Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базовые умения педагога




  • Психологическая структура деятельности педагога, как было сказано выше, включает следующие компоненты:
    • проектировочный;
    • конструктивный;
    • организаторский;
    • коммуникативный;
    • гностический.

Расшифровывая эти понятия, целесообразно сформулировать требования к умениям педагога, характеризующим различные аспекты его деятельности. На основе анализа психолого-педагогической литературы и собственного опыта можно сформулировать следующие группы умений.
Проектировочные умения, заключающиеся в планировании своего курса, в предвидении возможных затруднений со стороны учащихся при усвоении данного курса, в нахождении методов и методических приемов, необходимых для преодоления трудностей учащимися, в определении наиболее рациональных видов деятельности учащихся, способствующих успешному овладению знаниями, умениями и навыками, в умении корректировать свою деятельность, исходя из реакции учащихся на преподавание, в выборе иллюстративного материала по всему курсу, в дифференциации подхода при обучении учащихся.

  • Проектировочные умения - это умения:
    1. осуществлять перспективное планирование стратегических, тактических и оперативных задач и способов решения;
    2. предвидеть возможные варианты решения системы педагогических задач в течение всего образовательного времени, на которое ведется планирование;
    3. намечать результаты, которые необходимо достичь к окончанию выполнения той или иной работы;
    4. научить учащихся ставить и реализовывать цели самостоятельной работы;
    5. ставить цель учебной работы, планировать ее достижение, предусматривать возможные трудности;
    6. проектировать содержание учебного предмета;
    7. проектировать собственную педагогическую деятельность.

Конструктивный компонент деятельности педагога включает: отбор и разработку композиции содержания информации; проектирование деятельности учащегося, в процессе которой необходимая информация может быть усвоена; проектирование собственной будущей деятельности и поведения для эффективного взаимодействия с учащимися. В связи с этим преподаватель должен уметь: отобрать материал для занятия, выделить узловые понятия и закономерности в нем, найти правильное соотношение фактического и теоретического материала на данном занятии, планировать логические переходы от одного этапа занятий к другому, расположить теоретический материал от легкого к более сложному, сделать выводы по данной теме и осуществлять переход к последующей, композиционно строить занятия, не похожие друг на друга и др.

  • Конструктивные умения - это умения:
    1. отбирать и структурировать материалы во вновь разрабатываемые учебные предметы;
    2. отбирать и композиционно структурировать содержание учебной и воспитательной информации на предстоящем занятии;
    3. проигрывать разные варианты построения занятия в условиях системы предписаний, технических средств обучения, определенного времени, в течение которого должна быть решения конкретная задача, отбирать формы организации, методы и средства обучения;
    4. конструировать новые педагогические технологии обучения, осуществлять контроль за учебной деятельность учащихся.

Организационный компонент включает в себя организацию информации в процессе ее сообщения учащимся и организацию различных видов деятельности учащихся таким образом, чтобы результаты соответствовали целям системы собственной деятельности и поведения в процессе взаимодействия с учащимися. Взаимодействие предполагает объединение, интеграцию членов взаимодействующей группы и воздействие на группу педагога-организатора, обеспечивающего эту интеграцию. Интеграция является организаторской деятельностью, направленной на учет, контроль, установление индивидуальной ответственности и т.д.
В связи с этой стороной деятельности педагог должен уметь организовывать свое время, индивидуальную работу учащихся, коллективную деятельность учащихся, осуществлять взаимодействие с учащимися в учебной работе и т.д.

  • Организаторские умения - это умения:
    1. организовывать групповую и индивидуальную работу учащихся с учетом всех факторов;
    2. организовывать индивидуальные и проводить деловые учебные игры, дискуссии, тренинги;
    3. управлять психическим состоянием учащихся на учебных занятиях;
    4. диагностировать познавательные возможности и результаты познавательной деятельности;
    5. оценивать результаты учебной работы, соответствие достигнутого уровня нормативному;
    6. организовывать усвоение учебного материала согласно программным требованиям и потенциальным возможностям учащихся;
    7. осуществлять коррекцию учебной деятельности.

Коммуникативный компонент, характеризующийся взаимоотношениями в коллективе, рассматривается в двух аспектах: а) взаимоотношения по горизонтали (педагог - учащийся) и б) взаимоотношения по вертикали (руководитель педагогической системы - партнер по деятельности).

  • Коммуникативные умения - это умения:
    1. строить взаимодействие учащихся и педагога в зависимости от целей, содержания, форм организации, методов обучения;
    2. индивидуально воздействовать на учащегося в ходе фронтального изложения учебного материала;
    3. устанавливать доброжелательные доверительные взаимоотношения с учащимися;
    4. вырабатывать единое мнение о правильном выборе действия, поведения;
    5. мотивировать участников педагогического процесса к предстоящей деятельности.

Гностический компонент является своеобразным стержнем всех вышеназванных. Он включает в себя изучение и анализ особенностей процесса и результатов собственной деятельности, изучение и анализ деятельности и способности воздействия на других людей с учетом их возрастных и типологических особенностей.

  • Гностические умения педагога - это умения:
    1. извлекать новые знания из различных источников, из исследования собственной деятельности;
    2. самостоятельно работать с различными источниками информации;
    3. выделять главное, существенное при отборе и структурировании учебного материала и изложении его;
    4. анализировать педагогические ситуации; формулировать педагогические задачи;
    5. добывать новые знания, необходимые для их продуктивного решения, анализировать решения и результаты, сопоставлять искомый результат и реальный;
    6. логически рассуждать и проводить логические вычисления;
    7. осуществлять поисковую, эвристическую деятельность;
    8. изучать, обобщать и внедрять передовой опыт.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.