Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решения органов местного управления и самоуправления

Устав

Правила

Регламент

Постановления Национального банка

Акты Конституционного суда, Высшего Хозяйственного Суда, Верховного суда, Генеральной прокуратуры.

Постановления Совета Министров

Постановления палат Парламента

Указы и декреты главы государства

Законы

Кодексы

Решения референдума

Конституция

11 .Инструкция

14. Приказ республиканского органа государственного управления.

52. Пределы действия нормативного правового акта во времени. Обратная сила закона. Переживание закона

Время действия акта начинается с момента вступления его в силу и сохраняется до момента утраты юридической силы.

Определения времени начала действия актов связано с понятием их опубликования, т. е. Помещения текста акта в официальном издании (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь) или в определенных газетах (Советская Белоруссия, Звязда, Народная газета, Рэспублiка и др.), на которые можно официально ссылаться. В соответствии со ст.7 Конституции Республики Беларусь нормативные акты государственных органов публикуются до всеобщего сведения иным

предусмотренным законом способом. Известны различные варианты определения времени вступления актов в силу, причем сроки вступления зависят от вида соответствующего акта. Согласно ст. 104 Конституции Республики Беларусь, законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в

самом законе не установлен иной срок. Декреты Президента публикуются и вступают в силу в таком же порядке. Правовые акты, не имеющие нормативного характера, решения Конституционного Суда, постановления пленумов Верховного

Суда и Высшего Хозяйственного Суда вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок.

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА — распространение закона со дня его вступления в силу на те случаи и обстоятельства, которые имели место до его вступления в силу. Принцип права «закон обратной силы не имеет» относится к числу неопровержимых положений (юридических аксиом) юридической теории и практики, сформировавшегося в ходе длительной эволюции права и воспринятого в качестве международно-правового стандарта всеми современными правовыми системами.

По общему правилу, нормативный правовой акт не распространяется на отношения, возникающие до его вступления в силу. Лишь в отдельных случаях под действие нормативных правовых актов подпадают отношения, возникшие до вступления их в силу.

В юридической практике обратное действие закона может иметь место в двух случаях:

1) в силу прямого указания закона. При этом обратное действие закона всегда специально оговаривается в этом законе либо в акте (постановлении) о введении его в действие.

2) если уголовный закон устраняет или смягчает наказание.

ПЕРЕЖИВАНИЕ ЗАКОНА — состояние, когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может действовать в отношении определенных актов и обстоятельств.

53. Пределы действия нормативного правового акта в пространстве

В соответствии с положением о территориальном верховенстве, как составной части государственного суверенитета, нормативно – правовые акты центральных органов государства распространяют свое действие на всю государственную

территорию. Это означает, что власть государства является высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории.Однако некоторые нормативно – правовые акты центральных органов могут распространять свое действие не на всю территорию, а лишь на определенную ее часть. Что касается актов, издаваемых местными органами, то они действуют в пределах той территории, на которой распространяется их управленческие функции. Так, решения областных, районных, городских, сельских, поселковых Советов и исполкомов в Республике Беларусь распространяют свое действие соответственно на территорию этих административных единиц. Обычно на определенной территории действуют одновременно различные по юридической силе акты. В случае их противоречия действует акт высшей юридической силы.

54. Действие нормативного правового акта по кругу лиц

По общему правилу нормативно – правовые акты государства действуют в отношении всех лиц, находящихся на его территории. Это касается граждан иностранных государств, лиц без гражданства, а также юридических лиц Республики Беларусь и иностранных юридических лиц, функционирующих на территории государства. Существуют вместе с тем некоторые особенности,

связанные, как упоминалось выше, с распространением действия некоторых нормативно – правовых актов на граждан данного государства независимо от места их нахождения. Особенности связаны и с тем, что не всегда некоторые акты государства действуют на всех лиц, находящихся на его территории. Так, например, нормы избирательного закона Республики Беларусь не действуют в отношении граждан, признанных судом недееспособными, лиц, содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы или в отношении которых в порядке, установленном уголовно – процессуальном законодательством, избраны меры

пресечения – содержание под стражей. Некоторые нормативно – правовые акты могут распространять свое действие лишь

на определенные категории лиц, органов, организаций. Например, акты действуют олько в отношении детей, пенсионеров, военнослужащих и т. п.. Есть исключение из общего правила и в отношении граждан иностранных государств и лиц без гражданства, находящихся на территории соответствующего государства. Так, в соответствии с законодательством Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами республики.

