Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения. Методические указания




В АНТРОПОГЕННЫХ ЭКОСИСТЕМАХ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ, ИХ АДАПТИВНАЯ РОЛЬ

Практическая работа № 2

Методические указания

Выполните расчеты CL50 и ПДК веществ, указанных преподавателем. Исходные данные приведены в табл. 4.

Таблица 4

Вещество М d t0пл t0кип nD
Бензол 78,11 0,879 5,533 80,1 1,5017
Ксилол 106,17 0,864 - 47,4 139,3 1,4972
Толуол 92,14 0,867 - 95 110,625 1,4969
n-Бутилацетат 116,16 0,8813 - 73,5 126,11 1,3961
Хлороформ 119,39 1,489 -63,5 61,2 1,4464
Метиламин 31,06 0,699 -92,5 -7,55 -
Хлорбензол 112,56 1,107 - 51,7 178,5 1,4571

 

Для нелетучих веществ, такие зависимости для предсказания ПДК или ОБУВ (ориентировочно безопасные уровни вещества) установлены для нескольких классов соединений:

Фосфорорганические соединения

lgDL50 (моль/л) = 0,014 М– 4,83

Ароматические амины

lgDL50 = 0,01 М – 25

Фенолы

lgDL50 = 0,0036 М + 0,18

Порядок выполнения задания

Получите задание у преподавателя и рассчитайте ПДК указанных веществ, пользуясь данными табл. 5.

Таблица 5

Вещество Химическая Формула Молекулярная масса
Фенол Крезол Гидрохинон Триоксибензол Анилин Бензидин Карбофос C6H5OH CH3CH4OH C6H4(OH)2 С6Н3(ОН)3 C6H5NH2 H2NC6H4C6H4NH2   94,11 108,14 110,12 126,12 93,13 184,24 352,38

 

 

Содержание отчета

Представьте выполненные расчеты и ответьте на контрольные вопросы:

1. Что такое токсикодоза?

2. Как рассчитывается острая интоксикация?

3. Как рассчитывается хроническая интоксикация?

4. Что такое КОВОИО, и что он означает?

5. Что такое функциональная кумуляция, как ее можно рассчитать?


Цель работы: Определить хронобиологический тип по опроснику-тесту. Определить и сопоставить показатели индивидуальной минуты (ИM) со стандартными величинами.

Оборудование: секундомер, опросник.

На протяжении всей своей истории человечество имеет дело с суточными, месячными, сезонными, годовыми ритмами, обусловленными планетарными явлениями и влияющими на геологические, климатические, биологические и другие процессы.

Под ритмами (от греч. rheo — теку) понимают повторение одного и того же события или состояния через строго определенные промежутки времени. Длительность цикла от начала до очередного повтора называется периодом. Ритмичность процессов, присущая всем живым организмам, носит название биологических ритмов. Важнейшим ритмом для всего живого на Земле является суточный ритм, определяемый такими факторами, как вращение Земли, колебания температуры, влажности.

Ритмы биологической активности с периодом около суток носят название циркадных (от лат. circa — вокруг, dies — день). Изучение закономерностей этих ритмов приобретает все возрастающее практическое значение в связи с круглосуточной работой предприятий, жизнью на Севере, освоением Мирового океана, с длительным пребыванием под водой, развитием космонавтики, межконтинентальными перелетами. Ритм суточной смены сна и бодрствования, покоя и деятельности наложил свой отпечаток на все физиологические функции, в первую очередь на обеспечивающие двигательную активность, а затем на более глубокие, вплоть до основного обмена веществ.

Определенное влияние на состояние физиологических функций организма человека оказывают периодические изменения положения Луны относительно Солнца и Земли, действие гравитационных сил, влияющее на интенсивность приливов и отливов, геофизические явления. Большой интерес представляет теория биоритмов, согласно которой с момента рождения человека у него наступают ритмические, с околомесячным периодом, колебания функционального состояния. Так, считают, что физический цикл завершается за 23 дня и определяет широкий диапазон физических свойств организма, включая сопротивляемость болезням, силу, координацию, скорость, физиологию, ощущение хорошего физического самочувствия. Эмоциональный цикл, длящийся 28 дней, управляет творчеством, восприимчивостью, психическим здоровьем, мышлением, восприятием мира и самих себя. Интеллектуальный цикл имеет период в 33 дня, он регулирует память, бдительность, восприимчивость к знаниям, логические и аналитические функции мышления.

Дни перехода от положительной фазы к отрицательной являются критическими, что проявляется в физическом цикле несчастными случаями, в эмоциональном — нервными срывами, в интеллектуальном — ухудшением качества умственной работы. Опасность увеличивается, когда критические дни разных циклов совпадают.

Одним из критериев эндогенной организации биологических ритмов является длительность индивидуальной минуты (ИМ). У здоровых людей величина ИМ является относительно стойким показателем, характеризующим эндогенную организацию времени и адаптационные способности организма. У лиц с высокими способностями к адаптации ИМ превышает минуту физического времени, у лиц с невысокими способностями к адаптации ИМ равна в среднем 47,0-46,2 с, у хорошо адаптирующихся — 62,90-69,71 с. ИМ имеет циркасептальный ритм — ее величина максимальна во вторник и среду и минимальна в пятницу и субботу. По величине ИМ можно судить также о наступлении утомления у учащихся и взрослых людей.

С учетом этого величина ИМ может быть исследована в начале и конце занятия, в течение дня, недели, месяца, года. Эти данные позволят выявить циркадные, недельные, сезонные ритмы индивидуальной минуты, функциональное состояние организма и его адаптивные возможности в любое время.

 

Задание 1 . Определение хронобиологического типа (хронобиотипа)

 

С помощью предлагаемого теста определите свой хронобиотип. При выполнении тестового задания придерживайтесь следующих рекомендаций:

1. Прежде чем ответить, добросовестно прочитайте каждый вопрос.

2. Ответить необходимо на все вопросы в заданной последовательности.

3. На каждый вопрос надо ответить независимо от другого вопроса.

4. Для всех вопросов даны на выбор ответы с оценочной шкалой. Перечеркните крестиком только один ответ.

5. На каждый вопрос просьба ответить как можно откровеннее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.