают метафору. Метафора - это употребление слова, обозначающего какой-либо предмет (явление, действие, признак), для образного названия другого объекта, сходного в чём-либо с первым. В метафоре осуществляется перенос по сходству. Предметы могут походить друг на друга формой, функцией, цветом, производимым впечатлением и т.п.: нос человека - нос корабля, быстрый бег - быстрый ум, дворник подметает улицу - дворники очищают стекло автомобиля. Метафора, ставшая фактом языка, воспроизводима, её образность не воспринимается говорящим как нечто особенное, наша речь полна «стёртых» метафор (солнце село, дождь идёт, хвост поезда). Выразительной речь делают «оживлённые», обыгранные привычные метафоры и новые, созданные в индивидуальной, том числе поэтической или ораторской речи. Эти метафоры нередко подхватываются, их начинают активно употреблять. Так, современное парламентское красноречие полно таких выражений, как «вирус суверенитетов», «синдром забастовок», «паралич власти», «инфляционная мина», «под огнём критики» и т.п.

· Метафоричность свойственна разным видам красноречия. Например, судебной речи: «Яд, которым отравляет рецидивист психологию молодёжи, чрезвычайно опасен».

· Разновидностью метафоры является олицетворение - перенос свойств человека (лица) на неодушевлённые предметы. Приём олицетворения широко распространён в устном народном творчестве и в лирической поэзии, реже используется в ораторской речи: «Наше общество постепенно выздоравливает от аллергии к рынку» (из речи депутата).

· Другим не менее значимым тропом является метонимия, то есть употребление слова, обозначающего какой-нибудь предмет, для образного названия другого предмета, связанного с первым по смежности, «по соседству» (по местоположению, по времени, по причинно-следственным отношениям и т.п.): «Лондон представил альтернативный проект договора».

· Разновидность метонимии - синекдоха, перенос, в основе которого лежит соотношение части и целого. Например: «Пуще всего береги копейку», или «Не тот нынче студент пошёл, не тот».

· Ирония - троп, состоящий в употреблении слова в смысле, обратном буквальному, с целью тонкой или скрытой насмешки. Насмешка нарочито облечена в форму положительной характеристики:

· «Продовольственная программа была успешно выполнена, и мы стали слегка голодать».

· Гипербола, или преувеличение, представляет собой перенос значения по количественному признаку. В повседневной речи мы прибегаем к гиперболам, сами того не зная: «Я так устала, ну просто с ног падаю». Гиперболы нередки в прозе и в поэзии, а в ораторской речи чаще встречаются в торжественных речах: «Москва - лучший город земли!»

· Противоположна гиперболе литота - преуменьшение (вспомните сказочного мальчика-с-пальчика).

· Укажем ещё на некоторые средства словесной выразительности, статус которых по отношению к тропам ещё не определён - на эпитет и перифраз.

· Эпитет - красочное, яркое, образное определение предмета, чаще всего выраженное прилагательным: бархатные глаза, живой след, янтарное вино и т.п. Вместе с тем основные признаки эпитета - не столько переносное (метафорическое) значение, сколько направленность на изображение предмета, показ его наиболее существенных, значимых в данном конкретном случае признаков: «Кабаку нужны не трезвые и сдержанные: его друзья - буйные и безвольные гуляки» (из речи Н.Ф.Плевако).

· Перифраз, перифраза - троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких: «погрузился в задумчивость» вместо «задумался».

· Разновидностью перифраза является эвфемизм - слово или выражение, употребляемое вместо неприличного, грубого, запретного («ритуальные услуги» вместо «похороны»): «Но разве это единственная, мягко говоря, выдумка Натальи Фёдоровны?».

· В основе тропов лежит сравнение, являясь их предпосылкой, однако сравнение - это и самостоятельный, чрезвычайно распространённый приём: «Однообразный голос лектора убаюкивал, как колыбельная песня», «А как речь-то говорит, точно реченька журчит», «Тени вечера волоса тоньше», «Толпа походила на серую птицу».

· Прекрасным ораторским средством является развёрнутое сравнение, позволяющее нарисовать яркую картину. Примером может служить описание салона А.П. Шерер в романе Л.Н. Толстого «Война и мир

39. Приёмы привлечения и поддержания внимания аудитории

-диалогизация (любую тему, ее отдельные частные аспекты можно обозначить в виде вопросительного предложения или вопросно-ответного единства);

-использование обращения;

-чередование сложного и простого материала;

-использование юмора;

-привлечение жизненного опыта.

 

40. Подготовка к ораторскому выступлению (ря с кр 229)

Довольно часто перед публичными выступлениями люди испытывают чувство неуверенности, боятся встречи со слушателями. Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. В процессе подготовки к публичному выступлению необходимо изучить свою аудиторию, подумать о нуждах, пожеланиях слушателей, и это часто обеспечивает половину успеха. Нужно прочитать как можно больше литературы по теме выступления, так как сведения, известные оратору, но не изложенные

в его речи, придадут ей убедительность и яркость.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.