55. Порядок официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов в Республике Беларусь

Решения республиканских референдумов, декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь после подписания Президентом Республики Беларусь, в том числе в случаях, когда в соответствии с Конституцией Республики Беларусь закон считается подписанным, подлежат немедленному и обязательному официальному опубликованию.

Указы Президента Республики Беларусь и постановления Совета Министров Республики Беларусь нормативного характера подлежат обязательному официальному опубликованию, если иное не предусмотрено соответственно актами Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь, а также настоящим Положением.

Иные правовые акты могут быть официально опубликованы после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Не подлежат опубликованию правовые акты или их отдельные положения, содержащие государственные секреты или иные охраняемые законодательством сведения, если иное не предусмотрено законодательством. Официальным опубликованием является доведение правовых актов до всеобщего сведения путем воспроизведения их текстов в полном соответствии с подписанными подлинниками в следующих официальных изданиях:

периодическом печатном издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, его электронной версии;

газете «Советская Белоруссия»

газете «Звязда»

«Народной газете»

газете «Рэспубліка»

периодических печатных изданиях

Официальное опубликование правового акта осуществляется, как правило, на белорусском и русском языках в соответствии с подписанным подлинником. Датой официального опубликования правового акта считается дата выхода в свет официального издания, в котором помещен этот акт. В случае разновременного опубликования правового акта в нескольких официальных изданиях дата официального опубликования правового акта определяется по дате первоначального опубликования.

Решения республиканских референдумов, декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок.

Правовые акты, не имеющие нормативного характера, постановления Палаты представителей и постановления Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, решения Конституционного Суда, постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок.

Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные правовые акты, за исключением указанных в частях первой и второй настоящего пункта и в пункте 13 настоящего Положения, вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. Порядок вступления в силу для Республики Беларусь международных договоров определяется законодательством Республики Беларусь и нормами международного права.

56. Понятие и элементы системы права

Система права представляет собой его внутреннее строение, которое состоит из объединений правовых норм.

Традиционно структура или система современного права представлена такими элементами: норма права, институты права, подотрасль и отрасль права, которые, в свою очередь, объединяются в материальное и процессуальное право, частное и публичное, национальное и международное. Такая система права исходит из его позитивистского понимания и фактически создается государством. Норма права, как указывалось ранее, является первичным элементом системы права. В ней фиксируется только одно правило поведения, одно субъективное право или юридическая обязанность. Практическая ценность норм права состоит в их множественности и взаимодействии.

57. Критерии деления права на отрасли

Основанием деления системы права на отрасли служит два критерия: предмет правового регулирования, который включает в себя определенную сферу общественных отношений (семья, собственность, государственная власть) и метод правового регулирования, который предполагает совокупность способов воздействия права на определенную сферу общественных отношений. Выделяют два основных метода правового регулирования: императивный (категорический, властный, административный) и диспозитивный (гражданско-правовой, автономный). Императивный метод правового регулирования предполагает жесткую регламентацию поведения участников правовых отношений, неравное их положение (вертикальное), отношения власти и подчинения, он не допускает отступления от правовых предписаний. Диспозитивный метод предполагает относительную свободу поведения сторон, равное положение участников правоотношения (горизонтальное), их способность самостоятельно избирать тот или иной вариант поведения.

58. Частное и публичное, материальное и процессуальное, национальное и международное право

Любая национальная правовая система подразделяется на публичное и частное право.

