Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы моделирования спроса и потребления




ТЕМА 1.1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В МАРКЕТИНГЕ

1.1.1. ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СПРОСА И ПОТРЕБЛЕНИЯ 13

1.1.2. КОЭФФИЦИЕНТЫ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПО ЦЕНЕ: ПРАКТИЧЕСКОЕ

ЗНАЧЕНИЕ, ОЦЕНИВАНИЕ, СВОЙСТВА 15

1.1.3. ФУНКЦИИ СПРОСА, УРАВНЕНИЕ СЛУЦКОГО 20

1.1.4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ 22

1.1.5. ФУНКЦИИ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ; ФУНКЦИИ ЗАТРАТ РЕСУРСОВ 31

1.1.6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИМЕ­РЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ 34

1.1.7. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК 35

1.1.8. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 47

Основным понятием теории потребления является функция полезности U(x,у). Эта функция выражает меру полезности на­бора (х,у), где х – количество товара X, а у – количество товара Y. Чувствительность набора (х,у) к незначительному изменению х при фиксированном у называется предельной полезностью х и определяется как частная производная U'х. Аналогично предельная полезность у определяется как U'у. Чаще всего линии уровня функции полезности (их еще называют кривыми безразличия) являются графиками убывающих функций. Поэтому мы будем считать, что для точек А(х 0, у 0 ) и В(х 0 + D х, у 0 + D у), расположенных на одной линии уровня приращения, D х >0, а D у < 0. (рис. 1.1.1).

В этом случае гово­рят, что D х единиц первого товара замещается на ( D у) единиц второго товара (имеется в виду переход из точки В в точку А).

Предельной нормой замещения х на у в точке А называется предел отношения ( D у) /D х, когда точка В стремится к А, оставаясь на одной с А линии уровня функции U (x, у). Предельная норма замещения обозначается MRSху или MRSху(А), если необходимо явно указать ее зависимость от точки А.

Предельная норма замещения одного товара дру­гим равна отношению их предельных полезностей.

(1.1.1)

Пример 1.1.1. Найти предельную норму замещения х на у для функции полезности U(x,y) = ln х + ln y в точках: а) (3;12), б) (2;1).

Решение. а) По формуле (1.1.1) получаем

поэтому MRSху (3; 12) = 4.

б). Аналогично находим MRSху (2; 1) = 0,5.

В теории потребительского спроса на два блага х и у (к примеру, исследуемое х и все остальные у) предпочтения потребителя описываются функцией полезности U(x, y), a бюджетное ограничение (расходы потребителя не более его дохода) в случае, когда потребитель тра­тит весь свой доход на рассматриваемые блага: хрх+ уру = I, где I – доход потребителя, а рх и ру – цены благ х и у соответственно. Для того, чтобы построить графики этих неявно заданных функций у (х) в системе координат, где по оси абсцисс отложена величина блага х, а по оси ординат – у, нужно выразить в явном виде величину у как функцию от х для обеих зависимостей. Сделаем это для простейшей функции полезности U(x, y)= xy. Для уровня полезности (благосостояния) U0 и дохода I получаем следующие функции:

Графиком первой из этих функций (она называется кривой безразличия, т.к. показывает все пары (х, у), дающие одинаковое значение функции полезности) является гипербола, а графиком второй (бюджетного ограничения) – прямая линия, имеющая отрицательный наклон, равный по абсолютной величине относительной цене блага х и точку пересечения с осью ординат I/ ру, соответствующую количеству блага у, которое можно приобрести по цене ру, если потратить на него весь доход I (построить график самостоятельно).

Другим примером функций в экономике служат функции спроса и предложения p (q), выражающие связь цены блага и величины спроса или предложения блага при постоянных вкусах потребителей, ценах на другие блага и других параметрах. Пример графика функции спроса и функции предложения приводится на рис. 1.1.2. График функции предложения, в отличие от функции спроса, отражает положительную связь переменных (D(q) – связь цены блага и величины спроса, S(q) – предложения).

 
 


р

q

Рис. 1.1.2

В модели потребительского спроса используются также функ­ции Торнквиста, моделирующие связь между величиной дохода I и величиной спроса потребителей х на:

а) малоценные товары

б) товары первой необходимости

в) товары второй необходимости

г) предметы роскоши

Соответствующие им графи­ки приведены на рис. 1.1.3.

Рис. 1.1.3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.361 сек.