Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. Резюме Имеется несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний




Резюме

  • Имеется несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков, способностей. Это - научение, учение, обучение.
    • Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли).
    • Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) его социокультурного (общественно-исторического) опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Следовательно, учение рассматривается как разновидность научения.
    • Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) социокультурного (общественно-исторического) опыта другому человеку в специально созданных условиях. В психолого-педагогическом отношении обучение рассматривается как управление процессом накопления знаний, формирования познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащегося.
    • Итак, научение/обучение/учение - это процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли), является "научение". Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как учение.
  • Существует множество теорий научения. В каждой из них можно выделить какой-то отдельный аспект изучаемого явления. Согласно одним теориям, в процессах учения и научения существует единый механизм обучения (как у человека, так и у животных); другие теории рассматривают учение и научение как различные механизмы.
    • Существует ряд актуальных проблем, требующих дальнейшего изучения: проблема соотношения и разграничения понятий "научение"/"учение"/"обучение"; проблема соотношения и разграничения эффектов научения и созревания/развития; проблема выявления общих законов и закономерностей научения; проблема выделения видов, механизмов и условий эффективного научения.
    • Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное. Каждый вид научения можно разделить на два подвида: рефлекторный; когнитивный.
  • Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам - игра, учение, труд. Учение, которое в последовательной смене основных типов деятельности, совершающейся в течение жизни каждого человека, следует за игрой и предваряет труд, существенно отличается от игры.
    • Проблема учения является междисциплинарной; соответственно оно может рассматриваться с разных позиций.

 

Словарь терминов

  1. Автоматизация
  2. Ассоцианизм
  3. Ассоциация
  4. Действие
  5. Деятельность
  6. Задача
  7. Знание
  8. Игра
  9. Интеллектуальный
  10. Интериоризация
  11. Навык
  12. Научение
  13. Необихевиоризм
  14. Опыт
  15. Обучение
  16. Память
  17. Поведение
  18. Понятие
  19. Проблема
  20. Процесс
  21. Развитие
  22. Реакция
  23. Рефлекс
  24. Рефлекс условный (врожденный)
  25. Синтез
  26. Созревание
  27. Становление
  28. Стимул
  29. Теория поэтапного формирования умственных действий
  30. Труд
  31. Умение
  32. Умственные действия
  33. Усвоение
  34. Учение
  35. Философия
  36. Формирование
  37. Цель
  38. Экстериоризация
  39. Этика

  1. Сравните следующие понятия: "усвоение", "учение", "научение", "учебная деятельность".
  2. Назовите систему деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт.
  3. Как трактуют понятия "научение", "обучение" и "учение" А.К. Маркова и Н.Ф. Талызина?
  4. Чем отличается точка зрения В.Д. Шадрикова по поводу научения от точки зрения Л.Б. Ительсона?
  5. Как трактовалось научение в отечественной психологии в советский период ее развития?
  6. Назовите основные теории научения.
  7. Назовите основные проблемы теории научения.
  8. Какие виды научения существуют в человеческом обществе?
  9. В чем суть бихевиористской концепции научения?
  10. Раскройте суть принципа подкрепления как главного пути управления процессом учения в теории оперантного поведения.
  11. В чем суть ассоциативно-рефлекторной теории научения?
  12. Чем отличаются когнитивные теории научения от бихевиористских и ассоциативно-рефлекторных?
  13. Назовите и дайте характеристику основным видам ассоциативного научения.
  14. Какие уровни научения принято выделять в психологии?
  15. В чем суть междисциплинарного подхода к учению?
  16. Охарактеризуйте учение как разновидность человеческой деятельности.
  17. Назовите основные теории учения в отечественной психологии.
  18. В чем суть деятельностного подхода к усвоению социального опыта?
  19. В чем суть теории поэтапного формирования умственных действий и понятий?
  20. Назовите основные операциональные теории усвоения социального опыта.
  21. Раскройте основные положения теории планомерного формирования умственных действий.

Список литературы

  1. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
  2. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1995.
  3. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
  4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
  5. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
  6. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие. Мн.; М., 2000.
  7. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир, 1970.
  8. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.
  9. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  10. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М., 1994.
  11. Орлов Ю.М. Научение. М., 1997.
  12. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2001.
  13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
  15. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998.
  16. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
  17. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. М., 1996.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.