Публичное право распространяет свои действия на сферы государственных и общественных интересов. К нему относятся такие отрасли права, как конституционное, административное, финансовое, уголовное, военное и др. Здесь юридический приоритет имеет воля государственной власти, регулирование является централизованным и строится на началах субординации.

Частное право – это сфера частных, индивидуальных и групповых интересов. Сюда относятся такие отрасли, как семейное, гражданское, предпринимательское, торговое, кооперативное и др. отрасли. Здесь уже юридический приоритет принадлежит воле частных лиц, граждан и их объединений. Регулирование носит децентрализованный характер и строиться на началах координации (по горизонтали, по принципу юридического равенства).

Материальное право – это те правовые нормы, которые обеспечивают регулятивные и охранительные функции права. Нормы материального права реально регулируют общественные отношения между людьми, наделяя их взаимными субъективными правами и юридическими обязанностями.

Процессуальное право – это те нормы, которые определяют порядок, процедуры, применение норм материального права. Любая система правовых норм подразделяется на материальное и процессуальное право.Все нормы права призваны регулировать и упорядочивать общественные отношения в соответствии с теми функциями и задачами, которые стоят перед ними. К материальному праву относятся конституционное право, гражданское право, уголовное право, административное право, а группу процессуальных отраслей права составляют уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное и административно-процессуальное право.

Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство не может считать его своим, оно занимает особое наднациональное место и регулирует межгосударственные отношения. Нормы международного права закрепляются в различных межгосударственных договорах, соглашениях, а также в уставах, конвенциях и декларациях международных организаций (например: ООН). Правовое демократическое государство признает приоритет международного права над национальным и особенно в гуманитарной области, т.е. области прав и свобод человека. В конституции такого государства записано, что нормы международного права имеют приоритет над национальным правом.Статья 8 конституции РБ говорит о признании нашим государством приоритета принципов международного права над национальным и обеспечивает соответствие этим принципам нашего законодательства.

59. Понятие и элементы системы законодательства

Понятие системы права не следует смешивать с понятием системы законодательства. Последнее представляет собой совокупность законов и подзаконных нормативных актов, являющихся формой выражения юридических норм.

Кроме правовых норм законодательство содержит также призывы, декларации, определения, указания на мотивы и цели издания нормативных актов. Основными элементами системы законодательства являются нормативное правовое предписание и нормативный акт.

Нормативное правовое предписание - минимальная смысловая часть текста нормативно-правового акта, представляющая собой элементарное государственно-властное веление общего характера, обладающее формальной определенностью, цельностью и логической завершенностью.
Нормативно-правовые акты — это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы.

60. Характеристика основных отраслей права Республики Беларусь

Отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

1. Конституционное право. Предметом этой отрасли права являются отношения, возникающие по поводу закрепления основ конституционного строя, формирования государственных органов, закрепления естественных неотчуждаемых прав и свобод человека, определения правового статуса граждан и др. Преобладающим методом является учредительно-закрепительный.

2. Административное право. Предмет - общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех уровнях государства. Особенность этой отрасли права в том, что ее нормами регулируется в основном деятельность органов исполнительной власти. Основные методы — императивный, власти и подчинения.

3. Финансовое право. Предмет - денежно-кредитные отношения, банковские операции, формирование бюджета, взимание налогов и сборов и т.д. Основной метод - императивный.

4. Уголовное право. Предмет - общественные отношения, складывающиеся в связи с совершением гражданами преступлений (преступность и наказуемость деяния, основания уголовной ответственности, виды наказаний и иных принудительных мер, общие начала и условия их назначения, освобождение от уголовной ответственности и наказания). Метод - императивный.

5. Гражданское право. Предмет - имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельностью их участников. Преобладающий метод — диспозитивный.

6. Семейное право. Предмет — личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие в связи с состоянием родства, заключением и расторжением брака и т.д. Основной метод - диспозитивный.

7. Трудовое право. Предмет - общественные отношения, складывающиеся вследствие факта продажи собственной рабочей силы (заключение и расторжение трудового договора, рабочее время и время отдыха, гарантии и компенсации и т.д.) и функционирования рынка труда. Основной метод — диспозитивный.

8. Уголовно-процессуальное право. Предмет - отношения, возникающие по поводу осуществления уголовного судопроизводства (расследования преступлений, отправление правосудия). Метод — императивный.

9. Гражданское процессуальное право. Предмет — отношения, складывающиеся при рассмотрении гражданских дел судами в сфере гражданского судопроизводства. Метод - императивно-диспозитивный.

61. Понятие и критерии классификации правовых систем

В научной и учебной юридической литературе правовая система понимается как совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности их различных признаков и черт.

Классификация правовых систем должна проводиться на основе нескольких критериев.

В качестве простого критерия предлагается рассматривать, в частности, правовую традицию или традиции, общие для всех группируемых в одну семью правовых систем.

При всем многообразии позиций и точек зрения можно выделить (разумеется, весьма условно) два основных направления классификации правовых систем современности, каждое из которых в свою очередь имеет несколько разновидностей, обладающих определенными особенностями. Первое направление наиболее ярко представлено в работах известного французского ученого Р. Давида, выдвинувшего идею трихотомии — выделения трех «правовых семей» (романо-германской, англо-саксонской, социалистической), к которым примыкает весь остальной юридический мир, охватывающий четыре пятых планеты и названный «религиозные и традиционные системы». В основе этой классификации лежат два критерия — идеологический (сюда Р. Давид относит факторы религии, философии, экономической и социальной структуры) и критерий юридической техники, причем оба они должны быть использованы «не изолированно, а в совокупности».

Наиболее известным представителем второго направления является западногерманский юрист К. Цвайгерт. В качестве критерия классификации у него взято понятие «правовой стиль»(«стиль права»), учитывающий пять факторов: 1) происхождение и эволюцию правовой системы, 2) своеобразие юридического мышления, 3) специфические правовые институты, 4) природу источников права и способы их толкования, 5) идеологические факторы. На этой основе К. Цвайгерт различает восемь «правовых кругов»: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право.

62. Соотношение терминов «правовая система», «система права», «правовая семья»

Правовая система — это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Система права представляет собой упорядоченную, внутренне организованную совокупность норм права, в которой каждый элемент в свою очередь может рассматриваться как своеобразная система более мелких элементов. Первичным элементом системы права является норма права.

Под правовой семьей понимается более или менее широкая совокупность национальных правовых систем в рамках одного типа права, объединенных общностью исторического формирования, структуры источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки.

63. Общая характеристика англосаксонской правовой системы

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Данная семья характеризуется следующими признаками:

основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке;

главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

нет кодифицированных отраслей права;

отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.

64. Общая характеристика романо-германской правовой системы

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России при всех ее особенностях более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

65. Религиозные и традиционные правовые системы

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

главный творец права - Бог, а не общество, не государство

источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

отсутствует деление права на частное и публичное;

нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Признаками данной правовой семьи являются следующие:

доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;

обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше;

судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;

судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;

архаичность многих ее обычаев и традиций.

67. Понятие и принципы правотворчества

Правотворчество — это деятельность, прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества и т. п.);

профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди; юристы, управленцы, экономисты и другие);

законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);

демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);

гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).

оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов);

Следовательно, принципы правотворчества — это основополагающие идеи, руководящие начала деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

лассификация правотворчества дается исходя из двух оснований: по субъектам, по результатам.

68. Классификации правотворчества

Различают в зависимости от субъектов правотворчества в последовательности, определяемой удельным весом принимаемых нормативных правовых актов:

а) правотворчество государственных органов;

б) делегированное (санкционированное) правотворчество;

в) непосредственное правотворчество народа (референдум). Внутри этих видов называют: правотворчество должностных лиц, правотворчество органов местного самоуправления (делегированное), правотворчество негосударственных организаций (делегированное или санкционированное).

В зависимости от результатов правотворчества называют:

1. Законотворчество - правотворчество органов государственной власти, где принимаются законы, обладающие высшей юридической силой и верховенством в системе других нормативных правовых актов.

2. Правотворчество Президента.

3. Правотворчество органов исполнительной власти.

69. Понятие и виды правотворческих органов

Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Субъектами правотворчества выступают:

государственные органы,

негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

2) правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства);

3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра);

4) правотворчество органов местного самоуправления;

5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

70. Этапы правотворчества

В теории правотворчества признано, что процесс создания права не носит одномоментного характера, а «растянут» во времени. В связи с этим выделяют, как правило, два этапа правотворческого (законодательного) процесса.

Первый — предпроектный этап — заключается в том, что в обществе выявляется потребность в урегулировании нормами права социальной проблемы. Выявление такой потребности происходит спонтанно, имеют значение лишь степень остроты проблемы (вопроса), ее общезначимость и актуальность. Оценивает потребность в правовом регулировании как общество, которое через свои институты — лидеров, средства массовой информации, науку — может оказать влияние на законодателя, так и сами правотворческие органы, государство. О том, что потребность в правовом регулировании назрела, можно говорить, когда закон представляется наиболее эффективным средством, преимущественной формой регулирования по сравнению с другими социальными средствами воздействия (экономическими, моральными и пр.).

Второй этап правотворчества называется проектным этапом, или этапом принятия правотворческого решения. Особенность его заключается в том, что, во-первых, эта работа осуществляется непосредственно в самом законодательном органе, а, во-вторых, на данном этапе осуществляется собственно «творчество права»: создаются, изменяются или отменяются нормы права, происходит интеллектуальная работа над текстом законопроекта. Причем проектный этап может быть в свою очередь разбит на несколько стадий, последовательно сменяющих одна другую.

Первая стадия: внесение в правотворческий орган проект» закона субъектом правотворческой инициативы.. Чаще всего инициатором принятия того или иного закона является правительство, которое реализует ту или иную политику и острее других чувствует, в каком акте парламента оно нуждается для дальнейшей эффективной работы. В силу сказанного часто законопроект возникает именно потому, что в нем больше всего нуждается исполнительная власть.

Вторая стадия: рассмотрение проекта закона в комиссиях и комитетах правотворческого органа с целью проанализировать его содержание с разных позиций и предложить более совершенные средства правового воздействия. Особая роль в этом процессе принадлежит комиссии по законодательству парламента, за которой по обыкновению остается последнее слово перед вынесением проекта на обсуждение на заседании палаты парламента.

Третья стадия: обсуждение законопроекта по палатам или на совместном заседании палат законотворческого органа. Цель такого обсуждения заключается в высказывании предложений, поправок и замечаний отдельными депутатами и фракциями (объединениями депутатов) парламента. Эта стадия может иметь два варианта развития: а) принятие законопроекта в первом чтении; б) возврат его на доработку с последующим прохождением процедуры обсуждения по комиссиям и комитетам парламента.

Четвертая стадия: принятие законопроекта право-творческим органом во втором (окончательном) чтении. В чем выражается принятие законопроекта? С процедурной точки зрения, принятие означает лишь то, что проект получил одобрение большинства депутатов палаты (или парламента в целом). С юридической точки зрения, принятие законопроекта составом депутатов парламента — один из необходимых юридических фактов, обусловливающих дальнейшее превращение законопроекта в полноценный закон. Для завершения процесса правотворчества необходимы еще несколько важных этапов, логически включаемых в четвертую стадию правотворчества. Это подписание законопроекта главой государства и обнародование (опубликование в средствах массовой информации) текста нового закона.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внешняя политика Ивана IV: задачи и основные направления. Расширение территории государства | Введение. Здоровое сердце. Формула активности и долголетия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.